Финансовый анализ торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Для оценки социально-экономической эффективности торговли можно использовать систему показателей, отражающих как социальную, так и экономическую сторону торговой деятельности. В широком плане экономическую эффективность следует рассматривать по трем группам показателей:
1. Показатели, характеризующие результаты торговли (товарооборот, доходы, прибыль).
2. Показатели, характеризующие экономический потенциал (эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов).
3. Показатели, характеризующие издержки обращения (эффективность текущих затрат или потребленных ресурсов).

Содержание работы

Введение………………………………………………….......................4
1.Сущность и назначение финансового анализа показателей оценки эффективности . …………………………..………………………………..6
2. Методы и инструментарий финансового анали-за…...…………...9
3. Анализ доходов и прибыли ………………………………………12
4. Анализ издержек обраще-ния………………………………………16
5. Резервы роста основных показателей деятельности торговой организации………… ………………………...……………………………….19
Заключение …………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………25

Файлы: 1 файл

Копия Финансовый анализ торговой организации.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3 Анализ доходов и прибыли

 

Цель анализа─ выявить резервы повышения доходности.

Для чего:

─ устанавливаются основные слагаемые доходов (торговые надбавки);

─ рассчитывается динамика доходов за ряд лет (периодов);

─ устанавливается степень выполнения плановых показателей по доходам;

─ изучается рынок товаров и услуг, выявляются возможные варианты использования доходных сегментов на сегодня и завтра;

─ изучаются возможности повышения доходов за счет дополнительных услуг торгового обслуживания;

─ изучаются возможности внедрения торговых маркетинговых элементов (исследование рынка, разработка выхода на новые рынки, в т.ч. завоевание рынка);

─ конкуренция (ценовая и неценовая);

─ реклама, стимулирование сбыта и т.д.

Основной аналитический  показатель─ уровень доходов, рассчитанный как отношение суммы доходов к объему продаж:

Сумма доходов å  D

Уровень доходов     =

Объем продаж Qпр

Проведя анализ доходов и прибыли  ООО «Кавказ», мы выяснили, что на увеличение суммы доходов в 2012г. по сравнению с 2011г. основное влияние оказали факторы увеличения объема товарооборота и роста торговых надбавок (табл. 1).

 

 

Таблица 1 - Факторы, повлиявшие на изменение доходов и прибыли

ООО «Кавказ», тыс. руб.

 

 

 

Показатели

2011г.

2012г.

 

 

Изменения по сумме

 

Сумма

 

Процент к товарообороту

 

Сумма

 

Процент к товарообороту

 

Товарооборот в рыночных ценах (выручка от реализации)

 

 

 

174,9

 

1749                        

 

 

 

 

 

 

 

265,0

 

 

 

 

 

 

+ 90,1

 

Налоги

 

6,9

 

3,95

 

4,7

 

1,77

 

- 2,2

 

Покупная стоимость  товаров (товарооборот в ценах закупки)

 

 

 

157,8

 

 

 

 

 

 

230,0

 

 

 

 

+ 72,2

 

 

 

 

 

Доходы от реализации товаров (торговые надбавки)

 

 

 

10,2

 

 

 

5,83

 

 

0,2

 

 

 

30,3

 

 

 

11,43

 

 

 

+ 20,1

 

Издержки обращения

 

 

10,23

 

 

5,85

 

 

9,3

 

 

3,51

 

 

- 0,93

 

Прибыль (убыток)

 

 

-0,03

 

 

-0,02

 

 

21,0

 

 

7,92

 

 

+ 21,03


 

 

Из таблицы 1 видно, что сумма доходов (торговых надбавок)  в 2012 году составила 30,3 тыс. руб. и увеличилась на 20,09 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом.

 Это обусловлено изменением объема товарооборота и ростом за счет этого фактора суммы доходов на:

90,1 ´ 5,83 ¸ 100 = 5,28 тыс.  руб.

и увеличением за счет роста  уровня торговых надбавок на:

11,43 - 5,83 = 5,6% к товарообороту,

на 265 ´ 5,6 ¸ 100 = 14,84 тыс. руб.

Совокупное влияние указанных факторов составило  + 20,09 (+5,25+14,84).

 

 

Таблица 2 - Структура товарооборота ООО «Кавказ»

 

 

 

Наименование товарных групп

 

Удельный вес в процентах оборота к итогу

 

 

 

Уровень доходов в  2011году, %

 

Процентные числа за год

 

2011 год

 

2012 год

 

2011 год

 

2012 год

 

Электрострой-

Инструмент

 

 

72,3

 

 

15,8

 

 

25,0

 

 

1807,5

 

 

395

 

Авто-аудио-

Аппаратура

 

 

12,2

 

 

55,2

 

 

30,0

 

 

366

 

 

1656

 

Автомасла

 

5,4

 

12,3

 

10,0

 

54

 

123

 

Авто-сигнализации

 

 

10,1

 

 

16,7

 

 

15,0

 

 

151,1

 

 

250,5

 

Итого

 

100

 

100

 

-

 

2379

 

2424,5


 

Далее рассмотрим основные факторы, повлиявшие на выход фирмы из убыточного состояния. Сумма прибыли в отчетном периоде  составила 21,0 тыс. руб., т.е. увеличилась  по сравнению с убытками 2011 годом на 21,03 тыс. руб. На увеличение суммы прибыли от реализации повлияли следующие факторы:

уменьшение налогов на -2,2 тыс. руб.,

и сокращение издержек обращения  на -0,93 тыс. руб.

Совокупное влияние этих факторов составило + 21,03 тыс. руб.

 На уровень доходов  оказывает влияние и изменение структуры товарооборота, так как доходность (размеры торговых надбавок) от реализации отдельных групп товаров не одинакова (таблица 2).

 

Данные таблицы показывают, что  средний уровень доходов в 2011г. составил:

                             2379 ¸ 100 = 23,79% к товарообороту,

исходя из структуры товарооборота  2012 года:

                                       2424,5 ¸ 100 = 24,25%.

Следовательно, изменение структуры  товарооборота явилось фактором роста доходов на:

                                      24,25 ─ 23,79 = 0,46%.

Вносятся коррективы в изменение торговых надбавок.

Немаловажно также выявить  причины изменения валовой (балансовой) прибыли по сравнению с убытками 2011 года и по сравнению с прибылью от реализации товаров.

 

4  Анализ издержек обращения

 

Цель анализа издержек обращения─  выявить резервы экономного хозяйствования, являющегося основой увеличения прибыли фирмы и доходов его работников.

 Наличие необходимой  информации по анализу издержек  обращения позволяет ориентироваться  в рыночных ситуациях и производить корректировку  своей деятельности.

В процессе анализа устанавливают:

─ динамику расходов за ряд лет и тенденции их изменения;

─ соответствие фактического уровня издержек обращения разработанному плановому показателю;

─ факторы, оказавшие влияние на изменение уровня издержек обращения.

В процессе оценки издержек обращения рассчитывают следующие  аналитические показатели:

─ уровень расходов как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота;

─ размер изменения уровня издержек обращения за анализируемый период;

─ темпы изменения расходов как процентное отношение размеров изменения к базисному уровню.

Проведем анализ издержек обращения ООО «Кавказ».

Уровень издержек обращения  фирмы  по данным таблицы  составил за 2011 год 9,72%, а за 2012 год ─ 5,28% к товарообороту. За анализируемый период уровень расходов уменьшился на:

                                   5,28 ─ 9,72  = - 4,44%.

 

Таблица 3 - Издержки обращения ООО «Кавказ»

 

 

 

 

Показатели

 

2011 год

 

2012 год

 

Изменение

 

Сумма

(тыс. руб.)

 

Процент к товарообороту

 

Сумма

(тыс. руб.)

 

Процент к товарообороту

 

По уровню в процентах к обороту

 

В Посум-ме (+,-)

 

Издержки обращения

 

 

17,0

 

 

9,72

 

 

        14,0

 

 

5,28

 

 

- 4,44

 

 

- 3,0

 

Товарооборот

 

174,9

 

 

265,0

   

 

90,1


 

 

Темпы обращения общества составили:

                                  4,44  ¸ 9,72  ´  100  = 45,7%, где

снижение уровня издержек 45,7%; уровень расходов 4,44%; уровень  издержек за предшествующий период  9,72%.

При сравнении фактических показателей  с планом рассчитывается сумма сокращения или увеличения издержек обращения против плана как произведение фактической суммы  товарооборота  и размера  изменения уровня расходов.

Так, уровень издержек обращения ООО «Кавказ» планировало в размере 5,2 % к товарообороту. Фактически он составил 5,28% к товарообороту (при товарообороте 265,0 тыс. руб.). Размер увеличения расходов равен:

                            5,28 ─ 5,20 = 0,08% к товарообороту,

а сумма превышения составляет:

                           265,0 ´  0,08% = 0,21 тыс. руб.

В рыночной экономике  необходим взаимоувязанный  анализ издержек обращения и других показателей  торговой деятельности.

Для анализа используется обширная информация: данные бухгалтерского  и статистического учета, товарных запасов, аналитического учета издержек обращения, материалы нормативного характера. Каждая статья издержек обращения складывается под влиянием различных условий. Нужна обоснованность и целесообразность произведенных расходов.

В краткосрочном периоде  постоянные расходы сравниваются по сумме, а переменные по уровню.

Для выявления резервов экономического хозяйствования нужен  детальный анализ отдельных статей издержек обращения: 

─ транспортные расходы;

─ расходы на оплату труда;

─ расходы по эксплуатации и содержанию материально-технической базы;

─ проценты за пользование кредитом и т.д.

Резервы роста прибыли─ это количественное измерение возможности ее увеличения за счет роста объемов реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются не стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На  первом этапе выявляются и количественно оцениваются резервы, на втором разрабатывается комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем практически реализуют мероприятия и контроль за их выполнением.

 

 

5 Резервы роста  основных показателей деятельности

торговой организации

 

В условиях конкуренции, предоставления предпринимателям хозяйственной самостоятельности, права самостоятельного планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности повышается роль показателя прибыли, поскольку он является одним из важнейших факторов оценки эффективности работы предприятий и организаций.

В условиях рыночной экономики, процесс  формирования которой осуществляется в стране, прибыльная работа является обязательным условием для предприятий всех отраслей экономики страны, в том числе и торговли. Прибыль торговых предприятий обеспечивает их функционирование на условиях самофинансирования, т.е. торговые предприятия за счет собственной прибыли осуществляют производственное и социальное развитие. Следовательно, главным образом именно увеличение прибыли свидетельствует о повышении экономической  эффективности деятельности предприятия.

Важными направлениями  поиска резервов роста прибыли являются снижение затрат на производство  и  реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании и др.

Экономия затрат живого труда достигается за счет более  экономного и рационального  использования  средств на оплату труда рабочих  и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются:

1─ внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных мероприятий, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости;

2─ сокращение излишней численности работников;

3─ устранение и предупреждение штрафных санкций и т.п.

При комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятия в показателях производственных и финансовых ресурсов выражается количественное соотношение экстенсивности и интенсивности развития. К показателям экстенсивности развития можно отнести такие количественные показатели использования ресурсов:

  • численность работников;
  • величина израсходованных предметов труда;
  • величина амортизации;
  • объем основных фондов; величина оборотных средств.

Информация о работе Финансовый анализ торговой организации