Финансы малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность финансов предприятий. Функции финансов
1.2 Основы организации финансов предприятий.
1.3 Финансовые ресурсы малых предприятий
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 84.64 Кб (Скачать файл)

·  «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,

·  «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,

·  а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два  критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

·  средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

·  малые предприятия - до 100 человек;

·  в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает  создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства  – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Теперь отныне закон четко  регулирует отношения, возникающие  между юридическими и физическими  лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности  правового регулирования субъектов  малого и среднего предпринимательства:

·  специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

·  упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

·  упрощенный порядок составления статистической отчетности;

·  льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

·  формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

·  меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

·  меры финансовой поддержки;

·  меры для развития инфраструктуры поддержки;

·  иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Как показывает мировая и  отечественная практика, малое и  среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс  начался с принятия законодательных  и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан  и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы). В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды  малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства  экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В  то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности  и ответственность субъектов  малого предпринимательства перед  хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами  разных уровней за выполнение в установленные  сроки и в полном объеме обязательств [17, c.160].

Формирование правовой среды  решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения  их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

 

3.2 Основные особенности  сегмента малого предпринимательства  с точки зрения воздействия  на него кризисных явлений  в экономике Российской Федерации

 

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007 год можно рассматривать  как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты,  которые направлены на развитие  и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения  в инфраструктуру, наем и обучение  персонала, освоение новых земельных  участков, открытие новых торговых  точек, совершенствование методов  управления, организации производства  и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия  по сокращению инвестиционных  и налоговых расходов;

3) пересматривать методы  работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться  от предоплаты на покупаемый  товар и предъявлять более  серьезные требования к покупателям,  чтобы избежать возможности неплатежей  за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков  и криминальных кредитных касс  – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К таким  предприятиям прежде всего относятся:

·  предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

·  предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

·  предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

·  предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

·  предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

 

3.3 Меры, направленные  на развитие малого предпринимательства  в условиях «кризиса»

 

Для предотвращения негативного  влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса  и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными мерами, направленными  на снижение влияния кризисных явлений  на деятельность малых предприятий, могут выступать:

·  меры в области увеличения финансовой поддержки;

·  меры в области имущественной поддержки;

·  меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

·  меры в области информационной поддержки.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить  на три группы:

·  меры в области налогового регулирования;

·  меры в области сокращения административных барьеров;

·  меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для  вновь образованных предприятий  и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме  капитальных вложений (например, временное  освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения  у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить  общую налоговую нагрузку на малые  предприятия за счет снижения отдельных  налогов (ЕСН в первую очередь). В  целом снижение налогов для малых  предприятий послужит стимулом к  росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить  практическими шагами по оптимизации  данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному  сокращению перечня сертифицируемых  видов продукции и уточнению  единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого  перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки  по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить  доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные  цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение  большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных  предприятий, можно предпринимать  определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия  и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть  активизация работы государственных  и муниципальных служб занятости  с конкретными малыми предприятиями  по трудоустройству на них новых  сотрудников.²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе данной работы определяется сущность и критерии малого предпринимательства в России в  настоящее время, выделяются особенности  малого предпринимательства в развитии экономики.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в России уже имеет  довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что  делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И  как следствие – несовершенство налоговой системы.

Информация о работе Финансы малых предприятий