Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.
Введения
Глава 1. Организация аудита операций с денежными средствами
1.1 Понятия и цели аудита
1.2 Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций с денежными средствами
Глава 2. Аудит кассовых операций
2.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе
2.2 Программа проведения проверки кассовых операций
2.3 Аудиторская проверка кассовых операций
Заключение
Литература
В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя. объем проверочных процедур уменьшится;
Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.
Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.
Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.
Завершение и оформление результатов аудита
Обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. На заключительном этапе аудиторского процесса составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения -безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.
1.2 Предварительная
подготовка к аудиторской
Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке, является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета.
До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.
На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:
1. Сколько касс в организации;
2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:
- Денежные средства
- Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;
- Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.
- Инкассация – перевоз денежных средств специальными организациями.
3. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;
4. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);
5. Сколько расчетных счетов у организации;
После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.
Глава 2. Аудит кассовых операций
Прежде чем приступить к процедуре аудиторской проверки, целесообразно рассмотреть порядок ведения бухгалтерского учета наличных денежных средств организации.
2.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе
Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира.
Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия:
1. Получено в кассу с расчетного счета:
Дт 50 "Касса";
Кт 51 "Расчетный счет".
2. Получена наличными выручка от реализации:
а) работ, услуг, продукции, товаров:
Дт 50 "Касса";
Кт 90/1 "Выручка";
б) основных средств, прочих активов:
Дт 50 "Касса";
Кт 91/1 "Прочие доходы";
3. Сдан в кассу остаток подотчетной суммы:
Дт 50 "Касса";
Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
4. Получено в кассу в возмещение задолженности по недостаче:
Дт 50 "Касса";
Кт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
5. Получено наличными от дебиторов:
Дт 50 "Касса";
Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
6. По объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет:
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 50 "Касса".
7. Выдано под отчет:
Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
Кт 50 "Касса".
8. Выдана из кассы заработная плата персоналу предприятия:
Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
Кт 50 "Касса".
9. Выдано наличными в
погашение кредиторской
Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
Кт 50 "Касса".
10. Выдано наличными за
счет средств органов
Дт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
Кт 50 "Касса".
Не реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия кассы.
Результаты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия:
Дт 50 "Касса";
Кт 91/1 "Прочие доходы".
Недостача относится на материально-ответственное лицо (кассира).
В учете составляются следующие проводки:
1. При обнаружении недостачи:
Дт 94 "Недостачи, потери от порчи ценностей";
Кт 50 "Касса".
2. Выявленная недостача
относится на материально-
Дт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
Кт 94 "Недостачи, потери от порчи ценностей".
3. Внесено наличными в
кассу в погашение
Дт 50 "Касса";
Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
4. Удержано из заработной платы в погашение недостачи:
Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
2.2 Программа проведения проверки кассовых операций
Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:
- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
- проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);
- проверка правильности документального оформления операций;
- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
- аудиторская проверка правильности списания денег;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины;
- проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
- оформление результатов проверки.
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:
- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
- наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
Составляется примерный перечень вопросов для определения качества внутреннего контроля в организации:
1. Хранятся ли деньги в несгораемом сейфе?
2. Имеется ли сигнализация в помещении кассы?
3. Заключен ли договор с вневедомственной охраной?
4. Сопровождает ли охрана
кассира при получении им
5. Имеются ли вторые ключи от сейфа у руководителя предприятия? (где и у кого хранятся дубликаты ключей)
6. Инкассируется ли данная организация?
7. Снимаются ли остатки
денежных средств
8. Проводятся ли внезапные проверки в кассе?
9. Присутствует ли главный бухгалтер при снятии остатков в кассе?
10. Проверяет ли отчеты кассира главный бухгалтер?
11. Снимаются ли остатки денежных средств в кассе на конец года?
12. Регистрируются ли приходные документы в журналах?
13. Присваивает ли кассир номера приходным и расходным документам денежных средств?
14. Составляет ли кассир приходные и расходные документы денежных средств?
15. Производятся ли записи в отчете кассира: ежедневно или по мере накопления документов?
16. Кроме денежных средств в кассе хранятся ли: бланки облигаций, акций, путевок в д\о и санаторий?
17. По движению валютных средств в кассе составляются ли отдельные отчеты?
18. Вся ли сдается в банк выручка поступившая в кассу?
19. Практикуется ли получение денег от клиента, работников за товары, услуги другими лицами (минуя кассира)?