Банковские услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

В последние года российскому банковскому сектору удалось сохранить позитивные тенденции развития и укрепить свою роль в системе финансового посредничества. Отмечался рост банковского сектора страны по всем без исключения ключевым показателям, характерно динамичное развитие кредитных операций, активное формирование новых сегментов рынка банковских услуг, прежде всего потребительского кредитования.
Отмечая позитивные тенденции в развитии банковского сектора, в то же время концентрируется внимание на существующих проблемах, в первую очередь связанных с растущей сложностью управления рисками, как на уровне отдельных кредитных организаций, так и в масштабах банковского сектора.
Именно возрастание роли банковской системы на современном этапе, позитивное развитие банковского сектора обуславливает интерес к этой теме, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие финансово-банковской сферы экономики России за последние годы, проанализировать ее на современном этапе, рассмотреть ближайшие перспективы развития.

Файлы: 1 файл

Банковские у.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     Совместное  участие в инвестиционных проектах частного капитала и государства  приобретает все большее распространение во всем мире, особенно при реализации проектов капитала и наукоемких отраслях. В этих проектах в рамках так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП) организующая роль государства сочетается с использованием предпринимательских и финансовых ресурсов частного сектора, что приводит к высокой отдаче для всей экономики страны или региона.

     Внешэкономбанк (ВЭБ) имеет значительный опыт сотрудничества с крупнейшими российскими государственными и частными компаниями по реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. В частности, ВЭБ активно участвует в реконструкции аэропорта «Шереметьево», реализации проекта по созданию российского регионального самолета (RRL), а также реализации крупных инвестиционных проектов алюминиевой промышленности и энергетике Красноярского края. 

     2.4 Внешэкономбанк - основа создания банка развития 

     Ошибки, допущенные еще при создании государственных  специализированных банков, не могли  не сказаться и на доверии потенциальных  партнеров к этим банкам. В частности, международные рейтинговые агентства оценивают кредитоспособность Российского банка развития и Россельхозбанка ниже, чем других государственных банков — Сбербанка, ВТБ и ВЭБа .

     Основная  причина различия международных  рейтингов этих банков состоит как раз в том, что иностранные кредиторы полагают, будто эти банки не могут в полной мере рассчитывать на поддержку государства. Это неудивительно, поскольку государственные специализированные банки в России не похожи по своему правовому статусу на созданные с аналогичными целями зарубежные организации.

     При создании в России банка развития необходимо учитывать международный  опыт и не повторить прошлые ошибки. Банк развития не должен создаваться  за счет увеличения капитала какого-либо коммерческого банка, так как  из-за статуса коммерческого банка  он не сможет полноценно выполнять функции банка развития. Необходимо формировать банк развития на базе банковского учреждения с особым статусом и функциями, при этом государственный статус банка развития не должен вызывать сомнений, в том числе у международных партнеров.

     Представляется, что в России подобный банк есть. В силу своей истории Внешэкономбанк не только идеально подходит в качестве основы при создании банка развития, но и де-факто уже обладает многими  атрибутами и выполняет многие функции  банка развития.

     В то же время сохранение РосБР как  коммерческого банка нецелесообразно, так как такой статус противоречит мировому опыту работы банков развития Оптимальным представляется вариант  присоединения к ВЭБу двух других государственных специализированных банков — РосБР и Росэксимбанка При объединении этих трех банков было бы целесообразно использовать числящиеся на балансе ВЭБа активы на сумму более 2,5 млрд долл. США для  формирования уставного капитала объединенного банка. Таким об разом, уставный капитал нового банка мог бы быть сформирован в размере около 3 млрд долл. без об ращения к средствам федерального бюджета. 

     2.5 Основные конкурентные преимущества внешэконом банка как

     банка развития 

     Внешэкономбанк  уже является банком с особым статусом, который действует на основании Указа Президента России. ВЭБ - крупнейшее государственное специализированное банковское учреждение России. Он воспринимается всеми зарубежными партнерами как государственный банк, пользующийся полной поддержкой государства. Кредитные рейтинги ВЭБа свидетельствуют о том, что кредиторы уже сейчас доверяют ему больше, чем другим государственным специализированным банкам.

       Банк имеет долгосрочный опыт  сотрудничества и базу договоров  и соглашений о партнерстве  с крупнейшими банками развития  в мире, является одним из старейших банковских брендов России. При этом он характеризуется высокой узнаваемостью и тесно ассоциируется с государственной финансовой политикой, поскольку имеет значительный опыт работы на международном рынке капитала как агент Правительства РФ по управлению государственным долгом и как заемщик. Росэксимбанк - дочерний банк Внешэкономбанка, что упрощает процедуру объединения.

     Кредитный портфель ВЭБа ориентирован на поддержку  крупных инвестиционных проектов российских предприятий, при этом большую долю в нем занимают кредиты предприятиям отраслей машиностроения, энергетики и экспортерам. Роль ВЭБа как государственной управляющей компании средствами ПФР также соответствует мировой практике для банков развития и дает дополнительные возможности для подключения пенсионных накоплений к финансированию модернизации экономики. Это будет способствовать повышению доходности инвестирования при сохранении высокой степени контроля над рисками.

     Внешэкономбанк  накопил значительный опыт кредитования российских предприятий и работы с администрациями российских регионов по реализации крупнейших инвестиционных проектов. 

    ГЛАВА 3 СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАНКОВ, ИХ СЛИЯНИЕ  И ПОГЛОЩЕНИЕ 

      Количество банков в России последнее время постоянно снижается. Так сколько банков в России и сколько из них мелких банков? В конце года и с учетом финансового кризиса вопрос о численности банков является вполне уместным и актуальным. В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2010 г. количество банков России составляет – 1058,и из них - 438 (42%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб. Из общего количества банков России 522 банков, или 49,3 % зарегистрированы в Москве. При такой численности банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,38 млн. человек получается, что на каждые 19.0 тысяч населения столицы приходится один банк.

    За 2008 год количество банков сократилось  на 21 банк, а за 2009 год – на 56 банков. Общее количество банков в разрезе Федеральных округов распределяется так:

Количество  действующих банков России На 01.12.07г. На 01.12.08г. На 01.01.10 снижение 

(-) / рост (+)

к 2008 г.

1. Центральный Федеральный  округ 630 624 598 -26
2. г. Москва 553 546 522 -24
3. Северо-Западный Федеральный округ 81 81 75 -6
4. Южный Федеральный  округ 119 115 113 -2
5. Приволжский Федеральный  округ 134 131 125 -6
6. Уральский Федеральный  округ 63 59 54 -5
7. Сибирский Федеральный  округ 68 68 62 -6
8. ДальнеВосточный Федеральный округ 40 36 31 -5
  Всего по Российской Федерации 1 135 1 114 1 058 -56
 

    Из  таблицы видно, что основное количество банков зарегистрированы в европейской  части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период.

    А сколько крупных банков в России? Думаю это можно определять исходя из размера уставного капитала банка. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" определен минимальный размер собственных средств (уставного капитала) кредитной организации (банка), согласно которого установлено, что минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Для банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, определено, что они имеют право продолжать свою деятельность при условии, что размер собственных средств (капитала) банка не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. Чтобы удержаться на плаву, «мелкие» банки должны работать с высокими прибылями и в разы опережать ведущие банки по качеству обслуживания, не допуская снижения своего капитала.

    Теперь  посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного  уставного капитала.

Размер  уставного капитала (млн.руб) Количество банков на 01.10.07 г. Удельный вес (%) Количество  банков на 01.12.08 г. Удельный вес (%) Количество  банков на 01.01.10 г. Удельный вес (%)
Всего 1 135 100 1 114 100 1 058 100
От 300 и выше 294 25,9 336 30,2 350 33,1
От 150 до 300 251 22,1 254 22,8 252 23,8
От 60до 150 206 18,1 200 18,0 204 19,3
От 30 до 60 163 14,4 141 12,7 117 11,1
От 10 до 30 120 10,6 99 8,9 71 6,7
От 3 до 10 63 5,6 53 4,8 38 3,6
До 3 38 3,3 31 2,8 26 2,5
 

    Если  рассчитать минимальный уставный капитал  банка по курсу евро, установленному ЦБ, например, на 17.02.2010 года в 41,1467 руб. за евро, то рублевый эквивалент 5 млн. евро на эту дату составляет 205,73 млн. руб. Только 602 банков (350 + 252) имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ или близок к этому.

    При общем снижении количества банков в  России, наблюдается увеличение количества крупных банков с уставным капиталом  от 300,0 млн.руб. и выше.

    А что будет происходить с количеством  банков в период мирового финансового  кризиса? В изменение количества банков России Мировой финансовый кризис существенные коррективы уже внес, и будет продолжать вносить дальше. Сначала многие банки стали испытывать недостаток ликвидности, затем нехватку и ускоряющееся снижение капитала.

    На  сегодня многие банки претерпевают следующие трансформации:

    • Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
    • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
    • Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация.

    Так, например, в начале декабря 2008 года было объявлено о создании банковского  холдинга, с капиталом в 72 млрд. руб. и активами 523 млрд. руб., в состав которого войдут УРСА банк и МДМ-банк., а в августе 2009 года Банк России зарегистрировал объединение МДМ Банка и УРСА Банка под брендом «МДМ Банк». Объединенный МДМ Банк становится вторым по совокупным активам среди российских частных банком.

    С февраля 2010 года начата процедура реорганизации  ОАО "УРАЛСИБ" в форме присоединения  к нему ОАО АКБ "Стройвестбанк" и ОАО АКБ "УРАЛСИБ-ЮГ БАНК"

    Кроме того, продолжился отзыв лицензий у «нерадивых» банков. Так, только 26 декабря 2008 года Банком России отозваны лицензии сразу у трех Московских банков:

    ООО КБ "Капитал Кредит";

    ООО КБ "Боровицкие ворота";

    Акционерный Коммерческий Банк "ЭЛЕКТРОНИКА" ОАО.

    По  прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса  сокращение количества действующих банков продолжится. Многие ожидают значительное сокращение количества действующих банков – около 500.

Информация о работе Банковские услуги