Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
- определить задачи организации анализа прибыли на предприятии
Введение 3
1. Теоретические основы изучения роли и значения прибыли в экономической эффективности деятельности организации 5
1.1. Прибыль – роль и значение в условиях рынка 5
1.2. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание 7
1.3. Задачи и организация анализа прибыли 13
2. Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК» 19
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2. Факторный анализ прибыли предприятия 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции;
б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения); в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.
Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ.
Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
В процессе анализа прибыли необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать динамику изменений показателей прибыли;
- оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;
- провести факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;
- оценить влияние факторов на величину прочих доходов и расходов;
- проанализировать
- оценить показатели рентабельности;
- рассчитать резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации4.
Информационной базой для детального анализа прибыли является бухгалтерская отчетность, и в первую очередь форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", которая содержит данные о размере выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг без НДС и акцизов; себестоимости проданных товаров; коммерческих и управленческих расходах; прочих доходах и расходах; чистой прибыли, а также расшифровку отдельных прибылей и убытков.
Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках - во многих отношениях документ более важный, чем бухгалтерский баланс, поскольку в нем содержится информация о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях.
Важно отметить, что экономический анализ имеет неразрывную связь с бухгалтерским учетом, проявляя двойственный характер. С одной стороны, сведения бухучета являются главным источником информации экономического анализа (более 70%). Не зная методики бухучета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, для того чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более аналитичной, правдивой, точной, доступной и понятной, постоянно совершенствуется бухгалтерская отчетность. В этом направлении значимая роль отводится управленческому учету5.
Проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.
При оценке финансовых результатов деятельности коммерческих организаций необходимо учитывать некоторые особенности формирования и учета прибыли. Рассмотрим наиболее типичные из них.
1. Продукция отгружена,
товары проданы, услуги
- в пассиве баланса
величина прибыли, равная
- появление ложной
прибыли потребует уплаты
- неуплаченные денежные средства за проданные товары (оказанные услуги) находятся в составе дебиторской задолженности, что снижает ликвидность и платежеспособность предприятия;
- если в течение
трех лет дебиторская
Следовательно, отражение факта продажи по моменту отгрузки искажает финансовое состояние организации, и может возникнуть ситуация, когда организация финансово устойчива, но неплатежеспособна.
2. Предприятие приобрело
имущество на сумму,
3. Признаки банкротства может иметь прибыльная организация, если вложены средства в низколиквидные активы, кредиторская задолженность не погашается, прибыль используется неэффективно. В результате утрачиваются как ликвидность предприятия, так и его активов.
4. Имущество предприятия
5. Предприятие, по данным
6. Прибыль, исчисленная за все
время существования
7. Прибыль, показанная в
8. Одна и та же сумма может
рассматриваться разными
9. Объект основных
средств продолжает
10. Учетный остаток активов почти никогда не равен реальному, что связано с ошибками в учете, естественной убылью ценностей, хищениями и пр., вследствие чего приходится регулярно проводить инвентаризации. Это означает, что прибыль в учете не тождественна реальному финансовому результату деятельности предприятия.
11. Дебиторская задолженность
никогда не является
2. Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК»
2.1 Общие сведения о предприятии
ОАО «Монди СЛПК» - один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции в России. Компания является частью группы Mondi (подразделение Mondi Business Paper) - лесобумажного бизнеса транснациональной корпорации Anglo American. Mondi Business Paper занимается выработкой бездревесной немелованной бумаги и обладает производственными мощностями в Австрии, Венгрии, Израиле, Словакии, России и ЮАР.
Сыктывкарское предприятие располагает картоноделательной и тремя бумагоделательными машинами. Общая производительность комбината составляет более 750 тысяч тонн готовой продукции в год. В структуре комбината собственное древесно-подготовительное производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 720 тысяч тонн целлюлозы в год, ТЭЦ, мощность которой вдвое превышает собственные нужды комбината, и комплекс очистных сооружений.
Сыктывкарский ЛПК контролирует 13 лесозаготовительных компаний Республики Коми, которые обеспечивают древесным сырьем комбинат.
В структуре предприятий Монди СЛПК трудится 13,8 тысяч человек. С учетом косвенной занятости, предприятие формирует рабочие места предположительно для 28 тысяч человек, от его работы зависит доход около 100 тысяч человек из близлежащих районов республики.
Сыктывкарский комбинат обеспечивает более сорока процентов рынка офисной и офсетной бумаги в России и СНГ, производит газетную бумагу, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-лайнер».
ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» специализируется на выпуске офисной, офсетной, газетной бумаги, картона, ведет лесозаготовительную деятельность. Используемые (заготовляемые) породы деревьев: ель, сосна, пихта, осина, берёза. Объем потребления древесины в год - 3 млн. кбм, из них 2 млн. кбм. заготавливается силами комбината.
Юридический адрес комбината: 167026 Сыктывкар, пр. Бумажников, 2.
ОАО «Монди СЛПК» - один из крупнейших производителей бумаги и целлюлозы в России с общим объемом производства около 700 тысяч тонн продукции в год. Комплекс имеет полную интеграцию с рядом лесных холдинговых компаний, ТЭЦ и линиями производства целлюлозы. По результатам проверки независимым аудитом, финансово-экономическое положение предприятия признано устойчивым. Хотя, как и на любом предприятии такого масштаба, отмечены дебиторская и кредиторская задолженности, величины которых почти уравновешиваются.
В последнее время «узким местом», лимитирующим производство, является обеспечение предприятия лесосырьем. Основная доля лесосырья доставляется па предприятие автотранспортом - в среднем по 5 тысяч кубометров в сутки, железной дорогой всего 1-1,5 тысячи кубометров в сутки.
Концепцию техперевооружения ОАО «Монди СЛПК» условно можно свести к трем пунктам. Главное это повышение производительности труда, а также качества и конкурентоспособности продукции до мирового. Второе: снижение, а на перспективу практически исключение ручного труда за счет автоматизации всех производственных процессов. Третье: обеспечение строгой экологичности проектов нововведений, чтобы, повышая производительность и качество продукции, не усиливать вредного воздействия на природу, а еще лучше - снижать его.
Информация о работе Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК»