Аудит расчетов с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы:
1. Изучить цели, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
2. Составить плана и программу для проведения аудита расчетов с поставщиками;
3. Рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Аудитор обязан обратить особое внимание на документацию, на которую нет графиков документооборота либо эти графики реально не используются при проведении процедуры.

4. Проверка полноты и точности регистрации документов в учетных регистрах. Данная проверка нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены принципы:

- было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;

- все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

-  все документы зарегистрированы своевременно;

- все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;

- все документы отраженны согласно с экономической сутью операции и по всем документам проведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

- документ принят к учету единожды.

5. Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации. Цель проведения этой процедуры - установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации во время текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. В действительности экономисты считают, что все организации должны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока к тому же надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками аудитором иcпoльзуются процедуры:

1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно либо не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с разными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей и, кроме того, предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности.

Инвентаризацию лучше  осуществлять с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на конкретную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения либо акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос передается поставщику либо подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной либо не подтвержденной суммой возвращается аудитору [18,c.97].

2. Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Данная процедура проводится в том случае, если на предприятии происходили случаи списания дебиторской задолженности со счета 60, субсчета «Авансы выданные» (так как дебиторская задолженность возникает исключительно на этом субсчете).

Ученые экономисты считают, что проверке подлежат обороты по следующим счетам: по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам» либо дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Помимо этого проверяется факт отражения  списанных в качестве безнадежных  к взысканию сумм на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Дебиторская задолженность по которой истек срок исковой давности (3года) и, кроме того, иные долги, нереальные к взысканию, списываются по любoму обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов или на счет прочих доходов и расходов, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались [21,c.412].

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам - целью данной процедуры является проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних предприятий, не подтвержденных в течении конкретного срока первичными документами. Отсутствие таких документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке требуется учитывать:

- аналитический учет по  счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» обязан обеспечивать  получение данных по неотфактурованным поставкам;

- материальные ценности, работы, услуги по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренным договором.

Аудитору надлежит убедиться  в том, что затребуются документы по неотфактурованным поставкам на предприятии в разумные сроки. По неотфактурованным поставкам с отсутствие подтверждающих документов длительное время, аудитор обязан убедиться, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, аудитор обязан проверить правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяется товарно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов либо расходов.

Проверка расчетов по выданным векселям - при проведении расчетов на предприятии за поставленные материальные ценности, осуществленные работы, оказанные услуги собственными векселями, аудитор должен обратить внимание при проверке на:

- аналитический учет по  счету 60 обязан обеспечить возможность  получения данных в разрезе  поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой  векселям;

- по векселям, просроченным  оплатой, с и стекшим сроком  исковой давности требуется проверить  своевременность списания кредиторской  задолженности на внереализационные доходы организации;

- если по выданному  векселю предусмотрено начисление  процентов либо дисконт, то  эти проценты либо дисконт  должны своевременно увеличивать  кредиторскую задолженность предприятия  и отражаться на счетах учета  прочих доходов и расходов, то  есть по дебету счета 91 «Прочие  доходы и расходы».

Проверка расчетов по коммерческим кредитам - если с передачей в собственность другой стороне товаров, работ, услуг предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, и предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг, то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого кредита. Если материальные ценности поступили на условиях коммерческого кредита, аудитор обязан помнить:

- аналитический учет по  счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» обязан обеспечить  возможность получения данных  в разрезе поставщиков по полученным  коммерческим кредитам;

- проценты, причитающиеся  к уплате по договору коммерческого  кредита, включаются в стоимость  товарно-материальных ценностей, (работ,  услуг), приобретенных на условиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26 и др.), если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных доходов либо расходов.

Проверка расчетов по претензиям - если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказания работ, осуществленных услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача товарно-материальных ценностей сравнительно отфактурованного количества либо несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин, поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику обязан быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор обращает внимание на следующие моменты:

- все претензии учитываются  на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» субсчет  «Расчеты по претензиям»;

- отправлялся ли запрос  поставщику и, что отраженные  на счете 76 субсчет «Расчеты  по претензиям» суммы соответствуют  значениям, указанным в коммерческом  акте;

- претензия была предъявлена  своевременно (в противном случае  суд может отказать в удовлетворении  иска);

- пакет документов, приложенных  к претензии и исковым заявлениям, обязан быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в объеме и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке осуществленных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика [17,c.158].

Проверка учета курсовых разниц - если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты и, кроме того, если расчеты между контрагентами-резидентами проводятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте либо в условных единицах, в учете возникают курсовые разницы. При проверке аудитор обязан убедиться в правильности расчетов курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы организации. Пересчет проводится по курсу ЦБ Pоссийской Федеpации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ- на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг- на дату фактического потребления услуги) и, кроме того, на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета - в ходе проведения данной процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудитор сверяет методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к данному счету. При ведении учета с использованием журнала-ордера №6 итоговые данные должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, вместе с этим ведомость учета неотфактурованных поставок (форма №6-с), ведомость учета материалов в пути (ф. №6а-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 69 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При автоматизированном способе ведения учета, с учетом системной автоматизации необходимость в данной процедуре отпадает, в связи с тем, что все сводные синтетические регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.

Проверка правильности отражения  в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками - целью такой проверки является определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяются статьи актива бухгалтерского баланса «Авансы выданные» и статьи пассива «Поставщики и подрядчики», «Вексельные обязательства к уплате» и, кроме того, приложение к бухгалтерскому балансу в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей. Основными нарушениями при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности является зачет разных статей задолженности между собой. В ходе проверки аудитор убеждается, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Налоговый учет процентов  по векселям и коммерческим кредитам - если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику конкретного процента, требуется обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целях налогообложения. Аудитор обязан учитывать, что проценты по долговым обязательствам признаются расходами организации в целях налогообложения при соблюдении условий:

-расходы признаются процентом,  начисленные за фактическое время  пользования заемными средствами (фактическое время нахождения  ценных бумаг у третьих лиц);

- объем начисленных по  долговому обязательству процентов  принципиально (более, чем на 20% в ту либо иную сторону) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ Pоссийской Федеpации, увеличенной на 10% (когда долговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте).

Помимо этого аудитор  обязан помнить, что в налоговом  учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных расходов, в то время как в бухгалтерском учете проценты по заемным средствам включаются в состав операционных расходов исключительно после принятия ценностей к учету. До этого момента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретенных ценностей [2].

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками