Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:46, реферат
Последние годы стремительно растёт число публикаций в СМИ, в которых населению России на высоком научном и эмоциональном уровне разъясняют, почему и зачем нужно увеличивать иммиграцию в Россию. Суть всех подобных рассуждений можно свести к одной формуле: «Мигранты спасут Россию». Именно эта формула и предлагается руководству Российской Федерации в качестве фундаментального основания для принятия соответствующих решений.
Актуальность темы:
Введение
1. Понятие и сущность миграции............................................................................5
1.1. Экономические эффекты миграции..........................................................8
2. Характеристика современных миграционных процессов................................10
2.1. Миграционные процессы в современной России.................................13
3. Проблемы миграции в России...........................................................................20
3.1.О совершенствовании государственной миграционной
политики Российской Федерации...........................................................................24
Заключение................................................................................................................28
Список литературы........................................................
миграция в рамках промышленно развитых стран;
миграция рабочей силы между развивающимися странами;
миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые;
миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть — в автомобилестроении; в Бельгии — половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.
Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее, нередко такое явление, как «утечка умов», в частности, из Европы в США.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.
Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.
В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%, Беларусь – 3%.
Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального иммграционного законодательства.
Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своего постоянного проживания. В россии, по различным оценкам, находятся от 500 до 700 тыс. Беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории россии незаконно, а количкство беженцев и вынужденных переселенцев из стран снг, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. Человек. В странах снг проживает около 25 млн. Русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.
Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
- повышается конкурентоспособнос
- иностранные
рабочие, предъявляя
- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
2.1. Миграционные процессы в современной России
В России чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Во-первых, в настоящее время сальдо внешней миграции страны формируется из положительного миграционного прироста со странами СНГ и за счет миграционной убыли в обмене со странами дальнего зарубежья . Миграционный прирост со странами СНГ увеличивался до 1998 г. за счет прибытия в Россию большого числа мигрантов из этих стран, затем началось его сокращение. По итогам 2009 г. миграционный прирост по сравнению с 1998 г. сократился с 846 тыс. до 40 тыс. человек – более чем в 20 раз.
Во-вторых, результаты миграционного обмена со странами дальнего зарубежья наоборот складываются не в пользу России в количественном и качественном измерениях. За период 1989-2009 гг. страну покинули около 1,2 млн. человек, в то время как прибыло в Россию всего 170 тыс. человек из стран дальнего зарубежья. Основными странами выезда россиян на постоянное место жительства являлись Германия, Израиль и США. В-третьих, внутри страны мало зон привлекательных для миграционного притока населения. В 1990-х годах начался отток населения из регионов севера и востока России. За 1999-2009 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла и сохраняет положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Изменилась география трудовых миграций. С середины 1990-х гг. притяжение Москвы с ее огромным рынком труда стало более ощутимым для жителей многих соседних областей, зона трудовых миграций в столицу охватила весь Центральный район. Кроме того, растет трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов из республик Северного Кавказа в регионы и крупные города Центральной России, нефтегазодобывающие округа тюменского Севера. Но оценить ее объемы сложно, так как подавляющее большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики, что далеко не полностью учитывается при регистрации проживания. В то же время в целом только на Московскую агломерацию приходится порядка 75% всей внутренней миграции страны. Особенно остро ситуация утраты трудовых ресурсов и миграционной привлекательности стоит для ряда регионов, например, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения. Это видно при сравнении возрастных структур населения Севера и покидающих его мигрантов: в разных регионах доля трудоспособного населения в 2009 году составляла 61-69%, а среди мигрантов - 73%, доля детей - соответственно 20-27% и 17%. В целом же в 40% регионов России (36 из 89) сильная естественная убыль дополняется миграционным оттоком, большая часть таких регионов (25%) расположена в освоенной Европейской части страны и пока в них отток невелик. Только в трех субъектах Российской Федерации – тюменских округах и Ненецком АО – положительный естественный прирост дополняется миграционным (в Ингушетии это временная ситуация, связанная с перемещением беженцев из Чечни).
Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов. Начиная с 2006 года, убыль трудоспособных ресурсов быстро набирает темп (от –0,25% в 2006 году до –1,2% с 2009 года). В 2010 году численность населения в трудоспособном возрасте станет меньше на 3,6 млн. человек. Для ежегодного возрастания ВВП не менее чем на 7%, необходимо, чтобы совокупный рост численности занятых и производительности труда оставался таким же.
средний темп повышения производительности труда в благоприятных 2006-2009 годах составлял 3.2%, а численность занятых возрастала в среднем на 1.4%. среднегодовой прирост ввп в эти два года составлял 4.6-4.7%. при сохранении темпов повышения производительности труда на уровне 2006-2009годов для увеличения ввп ежегодно на 7.2% необходим ежегодный рост численности занятых в 3.7% (табл.1).
Таблица 1
Индексы ВВП, численности занятых и производительности труда (в %)
Показатели |
2009г. к 2006г. |
2009г. к 2007г. |
2009г. к 2008г. |
Внутренний валовой продукт |
101.6 |
1.095 |
1.113 |
Численность занятого экономически активного населения |
1.022 |
1.028 |
1.051 |
Производительность труда |
0.994 |
1.065 |
1.059 |
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1. институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье
2. частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способом удержания населения,
3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
В стране степень подвижности населения — как фактор внутренней миграции — находится на уровне начала эпохи индустриализации.
Сложившаяся региональная организация страны пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива – человеческих ресурсов. Это выражается в дестабилизации качества жизни населения части российских регионов, их сильной стратификации по данному показателю, как между субъектами Российской Федерации, так и внутри них.
Низкая пространственная
мобильность накладывается на низкую
квалификационную мобильность населения:
ведь если человек не может перемещаться
в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной
нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь
под предложения в месте проживания. Но
в большинстве регионов система профессионального
образования развернута под уже не существующие
советские территориально-
Таблица 2
Сравнительные показатели миграции в регионах РФ, чел.
Численность мигрирующего населения |
2006 | |||||||||
Число прибыв ших |
Число убывших |
Миграционный прирост |
Число прибыв ших | |||||||
Российская Федерация |
2122071 |
1989752 |
+132319 |
2284859 | ||||||
Северо-Западный |
186653 |
168602 |
+18051 |
191748 | ||||||
Санкт-Петербург |
48796 |
28407 |
+20389 |
48288 | ||||||
Ленинградская область |
33004 |
20839 |
+12165 |
33793 | ||||||
Калининградская область |
14361 |
10352 |
+4009 |
13825 | ||||||
Республика Карелия |
15156 |
14749 |
+407 |
16103 | ||||||
Новгородская область |
9304 |
9317 |
-13 |
10384 | ||||||
Вологодская область |
12526 |
12565 |
-39 |
13895 | ||||||
Псковская область |
10023 |
10937 |
-914 |
10940 | ||||||
Архангельская область |
11661 |
16303 |
-4642 |
11023 | ||||||
Мурманская область |
16158 |
21008 |
-4850 |
16763 | ||||||
Республика Коми |
16701 |
22373 |
-5672 |
15697 | ||||||
По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.
В России в течение
последних лет наблюдается