Анализ в системе финансового и управленческого учёта, методика расчета маржинального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческих решений и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Задачи, поставленные к выполнению цели:
Изучить методики анализа по данным финансового и управленческого учёта;
Провести анализ в системе финансового и управленческого учета хозяйствующего субъекта РФ;
применить методику расчета маржинального дохода на примере хозяйствующего субъекта РФ.

Содержание работы

Введение 1-5
Глава 1. Методологические основы анализа в системе финансового и управленческого учета, методика расчета маржинального дохода 6-20
Понятие финансового и управленческого учета и анализа 6-8
Роль, сущность и значение анализа в системах финансового и управленческого учета 8-16
Методика расчета маржинального дохода 16-20
Глава 2. Проведение финансового и управленческого анализа предприятия «Птицесельмаш» 20-31
Характеристика объекта исследования предприятия «Птицесельмаш» 20-26
Анализ финансового состояния предприятия «Птицесельмаш» за 2009-2010 гг. 26-30
Анализ маржинального дохода предприятия «Птицесельмаш» за 2009-2010 гг. 30-31
Заключение 32-35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая по афхд - копия.docx

— 128.18 Кб (Скачать файл)

Оценка финансового  состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.[3]

Анализ финансового  состояния предприятия преследует несколько целей:

  • определение финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций финансового состояния.

Основными компонентами финансово-экономического анализа  деятельности предприятия являются:

  • анализ бухгалтерской отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • расчет финансовых коэффициентов.

[4]В финансовом анализе широко используется метод построения вертикального и горизонтального баланса предприятия на основе данных Бухгалтерского баланса.[5]

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного  веса отдельных статей отчетности в  общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными  предыдущего периода.

Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые  могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить  сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно  отличаются от показателей анализируемого предприятия.

Для построения вертикального  баланса следует итог пассива (или  актива) баланса и на начало, и  на конец отчетного периода принять  за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу.

Преимущества вертикального  анализа - сравнимость относительных  показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен  на начало и конец отчетного периода.

Для полноты финансовой картины  вертикальный анализ может быть дополнен горизонтальным, который основывается не только на абсолютных показателях, но и на относительных темпах роста (снижения).

Горизонтальный анализ состоит  в сравнении показателей бухгалтерской  отчетности с показателями предыдущих периодов.

Горизонтальный анализ позволяет  не только выявить скорость изменения  каждого показателя и прогнозировать на основе полученных данных его изменение  в будущем.

Для построения горизонтального  анализа следует принять данные по каждой балансовой статье на начало отчетного периода за 100 процентов  и рассчитать прирост (снижение) каждого  показателя в сравнении с базовым. Для более точного прогнозирования темпов прироста (снижения) следует провести расчеты за несколько отчетных периодов - тогда тенденция изменения будет более очевидной.

Ценность и правильность выводов горизонтального анализа  существенно зависят от влияния  инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть  существующие тенденции их изменений.

Наиболее распространенными  методами горизонтального анализа  являются:

  • простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
  • анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Горизонтальный  и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и очень ценны при сопоставлении периодов деятельности, существенно отличающихся по условиям хозяйствования, уровню цен, объемам производства. Кроме того, вертикальный и горизонтальный анализ позволяют проводить сравнение с эталоном (например данными самого успешного в финансовом плане периода) и также анализировать результаты деятельности нескольких предприятий.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

В зависимости от того, какого вида источники средств используются для формирования запасов, можно  судить об уровне платежеспособности предприятия.

Финансовая устойчивость отражает стабильность характеристик, полученных при анализе финансового состояния предприятия в свете долгосрочной перспективы, и связана с общей структурой финансов и зависимостью предприятия от кредиторов и инвесторов. Финансовая устойчивость определяется соотношением собственных и заемных средств предприятия в составе источников средств.

В финансовом анализе  широко используются формализованные критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам. Полученные значения анализируются как по абсолютной величине, так и в динамике (то есть определяются тенденции их роста или снижения).

Затем они сравниваются с  нормативными коэффициентами (эталонами), данными за прошлые периоды, среднестатистическими  показателями по отрасли или группе сходных предприятий. Формализованность такого подхода выражается в том, что определенное значение рассчитанного показателя или коэффициента свидетельствует о вполне конкретном состоянии дел на предприятии.

В экономической литературе встречается огромное количество рассчитываемых коэффициентов и показателей, которые  могут характеризовать отдельные  стороны финансового состояния  предприятия.

Основные финансовые коэффициенты, порядок их расчета, нормативные  ограничения и влияние изменений  на финансовое положение предприятия приведены в таблице 1.3.

 

 

 

 

Таблица1.3.

Финансовые коэффициенты

Коэффициент

Нормативное ограничение

Влияние изменений  на финансовое положение предприятия

1

Автономии

Более 0,5

Рост свидетельствует  об увеличении финансовой независимости, снижении риска финансовых затруднений  в будущие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств

2

Соотношения заемных и  собственных средств

Макс.1

Рост отражает превышение величины заемных средств над  собственными источниками их покрытия

3

Маневренности

-

Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние предприятия

4

Обеспеченности запасов  и затрат собственными источниками

1

При значении ниже нормативного предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками  финансирования

5

Абсолютной ликвидности

Мин. 0,2

Показывает, какую часть  краткосрочной задолженности предприятие  может погасить в ближайшее время

6

Ликвидности

Более 0,8

Отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия  при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

7

Покрытия 

Мин. 2

Показывает платежные  возможности предприятия, оцениваемые  при условии не только своевременных  расчетов с дебиторами и благоприятной  реализации готовой продукции, но и  продажи в случае необходимости  прочих элементов материальных оборотных  средств

8

Реальной стоимости имущества  производственного назначения

Мин. 0,5

Отражает долю реальной стоимости  имущества производственного назначения в имуществе предприятия


Управленческий  анализ— это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:[ 6]

  • качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;
  • аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;
  • оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;
  • мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.

От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат— прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.

Управленческий анализ интегрирует  три вида внутреннего анализа— ретроспективный, оперативный и перспективный,— каждому из которых свойственно решение собственных задач.

Два первых направления (ретроспективный  и оперативный анализ) были свойственны  внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость  проведения перспективного анализа, возникшая  с переходом российских организаций  на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое  качество, доводя его до уровня управленческого  анализа. В то время как ретроспективный  анализ отвечает на вопрос: «Как это  было?», прерогативой перспективного управленческого  анализа является поиск ответа на вопрос: «Что будет, если?». В рамках перспективного анализа следует  выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие собственные цели и методы.

Особенности управленческого  анализа:

  • комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
  • использование всех доступных источников информации;
  • ориентация результатов анализа на руководство организации;
  • отсутствие регламентации с внешней стороны;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
  • границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;
  • методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;
  • управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;
  • аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.

Объектом управленческого  анализа являются хозяйствующие субъекты экономики.[7]

Субъект управленческого  анализа— это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.

Предмет управленческого  анализа— это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.

Основная цель управленческого анализа— это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.

Проведение управленческого  анализа предприятия любой отрасли народного хозяйства позволяет:

  • оценить место предприятия на рынке данного товара;
  • проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
  • оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;
  • принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;
  • выработать стратегию управления затратами в организации;
  • определить стратегию ценообразования;
  • анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

Управленческий анализ использует внутреннюю (учетную и внеучетную) и внешнюю информацию, поэтому применяемые в ходе аналитических процедур методы разнообразны и зависят, прежде всего, от направления анализа.

 

1.3. Методика расчета маржинального дохода

 

Термин маржинальный доход (МД), от англ. marginalrevenue, используется в двух значениях:[8]

Предельный доход —  дополнительный доход, получаемый от продажи  дополнительной единицы товара.

Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход  является источником образования прибыли  и покрытия постоянных затрат.

Это разночтение обусловлено  многозначностью английского слова  marginal: предельный, отсюда происходят слова «маргинал, маргинальный» — находящийся на границе, на пределе общепринятого.

Изменение, разница, отсюда происходят слово «маржа» — разница  процентных ставок и т.п.

Далее мы будем рассматривать, как более распространенное, второе значение этого термина.

Информация о работе Анализ в системе финансового и управленческого учёта, методика расчета маржинального дохода