Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:30, курсовая работа
Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.
Введение
Глава 1. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность финансов предприятий. Функции финансов
1.2 Основы организации финансов предприятий.
1.3 Финансовые ресурсы малых предприятий
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:
· представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
· разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
· проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
· Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
· Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:
· проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
· создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Теперь начиная с 1994 года,
Правительство РФ начинает утверждать
Федеральные программы
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с Федеральным
законом РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Постановлением Правительства
РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается
следующая Федеральная
Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства для осуществления конкретной поддержки предприятий малого бизнеса. Таким образом, программа предусматривала формирование единой государственной системы по поддержке и развитию малого бизнеса.
Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных районах.
На тот момент, в России
существовало около миллиона малых
предприятий. Однако главной их проблемой
оставалась выживаемость. Малый бизнес
в то время не имел достаточной
поддержки в регионах РФ. В связи
с инфляцией, высокими налогами, отсутствием
достаточных финансовых средств
многие предприятия ликвидировались
в течение нескольких месяцев
после регистрации. Новая программа
предусматривала поддержку
Вскоре государство осознало
необходимость изменения
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
· ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
· ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
· ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
· и ряд других первоочередных мер.
Постановлением Правительства
РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены
вопросы Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства и
Постановлением Правительства
РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена
новая Федеральная Программа
государственной поддержки
Постановлением Правительства
РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена
новая (четвертая по счету) Федеральная
Программа государственной
В период 2002 – 2004 гг. программы
государственной поддержки
В связи с этим стоит
признать, что заявленные приоритеты
государственной политики в области
поддержки и развития малого бизнеса
на тот период (1994-2005 годы) остались
по большей части декларациями. Так
уж получилось, что значительная часть
важных положений была прописана
в законе в виде отсылочных норм,
обращенных к другим законам и
подзаконным актам. В результате
они оказались практически
· упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
· порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
· порядок предоставления кредитных льгот не определен;
· ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.
В 2005 году ликвидируется
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства в связи
с тем, что Председатель Правительства
России М. Фрадков подписал Постановление
от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального
фонда поддержки малого предпринимательства».
В документе говорится, что Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
ликвидируется в связи с
· постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;
· постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»;
· распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;
· постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 «О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».
Президентом РФ был подписан
новый Федеральный закон N 209-ФЗ от
24 июля 2007 года «О развитии малого и
среднего предпринимательства в
Российской Федерации». С выходом
этого закона с 1 января 2008 года утратил
силу Федеральный закон от 14 июня
1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
· «субъекты малого и среднего предпринимательства»,