Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:30, курсовая работа
Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.
Введение
Глава 1. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность финансов предприятий. Функции финансов
1.2 Основы организации финансов предприятий.
1.3 Финансовые ресурсы малых предприятий
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления, т.к. источников финансовых ресурсов, самих финансовых ресурсов и финансовых отношений) и управляющей (субъекта управления, т.е. финансовой службы предприятия и финансовых менеджеров).
Малое предпринимательство
функционирует в рамках правового,
нормативного и информационного
обеспечения, посредством которого
проявляется влияние, внешней среды
на деятельность предприятия. Законы,
указы Президента, постановления
Правительства РФ и другие акты центральных
и местных органов власти образуют
нормативно-правовое обеспечение. В
основе информационного обеспечения
системы управления финансами малого
предприятия лежит любая
- бухгалтерскую отчетность;
- сообщения финансовых органов;
- информацию банковской системы;
- данные о конъюнктуре рынка;
- прочую информацию.
Объектом управления в финансовом менеджменте являются финансовые ресурсы в виде денежного оборота хозяйствующего субъекта, представляющего собой постоянный поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники. На малом предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производство и приобретают форму активов.
Процесс управления денежным
оборотом в значительной мере состоит
в прогнозировании на длительную
перспективу движения денежных средств
и оценке его влияния на финансовое
состояние предприятия. Управлять
денежным оборотом — значит на основе
анализа всех сторон денежного оборота
предприятия, кругооборота всего капитала,
движения финансовых ресурсов, состояния
финансовых отношений предприятия
с другими участниками
В условиях рыночной экономики
в процессе управления финансами
любой хозяйствующий субъект
выступает на финансовых рынках в
различных ролях: инвестора и
эмитента ценных бумаг, заемщика и кредитора.
Все возникающие при этом связи
обслуживаются с помощью
- денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах;
- кредитные инструменты (облигации, договоры, форвардные контракты);
- различные способы участия в уставном капитале малого предприятия (акции, паи, доли и др.).
Субъектом, управления в
финансовом менеджменте является финансовая
служба предприятия малого бизнеса,
которая вырабатывает и реализует
стратегию и тактику
К должностным обязанностям финансового менеджера, как правило, разрабатывается приложение — квалификационные требования. В нем определен круг необходимых знаний и навыков. Финансовый менеджер обычно привлекается к работе в качестве наемного работника по контракту, в котором строго определены его функциональные обязанности, порядок и размер оплаты труда. [8, с.203]
Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.
1. Принцип хозяйственной
самостоятельности
2. Принцип самофинансирования
означает полную окупаемость
затрат на производство и
3 Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
4. Принцип заинтересованности
в результатах деятельности
5. Принцип обеспечения
финансовых резервов связан с
необходимостью формирования
Финансовые резервы могут
формироваться предприятиями
Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.
2.3 Финансовое планирование
Эффективное управление финансами
предприятия возможно лишь при планировании
всех финансовых потоков. Это утверждение
особенно важно именно для предприятий
малого бизнеса, так как в ходе
планирования предприниматель всесторонне
оценивает состояние своих
Планирование финансов на
предприятии осуществлялось и в
прежние годы. В условиях административно-командной
экономики пятилетний план государственного
предприятия определялся
Рыночная экономика, как
более сложная и организованная
социально-экономическая
Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:
- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
- незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
Больше возможностей осуществлять
эффективное финансовое планирование
имеют крупные компании. Они обладают
достаточными финансовыми средствами
для привлечения
Финансовое планирование на предприятиях малого бизнеса позволяет:
- перевести достигнутые цели в конкретные финансовые показатели;
- обеспечить финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
- определить жизнеспособность проекта предприятия в условиях конкуренции;
- получать финансовую поддержку от внешних инвесторов.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
К основным задачам финансового планирования на предприятии относятся:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: нормативные, балансовых расчетов, экономического анализа денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математического моделирования.
В зависимости от содержания, назначения и задач финансовое планирование можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
Перспективное финансовое планирование связано с разработкой трех основных финансовых документов:
- проекта отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Основная цель построения
этих документов заключается в оценке
финансового положения
На предприятиях малого бизнеса
главное внимание уделяется текущему
финансовому планированию, или планированию
осуществления. Оно рассматривается
как составная часть
Текущий финансовый план составляется на один год, Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. [14, с.140]
Финансовое состояние
предприятия характеризуется
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Основная цель финансового
анализа – получение нескольких
ключевых (наиболее информативных) параметров,
дающих объективную и точную картину
финансового состояния
3. Способы государственной
поддержки малого
3.1 Нормативная
база поддержки малого
Точкой отсчета развития
государственной поддержки