Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........3
Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора………….....5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………....5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО……….............10
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику………………...15
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов………………………….....19
Глава 2. Дивидендная политика предприятия ОАО «Газром» ……..…23
2.1 Дивидендная политика ОАО «ГАЗПРОМ» …..……………..……..23
2.2 Оценка дивидендной политики……..……….……….……..……...29
2.3 Динамика дивидендных выплат за 2006-2012 гг. ……..……........32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….34
в) степень готовности отдельных
инвестиционных проектов с высоким
уровнем эффективности (отдельные
подготовленные проекты требуют
ускоренной реализации в целях обеспечения
эффективной их эксплуатации при
благоприятной конъюнктуре
2. факторы, характеризующие
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость привлечения
в) стоимость привлечения
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. факторы, связанные с
а) уровень налогообложения
б) уровень налогообложения
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой
прибыли и коэффициент
4. Прочие факторы. В составе
этих факторов могут быть
а) конъюнктурный цикл рынка, участником которого является компания (при подъеме эффективность капитализации прибыли возрастает);
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее
полученным кредитам (поддержание
г) возможность утраты контроля над
управлением компанией (низкий уровень
дивидендных выплат может привести
к снижению рыночной стоимости акций
компании и их массовому «сбросу»
акционерами, что увеличивает риск
финансового захвата
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
Механизм распределения
• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
• На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
, где
УДВПА – уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
КПА — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями.
Такая форма предусматривает
предоставление акционерам
3. Автоматическое
4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а) коэффициент дивидендных
,
где КДВ — коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле:
,
где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа — рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.
1. Ограничения правового характера
Собственный капитал компании состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В частности, в СIIIА и Великобритании действуют три общих правила, имеющие непосредственное отношение к дивидендной политике: а) правило чистых прибылей; б) правило эрозии капитала; в) правило неплатежеспособности.
Согласно первому правилу
В национальных законодательствах
имеются и другие ограничения
по выплате дивидендов. В частности,
поскольку подоходным налогом облагаются
только полученные акционерами дивиденды,
а отложенные к выплате дивиденды
(нераспределенная прибыль) часто облагаются
налогом по пониженным ставкам и
с отсрочкой платежа до момента
получения капитализированного
дохода, нередко компании не выплачивают
дивиденды с тем, чтобы избежать
налога. В этом случае по усмотрению
местных налоговых органов
Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала компании.
В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятором является закон «Об акционерных обществах».
2. Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых
дивидендов регулируется специальными
контрактами в том случае, когда
коммерческая организация хочет
получить долгосрочную ссуду. Для того
чтобы обеспечить обслуживание такого
долга, в контракте, как правило,
оговаривается либо предел, ниже которого
не может опускаться величина нераспределенной
прибыли, либо минимальный процент
реинвестируемой прибыли. В России
подобной практики нет; некоторыми аналогами
ее являются обязательность формирования
резервного капитала в размере не
менее 15% уставного капитала общества
и закрепленное за советом директоров
право ограничения сверху размера
выплачиваемых дивидендов, которым
администрация и может
3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Как уже упоминалось выше, дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая организация может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
4. Ограничения в связи с расширением производства
Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников для целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, — для приобретения дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с относительно невысокими темпами роста — для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства.
5. Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной
политики лежит общеизвестный ключевой
принцип финансового управления
— принцип максимизации совокупного
дохода акционеров. Величина его за
истекший период складывается из суммы
полученного дивиденда и
Определенные противоречия
могут возникать и среди
Наконец дивидендная политика тесно связана с проблемой» разжижения» права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.
6. Ограничения рекламно-
В условиях рынка информация о дивидендной
политике компаний тщательно отслеживается
аналитиками, менеджерами, брокерами
и др. Сбои в выплате дивидендов,
любые нежелательные отклонения
от сложившейся в данной компании
практики могут привести к понижению
рыночной цены акций. Поэтому нередко
коммерческая организация вынуждена
поддерживать дивидендную политику
на достаточно стабильном уровне, несмотря
на возможные колебания
Информация о работе Дивидендная политика предприятия на примере ОАО "ГАЗПРОМ"