Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:31, курсовая работа
Для оценки социально-экономической эффективности торговли можно использовать систему показателей, отражающих как социальную, так и экономическую сторону торговой деятельности. В широком плане экономическую эффективность следует рассматривать по трем группам показателей:
1. Показатели, характеризующие результаты торговли (товарооборот, доходы, прибыль).
2. Показатели, характеризующие экономический потенциал (эффективность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов).
3. Показатели, характеризующие издержки обращения (эффективность текущих затрат или потребленных ресурсов).
Введение………………………………………………….......................4
1.Сущность и назначение финансового анализа показателей оценки эффективности . …………………………..………………………………..6
2. Методы и инструментарий финансового анали-за…...…………...9
3. Анализ доходов и прибыли ………………………………………12
4. Анализ издержек обраще-ния………………………………………16
5. Резервы роста основных показателей деятельности торговой организации………… ………………………...……………………………….19
Заключение …………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………25
3 Анализ доходов и прибыли
Цель анализа─ выявить резервы повышения доходности.
Для чего:
─ устанавливаются основные слагаемые доходов (торговые надбавки);
─ рассчитывается динамика доходов за ряд лет (периодов);
─ устанавливается степень выполнения плановых показателей по доходам;
─ изучается рынок товаров и услуг, выявляются возможные варианты использования доходных сегментов на сегодня и завтра;
─ изучаются возможности повышения доходов за счет дополнительных услуг торгового обслуживания;
─ изучаются возможности внедрения торговых маркетинговых элементов (исследование рынка, разработка выхода на новые рынки, в т.ч. завоевание рынка);
─ конкуренция (ценовая и неценовая);
─ реклама, стимулирование сбыта и т.д.
Основной аналитический показатель─ уровень доходов, рассчитанный как отношение суммы доходов к объему продаж:
Сумма доходов å D
Уровень доходов =
Объем продаж Qпр
Таблица 1 - Факторы, повлиявшие на изменение доходов и прибыли
ООО «Кавказ», тыс. руб.
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Изменения по сумме | ||
Сумма |
Процент к товарообороту |
Сумма |
Процент к товарообороту | ||
Товарооборот в рыночных ценах (выручка от реализации) |
174,9 |
1749
|
265,0 |
|
+ 90,1 |
Налоги |
6,9 |
3,95 |
4,7 |
1,77 |
- 2,2 |
Покупная стоимость товаров (товарооборот в ценах закупки) |
157,8 |
|
230,0 |
+ 72,2
| |
Доходы от реализации товаров (торговые надбавки) |
10,2 |
5,83
0,2 |
30,3 |
11,43 |
+ 20,1 |
Издержки обращения |
10,23 |
5,85 |
9,3 |
3,51 |
- 0,93 |
Прибыль (убыток) |
-0,03 |
-0,02 |
21,0 |
7,92 |
+ 21,03 |
Из таблицы 1 видно, что сумма доходов (торговых надбавок) в 2012 году составила 30,3 тыс. руб. и увеличилась на 20,09 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом.
Это обусловлено изменением объема товарооборота и ростом за счет этого фактора суммы доходов на:
90,1 ´ 5,83 ¸ 100 = 5,28 тыс. руб.
и увеличением за счет роста уровня торговых надбавок на:
11,43 - 5,83 = 5,6% к товарообороту,
на 265 ´ 5,6 ¸ 100 = 14,84 тыс. руб.
Совокупное влияние указанных факторов составило + 20,09 (+5,25+14,84).
Таблица 2 - Структура товарооборота ООО «Кавказ»
Наименование товарных групп |
Удельный вес в процентах оборота к итогу |
Уровень доходов в 2011году, % |
Процентные числа за год | ||
2011 год |
2012 год |
2011 год |
2012 год | ||
Электрострой- Инструмент |
72,3 |
15,8 |
25,0 |
1807,5 |
395 |
Авто-аудио- Аппаратура |
12,2 |
55,2 |
30,0 |
366 |
1656 |
Автомасла |
5,4 |
12,3 |
10,0 |
54 |
123 |
Авто-сигнализации |
10,1 |
16,7 |
15,0 |
151,1 |
250,5 |
Итого |
100 |
100 |
- |
2379 |
2424,5 |
Далее рассмотрим основные факторы, повлиявшие на выход фирмы из убыточного состояния. Сумма прибыли в отчетном периоде составила 21,0 тыс. руб., т.е. увеличилась по сравнению с убытками 2011 годом на 21,03 тыс. руб. На увеличение суммы прибыли от реализации повлияли следующие факторы:
уменьшение налогов на -2,2 тыс. руб.,
и сокращение издержек обращения на -0,93 тыс. руб.
Совокупное влияние этих факторов составило + 21,03 тыс. руб.
На уровень доходов оказывает влияние и изменение структуры товарооборота, так как доходность (размеры торговых надбавок) от реализации отдельных групп товаров не одинакова (таблица 2).
Данные таблицы показывают, что средний уровень доходов в 2011г. составил:
2379 ¸ 100 = 23,79% к товарообороту,
исходя из структуры товарооборота 2012 года:
Следовательно, изменение структуры товарооборота явилось фактором роста доходов на:
24,25 ─ 23,79 = 0,46%.
Вносятся коррективы в изменение торговых надбавок.
Немаловажно также выявить причины изменения валовой (балансовой) прибыли по сравнению с убытками 2011 года и по сравнению с прибылью от реализации товаров.
4 Анализ издержек обращения
Цель анализа издержек обращения─ выявить резервы экономного хозяйствования, являющегося основой увеличения прибыли фирмы и доходов его работников.
Наличие необходимой
информации по анализу
В процессе анализа устанавливают:
─ динамику расходов за ряд лет и тенденции их изменения;
─ соответствие фактического уровня издержек обращения разработанному плановому показателю;
─ факторы, оказавшие влияние на изменение уровня издержек обращения.
В процессе оценки издержек обращения рассчитывают следующие аналитические показатели:
─ уровень расходов как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота;
─ размер изменения уровня издержек обращения за анализируемый период;
─ темпы изменения расходов как процентное отношение размеров изменения к базисному уровню.
Проведем анализ издержек обращения ООО «Кавказ».
Уровень издержек обращения фирмы по данным таблицы составил за 2011 год 9,72%, а за 2012 год ─ 5,28% к товарообороту. За анализируемый период уровень расходов уменьшился на:
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Изменение | ||||
Сумма (тыс. руб.) |
Процент к товарообороту |
Сумма (тыс. руб.) |
Процент к товарообороту |
По уровню в процентах к обороту |
В Посум-ме (+,-) | ||
Издержки обращения |
17,0 |
9,72 |
14,0 |
5,28 |
- 4,44 |
- 3,0 | |
Товарооборот |
174,9 |
265,0 |
90,1 |
Темпы обращения общества составили:
снижение уровня издержек 45,7%; уровень расходов 4,44%; уровень издержек за предшествующий период 9,72%.
При сравнении фактических
Так, уровень издержек обращения ООО «Кавказ» планировало в размере 5,2 % к товарообороту. Фактически он составил 5,28% к товарообороту (при товарообороте 265,0 тыс. руб.). Размер увеличения расходов равен:
5,28 ─ 5,20 = 0,08% к товарообороту,
а сумма превышения составляет:
265,0 ´ 0,08% = 0,21 тыс. руб.
В рыночной экономике необходим взаимоувязанный анализ издержек обращения и других показателей торговой деятельности.
Для анализа используется обширная информация: данные бухгалтерского и статистического учета, товарных запасов, аналитического учета издержек обращения, материалы нормативного характера. Каждая статья издержек обращения складывается под влиянием различных условий. Нужна обоснованность и целесообразность произведенных расходов.
В краткосрочном периоде постоянные расходы сравниваются по сумме, а переменные по уровню.
Для выявления резервов экономического хозяйствования нужен детальный анализ отдельных статей издержек обращения:
─ транспортные расходы;
─ расходы на оплату труда;
─ расходы по эксплуатации и содержанию материально-технической базы;
─ проценты за пользование кредитом и т.д.
Резервы роста прибыли─ это количественное измерение возможности ее увеличения за счет роста объемов реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются не стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляются и количественно оцениваются резервы, на втором разрабатывается комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем практически реализуют мероприятия и контроль за их выполнением.
5 Резервы роста основных показателей деятельности
торговой организации
В условиях конкуренции, предоставления предпринимателям хозяйственной самостоятельности, права самостоятельного планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности повышается роль показателя прибыли, поскольку он является одним из важнейших факторов оценки эффективности работы предприятий и организаций.
В условиях рыночной экономики, процесс формирования которой осуществляется в стране, прибыльная работа является обязательным условием для предприятий всех отраслей экономики страны, в том числе и торговли. Прибыль торговых предприятий обеспечивает их функционирование на условиях самофинансирования, т.е. торговые предприятия за счет собственной прибыли осуществляют производственное и социальное развитие. Следовательно, главным образом именно увеличение прибыли свидетельствует о повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
Важными направлениями поиска резервов роста прибыли являются снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании и др.
Экономия затрат живого труда достигается за счет более экономного и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются:
1─ внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных мероприятий, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости;
2─ сокращение излишней численности работников;
3─ устранение и предупреждение штрафных санкций и т.п.
При комплексной оценке
эффективности хозяйственной