Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования а также выполнить обязательства перед бюджетом.
В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфля

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 4
1. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 9
1.1. ОПЕРАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ 10
1.2. ТАКТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 11
1.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 15
1.4. ВНЕШНИЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 17
2. ПРИМЕР РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. 22
2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА. 22
2.2. ПРИМЕР ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. 23
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ И ОТЧЕТНОСТИ. 29
2.4. ВАРИАНТЫ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА. 30
3. АНАЛИЗ РИСКОВ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ. 33
4. ФОРМА ЗАДАНИЯ. 35
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с действующим  законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная  с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность  предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования а также  выполнить обязательства перед бюджетом.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. Вместе с тем, в хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "фиктивное банкротство" и преследуется в уголовном порядке.

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует  специальных методов финансового  управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Основой методики являются три положения:

  • -диагностика банкротства;
  • -выявление факторов, влияющих на кризисное развитие;
  • -выработка антикризисных механизмов управления финансами.

Рыночная экономика  выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название "системы антикризисного финансового управления". Для реализации этой системы управления в странах с развитой рыночной экономикой готовятся особые специалисты - менеджеры по антикризисному управлению компанией. Суть этой системы управления состоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы защиты или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры.

Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое  возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства. Она может быть сформулирована следующим образом:

Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его защиту от банкротства.

Реализация политики антикризисного финансового управления при угрозе банкротства предусматривает (Рис.1.).

1. Периодическое исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства. В этих целях в системе общего анализа финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное "кризисное поле", реализующее угрозу банкротства. В процессе исследования показателей "кризисного поля" применяются как традиционные, так и специальные методы анализа. Анализ и контроль таких показателей включается в систему мониторинга финансовой деятельности предприятия.

2.Определение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого направлениями его финансовой стратегии и системой плановых и нормативных финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

3. Изучение основных факторов, обусловивших (и обуславливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия. Разработка политики антикризисного финансового управления  определяет необходимость, предварительной группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

 

Основное содержание политики антикризисного  финансового управления предприятием при угрозе  банкротства

   

 

1. Исследование финансового  состояния предприятия с целью  раннего обнаружения признаков  его кризисного развития, вызывающих  угрозу банкротства

   
         

 

7. Финансовое обеспечение ликвидационных  процедур при банкротстве предприятия

     

 

2. Определение масштабов кризисного  состояния предприятия

   

 

   
   

 

Содержание политики антикризисного управления финансами при угрозе банкротства

   
   

 

   

 

 

6. Выбор эффективных  форм санации

     

 

3. Изучение основных  факторов, обуславливающих ( или обуславливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия.

         

 

5. Внедрение внутренних  механизмов финансовой стабилизации  предприятия

     

 

4. Формирование целей и выбор  основных механизмов антикризисного  финансового управления при угрозе банкротства


 

Рис. 1.

 

 

4. Формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства. Цели и механизмы антикризисного финансового управления должны соответствовать масштабам кризисного состояния предприятия и учитывать прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства. С учетом этих условий, финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей:

а) обеспечение финансового оздоровления предприятия за счет реализации внутренних резервов хозяйственной деятельности;

б) обеспечение финансового  оздоровления предприятия за счет внешней  помощи и частичной его реорганизации;

в) прекращение хозяйственной  деятельности и начало процедуры банкротства (в связи с невозможностью финансового оздоровления предприятия).

Соответственно этим целям формируются и системы  механизмов финансового управления предприятием при угрозе банкротства, которые составляют содержание последующих  направлений политики.

5. Внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия. Внутренние механизмы финансовой стабилизации должны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановлению финансовой устойчивости предприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны на последовательном использовании определенных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами кризисных явлений в его развитии. В системе антикризисного финансового управления этому направлению политики предприятия уделяется первостепенное внимание.

6. Выбор эффективных форм санации предприятия. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет реализации внутренних резервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, так и в процессе производства дела о банкротстве. В первом случае предприятие может само выступить инициатором своей санации и выбора ее форм. В процессе санации необходимо обосновать выбор наиболее эффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) с тем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления и не допустить объявления банкротства предприятия.

7. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве предприятия. В большинстве случаев такое обеспечение носит вынужденный характер и регулируется законодательством. Осуществление ликвидационных процедур следует за принятием решения арбитражного суда о признании предприятия банкротом (случаи самоликвидации, не связанные с банкротством предприятия, в политике антикризисного финансового управления не рассматриваются). Финансовое обеспечение ликвидационных процедур связано с разработкой соответствующего бюджета, подготовкой активов к реализации, обеспечением требований кредиторов за счет реализуемого имущества. Эти функции финансового менеджмента возлагаются обычно на ликвидационную комиссию.

Целью данной курсовой работы является исследование состояния предприятия, диагностика  вероятности наступления банкротства, определение глубины кризиса  и разработка комплекса управленческих решений по санации исследуемого предприятия.

Для проведения мероприятий  по анализу финансового положения  предприятия используется ряд методик, изложенных в методических пособиях по антикризисному управлению (см. "Курс лекций" и "Практикум").

Основные мероприятия, проводимые при санации организаций  рассматриваются в Главе 1 настоящего методического пособия.

Глава 2 посвящена  рассмотрению примера расчета схемы  реструктуризации долгов санируемого  предприятия.

  1. Механизмы финансовой стабилизации.

Основная роль в системе антикризисного управления отводится широкому использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.

Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно  осуществляется по таким основным этапам:

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался  масштаб кризисного состояния предприятия (легкий или тяжелый кризис), наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

2. Восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия  может быть устранена в течение  относительно короткого периода  времени за счет осуществления  ряда аварийных финансовых мероприятий,  причины, генерирующие неплатежеспособность могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.

3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном снижении угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято  подразделять на оперативный, тактический и стратегический (Табл.1.1).

 

 

Таблица 1.1.

Основные механизмы финансовой стабилизации предприятия, соответствующие  основным этапам ее осуществления.

Этапы финансовой

Механизмы финансовой стабилизации

стабилизации

Оперативный

Тактический

Стратегический

 

1.Устранение неплатежеспособности.

 

Система мер, осно-ванная на исполь-зовании  принципа “отсечения лишне-го”

 

 

 

-

 

 

 

-

 

2.Восстановление финансовой устойчивости

 

 

 

-

 

Система мер, осно-ванная на исполь-зовании  моделей финансового рав-новесия

 

 

 

-

3.Изменение финансовой стратегии  с целью ускорения экономического  роста

 

 

 

-

 

 

 

-

Система мер, ос-нованная на ис-пользовании  моде-лей финансовой поддержки уско-ренного  роста.


 

В практике финансового менеджмента  вышеперечисленные механизмы финансовой стабилизации подразделяются иногда на "защитные" и "наступательные". Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе "отсечение лишнего", представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких либо наступательных управленческих решений. Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в целом представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития. Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, подчиненную цели ускорения всего экономического роста предприятия.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из механизмов, используемых на отдельных этапах финансовой стабилизации предприятия.

1.1. Оперативный механизм финансовой  стабилизации

Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип "отсечения лишнего", лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочного перевода в денежную форму).

Информация о работе Антикризисное управление