Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 08:22, реферат
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.
Виды аттестации. Аттестация работников в зависимости от ее повода бывает очередная, по истечении испытательного срока, для продвижения по службе, перевода в другое подразделение.
ГБОУ СПО СО УГК ИМЕНИ И.И. ПОЛЗУНОВА
Государственное
бюджетное образовательное
«Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова»
РЕФЕРАТ
«ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА»
Дисциплина: «Управление персоналом»
Выполнила:
Группа
Екатеринбург
2013г.
Деловая оценка персонала
— это компонент диагностики
персонала, целенаправленный процесс
установления соответствия количественных
и качественных профессиональных характеристик
персонала требованиям
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.
Для осуществления оценки персонала важное значение имеет определение целей, задач, методов, критериев оценки.
Цели оценки персонала
Улучшение качества управления,
которое достигается путем
Единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными.
Более эффективное использование
человеческого потенциала. Коллектив
организации имеет социально-
Формирование и поддержание
здорового морально-
Повышение производительности, так как персональные оценки — стимул для оцениваемых. Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности оценки персонала.
Основные задачи оценки персонала:
Управленческое воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора сотруднику можно показать его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персонала.
Определение размеров вознаграждения, так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника, возможно, справедливо оплатить его труд.
Развитие персонала, так как обеспечивает выбор достойных форм поощрения и содействия профессиональному росту работников.
Рациональное использование сотрудника, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по службе, перемещении, принятии решения об оставлении рабочего места.
Трудовая мотиваций, так
как она — импульс к
Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как:
— установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
— удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Виды оценок. Виды оценок персонала следует различать по многим критериям, которые используются в производственной практике.
В соответствии с критериями систематичности выделяют:
Системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важнейших признаков оценки (процесса оценивания, его периодичности, критериев оценки, способа измерения оценки).
Бессистемную оценку, при
которой оценивающему лицу предоставляется
выбор способа измерения
В соответствии с критериями регулярности различают:
Регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например для определения размера вознаграждения. Обычно такие постоянные оценки проводятся один раз в полгода, в год, в два года.
Оценки, обусловленные каким-то событием, например:
— истечением испытательного срока;
— перемещением и передвижением по службе;
— мерами дисциплинарной ответственности;
— желанием получить справку-характеристику с места работы;
— увольнением.
В зависимости от события
используются соответствующие процессы
вынесения оценки. Например, для
такого вида оценок может использоваться
метод критических случаев. Для
осуществления оценки по данному
методу собираются, все имевшие место
в течение определенного
— негативные (например, непунктуальность, ошибки, агрессивность);
— позитивные (например, успехи на переговорах, самостоятельность, снижение затрат).
Собранные случаи могут быть различным способом применены для оценки. При этом используют:
— суммарный подсчет позитивных и негативных случаев;
— аналитическое оценивание для получения оценок в соответствии с заданными критериями;
— взвешивание (сравнение) различных случаев с использованием заданных параметров взвешивания (сравнения).
Не рекомендуется использовать вместе регулярные и обусловленные случаем оценки.
В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают также следующие виды оценок персонала:
Количественная оценка —
связана исключительно с
Качественная оценка — учитывает качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива, ответственность и т.д.).
Аналитическое оценивание,
которое заключается в
Основной вид деловой оценки персонала — это текущая периодическая оценка сотрудников организации.
Текущая периодическая оценка
сотрудников организации
а) оценке результатов работы и факторов, определяющих степень
достижения этих результатов;
б) анализу динамики результативности труда, за определенный
промежуток времени, а также динамики состояния факторов (условий), влияющих на достижение результатов.
Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих мероприятий:
— разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка ее к конкретным условиям организации;
— формирование оценочной комиссии (определение оценивающего лица) с привлечением непосредственного руководителя оцениваемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня управления, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
— определение времени и места проведения деловой оценки;
— установление процедуры подведения итогов оценивания;
— проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
— консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
Главным действующим лицом
в оценке персонала является линейный
менеджер, руководитель. Он отвечает за
объективность и полноту
Центральным вопросом любой
деловой оценки является установление
ее критериев и показателей. Они
могут характеризовать как
«Жесткие» показатели достаточно
легко измеримы, это показатели,
которые поддаются объективной
количественной оценке и используются,
как правило, в информационной системе
организации. Наиболее соответствуют
использованию «жестких»
«Мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата (к примеру, в исследовательских подразделениях).
При всей важности и приоритетности показателей результативности труда следует всегда помнить о следующих правилах:
— не отдавать явного предпочтения какому-то одному показателю и в целом данной группе показателей, так как это ведет к пренебрежению сотрудниками другими, зачастую не менее важными аспектами деятельности;
— определять необходимое и достаточное количество показателей, чтобы, с одной стороны, они охватывали все существенные стороны результативности труда, но, с другой стороны, не перегружали оценку.
Эти правила важны не только для данной, но и для последующих групп показателей.
Показатели профессионального поведения условно делятся на факторы (или условия) достижения результатов труда и показатели непосредственного профессионального поведения.
Под факторами (или условиями) достижения результатов труда понимаются главным образом способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы. Другими словами, данные показатели характеризуют степень выполнения работником своей функциональной роли.
Показатели непосредственного
профессионального поведения
При этом важно учитывать,
чтобы непосредственно
Третья группа показателей оценки — личные качества. При всей
кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности.
Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то мы можем судить в основном об их особенностях поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Сложность заключается в том, что какая-либо особенность поведения может стать результатом действия непроявленных свойств личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным
и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается систематичность оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть.
Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателя оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей.
Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели.
В любом случае способ или
метод оценки должен обеспечивать,
возможно, большую объективность
измерения конкретных значений показателя.
Следует указать на важность соблюдения
в методике оценки следующего условия:
необходимость подробного описания
количественной и качественной интерпретаций
возможных состояний