Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретического материала и нормативной базы по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Задачи, поставленные при написании курсовой работы:
1. Изучить цели, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
2. Составить плана и программу для проведения аудита расчетов с поставщиками;
3. Рассмотреть методику аудита расчетов с поставщиками.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта" [14,c.63].
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
- правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;
- организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности.
План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
состав аудиторской группы
|
Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности.
Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией. Также аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение. Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками представлена в Приложении 1.
3. Методика аудиторской
проверки расчетов с
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками сначала оценивают качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками. Для этой задачи проводят опрос письменный и устный cотрудников организации. Тест внутреннего контроля приведен в Приложении 2. Это разрешает выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией либо другой внутренней службой предприятия.
Аудитор составляет таблицу
с перечнем процедур контроля и вероятных
методов организации
Заполнив две последние
графы такой таблицы, аудитор
уже с достаточной степенью конкретности
может оценить действующую на
предприятии систему
После проведения анализа
системы внутреннего контроля аудитор
определяет, каким образом на предприятии
организован обмен информацией
между службой внутреннего
План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов с поставщиками. Основная цель аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудитору
в первую очередь необходимо проверить
наличие договоров с
К числу важнейших требований
при осуществлении сделок на поставку
товаров (работ, услуг) помимо соблюдения
формы договора относятся также
полнота и своевременность
Аудитор устанавливает наличие договоров поставки по проведенным сделкам, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения НДС [20,c.254].
В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых ризниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.
При проверке учета расчетов с поставщиками аудитору требуется оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Фактически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита.
В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить размеры выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета разрешают делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
Один из вариантов опросника coтрудников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в Приложении 4.
Ученые экономисты считают, что при проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками иcпoльзуются следующие методы сбора аудиторских доказательств:
1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период.
2. Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичный учетной документации (ПУД) имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (согласно с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.
По итогам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, или они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, или в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета[16,c.543].
3. Целью проверки является установление наличия либо отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу, представленную в Приложении 5, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками