Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........3
Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора………….....5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………....5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО……….............10
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику………………...15
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов………………………….....19
Глава 2. Дивидендная политика предприятия ОАО «Газром» ……..…23
2.1 Дивидендная политика ОАО «ГАЗПРОМ» …..……………..……..23
2.2 Оценка дивидендной политики……..……….……….……..……...29
2.3 Динамика дивидендных выплат за 2006-2012 гг. ……..……........32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….34
Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов
Размер выплачиваемых дивидендов зависит от:
Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров.
Например, размер дивидендов по обыкновенным акциям рассчитывается по формуле:
,
где ЧП.Д – чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;
ЧП – чистая прибыль организации;
ДЧ.П – доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;
КП.А – номинальная стоимость всех привилегированных акций;
ДП – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в % к номиналу).
Уровень дивидендов по обыкновенным акциям можно рассчитать по формуле:
,
где ДО – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;
КА – номинальная стоимость всех акций в обращении.
Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат:
1. Дата
объявления дивиденда. Это
Акционерная организация не имеет права принимать решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если:
2. Дата
регистрации владельцев акций.
Необходимость в такой
3. Дата,
когда акция теряет право на
дивиденд, т.е. дата, освобождающая
акцию от права на получение
дивиденда. Право акции на
4. Дата платежа – дата, когда организация выдает чеки, на основании которых выплачиваются дивиденды.
Согласно
российскому законодательству акционерное
общество вправе объявлять о выплате
дивидендов ежеквартально, раз в
полгода или раз в год. Решение
о выплате промежуточных
В большинстве стран, в том числе и в России, размер дивиденда объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами).
Дивиденд в форме акций – это способ дополнительный пакет акций, распределяемый среди акционеров. Этот способ выплаты дивидендов применяется в нескольких случаях:
Глава 2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Доктор Столетов»
2.1 Технико-экономическая
Компания ЗАО "Эркафарм" работает
на рынке фармацевтического
В 2002 году Советом директоров компании было принято решение об объединении сети аптек "Эркафарма" под единой торговой маркой "Доктор Столетов".
В настоящее время сеть аптек "Доктор Столетов" присутствует в 17 регионах России, включая Москву и Московскую область, Ростовскую, Волгоградскую, Белгородскую, Оренбургскую, Курскую, Саратовскую, Орловскую области, Тулу, Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Адыгея, Татарстан, Липецк, Новосибирск, Магнитогорск и насчитывает более 472 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост.
Концепцию и идеологию новой торговой марки определило вхождение в сеть московской аптеки № 65 на Маросейке, существующей с 1901 года. Основателем аптеки был земский врач и провизор доктор Брунс. Будучи по-настоящему семейным врачом, он оказывал широкий круг медицинских услуг: проводил осмотры, лечил, назначал лекарства, и сам же их изготавливал.
Ориентированная на широкий круг покупателей с разным уровнем достатка, сеть аптек "Доктор Столетов" наследует лучшие традиции российского аптечного и врачебного дела, органично сочетая их с новейшими достижениями в области красоты и здоровья.
Основным видом деятельности сети аптек «Доктор Столетов» является аптечная розница, а именно: продажа медикаментов и парафармации (шампуней, специальной косметики).
В аптеках сети "Доктор Столетов" представлено более 15 000 наименований лекарственных средств, предметов ухода и гигиены от ведущих российских и зарубежных производителей.
Специальные проекты компании, направленные на различные слои населения, способствуют позиционированию сети как "аптека для всей семьи".
Сеть аптек "Доктор Столетов" принимает активное участие в районных, городских и региональных социальных проектах по поддержке малозащищенных слоев населения, активно сотрудничает с органами социальной защиты по вопросам оказания помощи детям и молодым мамам, пенсионерам и ветеранам ВОВ.
Основные направления
Все аптеки "Доктор Столетов" объединены
современной системой управления бизнес-процессами
и товарно-материальными
Наличие собственного учебного центра
позволяет на постоянной основе реализовывать
программы повышения
Целесообразно
представить организационную
Приоритетной задачей компании
является дальнейшее развитие в регионах,
где уже представлены аптеки сети
"Доктор Столетов", а также выход
в новые регионы, что обусловлено
растущими потребностями
По итогам 2011 года число регионов присутствия сети увеличилось с 10 до 16, а общее количество аптек выросло с 247 до 434. Выручка увеличилась более чем на 110% с 74 до 157 миллионов долларов. Доля рынка за 2011 год увеличилась с 0,67% до 1,2%. В комплексном рейтинге аптечных сетей компания переместилась с 12 на 5 место (По данным ЦМИ «Фармэксперт» за 2011 г.).
2.2 Разработка дивидендной политики сети
Часть нарабатываемой компанией «Доктор
Столетов» чистой рентабельности собственных
средств поглощается
Так, к примеру, в 2011 году, если прибыль после уплаты налога равна 100 мил. дол, а сумма дивидендов — 23 мил. дол, то НР равна 23 % или 0,23.
Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР).
Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики компании на примере только г. Москвы в сочетании с финансовым прогнозированием на основе следующей структуры аналитического баланса:
Актив за вычетом кредиторской задолженности – 10 млн. дол.
В пассиве – 4 млн. дол. собственных и 6 млн. дол. заемных средств.
Оборот составляет 30 млн. дол. Валовая прибыль (ВП) достигает 1,8 млн. дол. Средний размер процентов за кредит (ПК), уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала – 14%. Условная ставка налогообложения прибыли составляет 1/3.
Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33).
Рассчитаем ключевые показатели.
Экономическая рентабельность равна:
ЭФФЕКТ ФИ-
НАНСОВОГО .
РЫЧАГА
Таким образом, компания только в г. Москве при внутренних темпах роста 10,8% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. дол. до 4,43 млн. дол. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 6,65 млн. дол.:
Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам) до 11,08 млн. дол. (6,65 млн. дол. + 4,43 млн. дол.). Это плюс 10,8% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн. дол. То есть, сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста – на столько процентов можем увеличить и актив!
Поэтому
первый вывод: при неизменной структуре
пассива внутренние темпы роста
применимы к возрастанию
Далее, если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн. дол. принесет 33,24 млн. дол. оборота. Опять плюс 10,8%!
Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.
Сделанные
выводы открывают прямой и короткий
путь к овладению одним из главных
методов финансового
Итак, компания ставит цель: добиться 20%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо, и какой может оказаться норма распределения?
Уже подсчитано, что без структурных изменений, «свом ходом» обеспечивается рост оборота на 10,8%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36 млн. дол. Под него при коэффициенте трансформации, равном 3, надо 12 млн. дол. актива (у нас пока 11,08 млн. дол.) и столько же пассива (см. рис. 2.2).
Информация о работе Дивидендная политика предприятия на примере ОАО "ГАЗПРОМ"