Аудит расчетов с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы:
1. Изучить цели, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
2. Составить плана и программу для проведения аудита расчетов с поставщиками;
3. Рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Эффективность руководства  деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Между обоими видами задолженности  есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной

сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег  как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.

Основанием для принятия на учет задолженностей перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг). Наиболее характерный вид кредиторской задолженности – это задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. 

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в  системе бухгалтерского учета, которую применяет проверяемый им экономический субъект, и изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Данная тема очень актуальна  в настоящее время, так как  расчеты с поставщиками присутствуют в бухгалтерском учете большинства  предприятий независимо от форм собственности.

Предмет курсовой работы – аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. Объект исследования – расчеты с поставщиками и подрядчиками как объект бухгалтерского учета и аудита.

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала  и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Задачи, поставленные при  написании курсовой работы:

1. Изучить цели, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов  с поставщиками и подрядчиками;

2. Составить плана и программу для  проведения аудита расчетов с поставщиками;

3. Рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цель, задачи и информационное  обеспечение аудита расчетов  с поставщиками.

 

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой  проверке бухгалтерского учета и  финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской  проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской  деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской  отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ[10,c. 2]. Следовательно, назначение аудита - это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Одним из важнейших моментов, которые  характеризуют финансовое состояние  предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

С целью повышения достоверности  данных о расчетах с предприятиями  и организациями необходимо работниками  бухгалтерии каждого хозяйства  производить ежегодную инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Данные инвентаризации способствуют также ликвидации просроченных задолженностей и предостерегают предприятия от не поступлений денежных сумм дебиторской задолженности в результате истечения срока исковой давности.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерской отчетности расчетных  операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит  расчетов с поставщиками - лишь часть  проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации. Он направлен  на установление соответствия применяемой  в организации методики учета, нормативным  актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками имеют место практически на любом  предприятии.

Исходя из этого, основной целью проверки расчетов с поставщиками является установление правильности ведения учета расчетов за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть решены следующие задачи:

- проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

- подтвердить своевременность погашения и правильность отражения 
на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

- оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Для решения поставленных задач аудиторами будут рассмотрены  положения учетной политики, касающиеся расчетов с поставщиками и подрядчиками, договоры с поставщиками и подрядчиками на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе  налоговому, изучена экономическая  сущность договорных схем.

Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим  счетам бухгалтерского учета в учетных  регистрах и первичных документах, а также в Главной книге  и отчете. Поэтому аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций [15,c. 27].

Обобщив вышеизложенное, можно сказать, что источниками информации для проведения аудита расчетов с поставщиками могут служить:

- положение об учетной политике;

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей, договоры на оказание услуг, на выполнение работ;

- накладные, счета-фактуры поставщиков; акты сверки расчетов;

 журнал регистрации счетов-фактур поставщиков, журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

- протоколы о зачете взаимных требований;

- акты инвентаризации расчетов;

- векселя;

- копии платежных документов;

- книга покупок, учетные регистры  по счету 60, главная книга;

- бухгалтерская отчетность.

Методологические основы организации учета расчетов с  поставщиками устанавливают правила  документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей. Они разработаны согласно:

- Гражданским кодексом Pоссийской Федеpации, принятым Государственной Думой 22.12.95г. (ред. от 30.12.2012г.);

- Налоговый кодекс Российской  Федерации, принятым Государственной Думой 16.07.1999г. (в ред. от 03.12.2012);

- Федеральный закон от 6 декабря  2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его иcпoльзoвaнию»;

- Приказом Минфином России от 06.10.2008 г №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 27.04.2012);

- Положением от 06.07.99 г., № 43н «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. от 28.11.2010);

- Положением по бухгалтерскому учету от 09.06.01 № 44 н "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (в ред. от 25.10.2010);

- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина России от 06 мая 1999 г. № 32н (в ред. 27.04.2012);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» (ПБУ  10/99). Утверждено приказом Минфина  России от 06 мая 1999 г. № 33н.( в ред. от 27.04.2012 г.

 

 

 

 

 

2. Планирование аудита  расчетов с поставщиками.

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии [17,c.49]:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского  учета;

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки;

- подготовка общего плана  и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа  планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских  доказательств и ведение рабочей  документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет  проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета [19,c.84].

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками