Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:31, курсовая работа
Для оценки социально-экономической эффективности торговли можно использовать систему показателей, отражающих как социальную, так и экономическую сторону торговой деятельности. В широком плане экономическую эффективность следует рассматривать по трем группам показателей:
1. Показатели, характеризующие результаты торговли (товарооборот, доходы, прибыль).
2. Показатели, характеризующие экономический потенциал (эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов).
3. Показатели, характеризующие издержки обращения (эффективность текущих затрат или потребленных ресурсов).
Введение………………………………………………….......................4
1.Сущность и назначение финансового анализа показателей оценки эффективности . …………………………..………………………………..6
2. Методы и инструментарий финансового анали-за…...…………...9
3. Анализ доходов и прибыли ………………………………………12
4. Анализ издержек обраще-ния………………………………………16
5. Резервы роста основных показателей деятельности торговой организации………… ………………………...……………………………….19
Заключение …………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………25
1.Сущность и назначение
2. Методы и инструментарий
финансового анализа…...…………...
3. Анализ доходов и прибыли ………………………………………12
4. Анализ издержек обращения……………
5. Резервы роста основных
показателей деятельности
Заключение …………………………………………………………….23
Список использованных источников
………………………………25
Введение
Рыночные отношения
Важным звеном рыночного механизма является конкуренция. Это ключевое понятие, которое отражает сущность рыночных отношений. Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов производства на рынке. Опыт западных стран свидетельствует о том, что конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения издержек и стабилизации экономического роста.
В нашей экономике роль конкуренции незначительна. Она только зарождается и проявляется в отдельных отраслях. Этому направлению развития рыночных отношений не уделяют должного внимания. Между тем разработка конкурентной стратегии позволит отраслям и предприятиям повысить эффективность хозяйственной деятельности и выйти в производстве товаров и в организации торговли на должный уровень.
Важнейшим экономическим результатом рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Соотношение прибыли и единовременных затрат становится исходной основой для реального повышения эффективности деятельности предприятия. Однако в соответствии с законами рынка нельзя отождествлять эффективность с производительностью труда. Производительность труда означает плодотворность деятельности людей и определяется величиной затрат живого и овеществленного труда, приходящегося на единицу продукции. Отсюда рост производительности труда отражает использование лишь потребляемых ресурсов (текущих затрат), тогда как повышение эффективности характеризует использование всех ресурсов, включая текущие и единовременные затраты. Попутно можно отметить, что понятие единовременных затрат, капитальных вложений и вложений в капитал имеют одинаковый экономический смысл, который сводится к необходимости соблюдения общего правила окупаемости этих ресурсов за счет прибыли, получаемой предприятием.
В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства в рамках установленных государством налоговых отчислений и социальных ограничений. Особенности функционирования рынка (субъективность интересов участников рыночного процесса, неопределенность достижения конечных результатов, подвижность параметров производства и сбыта продукции, множественность критериев оценки). А также отторжение деления эффективности на общую и сравнительную, характерную для отечественной теории и практики, поскольку возможности способа развития производства и выбор наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры. Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обуславливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления предприятием, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
1 Сущность и назначение финансового анализа
показателей оценки эффективности
Нельзя измерить и выразить эффективность отдельного торгового предприятия, так и всей отрасли в целом единым показателем, каким бы обобщающим он ни был. Для этого необходимо использовать систему показателей, которые каждый в отдельности выражал бы ту или иную сторону эффективности, а взятые вместе, давали бы полную характеристику эффективности всей отрасли и отдельных предприятий торговли.
Для оценки социально-экономической эффективности торговли можно использовать систему показателей, отражающих как социальную, так и экономическую сторону торговой деятельности. В широком плане экономическую эффективность следует рассматривать по трем группам показателей:
Социальную эффективность в настоящее время представляется необходимым рассматривать также посредством трех групп показателей:
К системе показателей общей
экономической эффективности
Общий принцип построения показателей уровня экономической эффективности заключается в сопоставлении результатов деятельности с показателями материальных, трудовых и финансовых ресурсов (показатели уровня эффективности ресурсов, или ресурсный подход к оценке эффективности) или с показателями текущих затрат на достижение этих результатов (показатели уровня эффективности затрат- затратный подход).
Между ресурсным и затратным
типом показателей
Ресурсный подход включает в себя следующие показатели:
При изучении рентабельности применяется система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечный финансовый результат деятельности организаций и предприятий: отношение показателей результатов к показателям общего объема ресурсов, обслуживающих процесс товарного обращения. Рассчитывается этот показатель по следующей формуле:
Рр = П / (ОФ + ОС + ЗП),
где ОП- сумма прибыли;
ОФ- среднегодовая стоимость основных фондов;
ОС- среднегодовая стоимость оборотных средств;
ЗП- сумма заработной платы работников.
Показатель рентабельности ресурсов
характеризует эффективность
2 Методы и инструментарий финансового анализа
Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли: объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организации и технологии торговых процессов и т.д.
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико.
Влияние отдельных факторов поддается количественной и качественной оценке, влияние других количественно оценить практически невозможно. Так, например, нельзя дать количественную оценку влиянию изменения настроения продавца на прибыль предприятия, размещения торгово-технологического оборудования в торговом зале магазина, изменения температурного режима в атмосфере и т.п.
Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и второстепенные (незначительные), влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние и внешние факторы тесно связаны между собой.
К внутренним факторам, влияющим на прибыль и рентабельность деятельности предприятия, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации и т.д.), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота и организацией торгово-технологического процесса в торговом предприятии. Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы.