Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа
Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;
- определить задачи организации анализа прибыли на предприятии
Введение 3
1. Теоретические основы изучения роли и значения прибыли в экономической эффективности деятельности организации 5
1.1. Прибыль – роль и значение в условиях рынка 5
1.2. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание 7
1.3. Задачи и организация анализа прибыли 13
2. Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК» 19
2.1 Общие сведения о предприятии 19
2.2. Факторный анализ прибыли предприятия 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
Принципом сбытовой политики стало «производство необходимого потребителю товара», а не «продажа производимого».
Структуру управления на предприятии можно обозначить как линейно-функциональную. То есть это такая форма управления, при которой комбинируются линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. При такой схеме управления компанией выделяют, как правило, штаб, объединяющий специалистов-управляющих по направлениям деятельности фирмы, называемый советом директоров или советом управляющих. Этот орган задает стратегию развития компании, участвует в решении вопросов на стыке проблем, а также принимает отчеты от элементов структуры линейного управления.
Производственная структура предприятия включает в себя 24 цеха: ЦДПС, варочный цех, отбельный цех, ЦРЩиПИ, БМ-11, БМ-14, БМ-15, КДМ-21, ПВВ (ТММ и ХГММ), цех приготовления химикатов, цех по отгрузке готовой продукции, РМЗ, АТЦ, УКРО, ПВПС, ОГК, ПГНП, служба связи, служба эксплуатации КИПиЛ, СК «Бумажник», управление энергетики, куда входят: энергетический цех, ЭРЦ, ТГС и В, ЭМУ, ТЭЦ.
Компания является ведущим производителем картона для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер» и картона для упаковки пищевых продуктов.
Показатели объема выручки от продажи продукции приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели объема выручки от продажи продукции
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем выручки от |
|||
продаж, млн. руб |
|||
Бумаги, всего, в т.ч. |
9231 |
103 10 |
11508 |
- офсетная |
3685 |
3573 |
4215 |
- офисная |
3610 |
4354 |
4701 |
-газетная |
1767 |
2170 |
2431 |
Картон, всего, в т.ч. |
2518 |
2795 |
3242 |
-топ лайнер |
1475 |
1705 |
1783 |
Доля от общего объема |
|||
выручки, % |
|||
Бумаги, всего, в т.ч. |
74 |
74 |
71 |
- офсетная |
29 |
26 |
26 |
- офисная |
29 |
31 |
29 |
-газетная |
14 |
16 |
15 |
Картон, всего, в т.ч. |
20 |
20 |
20 |
-топ лайнер |
12 |
12 |
11 |
Из таблицы 1 видно, что объем выручки от продаж растет, так в 2009 году он составил 1 1508 млн. руб., что на 1198 млн. руб. больше, чем в 2008 году, и па 2277 млн. руб. больше, чем в 2007. Доля объема выручки от продаж бумаги в 2009 году составила 71%, что па 3% ниже, чем в 2008 и 2007 годах. Доля объема выручки от продаж картона за 2007-2009 года не менялась и равна 20%.
Основные технико-экономические показатели ОАО «Монди СЛПК» приведены в Приложении А.
Рост товарной продукции в 2009 году по отношению к 2007 году составляет 27,9%), а в денежном выражении рост составил 3230514 тыс. руб., по отношению к 2008 году рост составил 14,12%, то есть 1870455 тыс. руб.
Стоимость основных производственных фондов увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1464887 тыс. руб., или на 13,76%, но сравнению с 2008 годом па 4,8%.
Численность ППП в 2009 году составила 5109 человека, в т.ч. рабочих - 3847 человек, т.е. снизилась па 417 человек по сравнению с 2007 годом и на 232 человека по сравнению с 2008 годом. Фонд оплаты труда в 2009 году составил 1267122 тыс. руб., что на 60467 тыс. руб. ниже, чем в 2008 году, то есть па 4,55%.
За анализируемый период наблюдается постоянный рост выручки от реализации продукции, так в 2009 году выручка составила 16208052 тыс. руб., что на 28,13%) выше, чем в 2007 году, и на 12,66%о выше, чем в 2008 году.
Себестоимость реализованной продукции также выросла и составила в 2009 году 10564723 тыс. руб., что на 13,4%) выше, чем в 2008 году. Затраты на 1 рубль реализованной продукции за период 2007-2009 гг. остались без изменений и равны 0,71 руб. Прибыль от реализованной продукции в 2009 году составила 3209820 тыс. руб., что на 421976 тыс. руб. выше, чем в 2008 году. А чистая прибыль за анализируемый период снижается со 1461219 тыс. руб. в 2007 году до 699008 в 2009 году.
2.2. Факторный анализ прибыли предприятия
В таблице 2 представлена динамика и состав прибыли за 2007-2009 гг.
Таблица 2 - Состав и динамика прибыли ОАО «Монди СЛПК» за 2007-2009 тт.
Показатель наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007,% |
2009/ 2008,% |
2009/ 2007,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, |
16025459 |
18604408 |
19660915 |
116,1 |
105,7 |
122,7 |
Себестоимость проданных |
10564723 |
12541543 |
13435064 |
118,7 |
107,1 |
127,2 |
Валовая прибыль |
5460736 |
6062865 |
6225851 |
111,0 |
102,7 |
114,0 |
Коммерческие расходы |
1310453 |
1421380 |
1559620 |
108,5 |
109,7 |
119,0 |
Управленческие расходы |
1269531 |
1208870 |
1452173 |
95,3 |
120,2 |
114,4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040) |
2880752 |
3432615 |
3214058 |
119,2 |
93,6 |
111,6 |
Прочие доходы и расходы |
||||||
Проценты к получению |
10351 |
2159 |
7531 |
20,9 |
348,8 |
72,8 |
Проценты к уплате |
165442 |
187767 |
109781 |
113,5 |
58,5 |
66,4 |
Доходы от участия в других организациях |
1393 |
8190 |
7175 |
609,8 |
87,6 |
515,1 |
Прочие доходы |
1872296 |
855822 |
1057301 |
45,7 |
123,6 |
56,5 |
Прочие расходы |
3231337 |
1779733 |
2214212 |
55,2 |
124,5 |
68,5 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1368013 |
2331286 |
1962072 |
170,4 |
84,2 |
143,4 |
Текущий налог на прибыль |
559938 |
622004 |
476604 |
118,2 |
76,6 |
85,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
699008 |
1573062 |
1220092 |
225,0 |
77,6 |
174,5 |
Анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 2.14, свидетельствует о том, что несмотря на финансовый кризис, хозяйствующий субъект в отчетном году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности. Прибыль от продаж в 2007 году составила 2880752 тыс.руб., в 2008 году- 3432615 тыс.руб. и в 2009 году 3214058 тыс. руб.
За период с 2008 по 2009 г. прибыль снизилась на 6,4%, однако, по сравнению с 2007 г. прибыль предприятия возросла на 11,6%.
За истекший период выросла выручка от продажи продукции: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 5,7%, по сравнению с 2007 г. – на 22,7%.
Прибыль от реализации товарной
продукции находится под
Проведем расчет факторных влияний на прибыль от продаж продукции методом цепных подстановок.
Таблица 3 – Факторный анализ прибыли , тыс.руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
Влияние факторов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от продаж |
18604408 |
19660915 |
1661483 |
2. Себестоимость продукции |
12541543 |
13435064 |
- 4118837 |
3. Коммерческие расходы |
1421380 |
1559620 |
733230 |
4. Управленческие расходы |
1208870 |
1452173 |
1505567 |
5. Прибыль (стр.1-2-3-4) |
3432615 |
3214058 |
|
6. Влияние факторов |
- |
- |
Используемые сокращения:
ВР – выручка от реализации продукции;
З – затраты на производство (себестоимость);
КР – коммерческие расходы;
ПР – прибыль.
1. Изменение прибыли за счет изменения выручки от реализации (тыс.руб.):
ПР0 = ВР0 - З0 - КР0 - УР0 = 18604408 – 12541543 – 1421380 – 1208870 = 3432615
ПРвр = ВР1 – З0 – КР0 – УР0 = 19660915 – 9316227 – 2292850 – 2957740 = 5094098
∆ПРвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) = 5094098 – 3432615 = 1661483
2. Изменение прибыли за счет
изменения себестоимости (тыс.
ПРсс = ВР1 – З1 – КР0 – УР0 = 19660915 – 13435064 – 2292850 – 2957740 = 975261
∆ПРсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) = 975261 – 5094098 = - 4118837
3. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов (тыс.руб):
ПРкр = ВР1 – З1 – КР1 – УР0 = 19660915 – 13435064 – 1559620 – 2957740 = 1708491
∆ПРкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0) = 1708491 – 975261 = 733230
4. Изменение прибыли за счет изменения управленческих расходов (тыс.руб.):
ПРур = ВР1 – З1 – КР1 – УР1 = 3214058
∆ПРур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) = 3214058 – 1708491 = 1505567
5. Проверка правильности
∆ПР = ПР1 – ПР0 = ∆ПРвр + ∆ПРcc + ∆ПРкр + ∆ПРур
∆ПР = 3214058 – 3432615 = 1661483 + (- 4118837) + 733230 + 1505567 =
= -218557 тыс.руб.
Несмотря на увеличение выручки от продаж прибыль предприятия снизилась на 218557 тыс.руб.
Расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Таким образом, перерасход по себестоимости продукции привел к снижению суммы прибыли от продажи на 4118837 тыс.руб.
Экономия на коммерческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 733230 тыс.руб.
Экономия на управленческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 1505567 тыс.руб.
Наибольшее значение в жизнедеятельности любого предприятия является необходимость достижения увеличения финансового результата и максимализации прибыли от всех видов деятельности. Именно достижение прибыли определяет направление развития, как маленькой компании, так и крупной фирмы.
Вот почему, проблемы формирования доходов, распределения и использования прибыли в настоящее время имеют важное значение в повышении эффективности любого производства. В настоящих условиях работы предприятий имеется немало вопросов, связанных с повышением роли прибыли и рентабельности, которые требуют своего дальнейшего решения.
В этой ситуации правильное толкование таких сложных, разноплановых экономических категорий, как доход и прибыль, приобретает особую актуальность.
Проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.
В процессе анализа использования прибыли необходимо установить обоснованность структуры ее распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями: рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного работника и на один рубль основных средств, коэффициент финансовой устойчивости и обеспеченности собственными оборотными средствами. Менеджмент финансовых результатов предполагает экономически обоснованное воздействие на факторы, способствующие наращиванию прибыли. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано при условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на рынки сбыта.
Факторный анализ прибыли ОАО «Монди СЛПК» показал, что несмотря на увеличение выручки от продаж прибыль предприятия снизилась на 218557 тыс.руб. Перерасход по себестоимости продукции привел к снижению суммы прибыли от продажи на 4118837 тыс.руб. Экономия на коммерческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 733230 тыс.руб. Экономия на управленческих расходах привела к увеличению суммы прибыли на 1505567 тыс.руб.
Список литературы
Информация о работе Факторный анализ прибыли на примере предприятия ОАО «Монди СЛПК»