Формирование капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование источников финансовых ресурсов предприятия, стоимости, методов их оптимизации и разработка эффективной политики формирования капитала предприятия.
Основными задачами данной работы являются:
 изучение теоретических аспектов формирования капитала предприятия, классификация источников финансирования капитала предприятия по различным признакам;
 определение методического подхода и информационной базы анализа источников финансирования капитала предприятия;
 определение критериев оптимизации структуры источников финансирования капитала предприятия и определение методов управления процессом оптимизации структуры источников финансирования капитала предприятия;
 исследование факторов влияющих на эффективность формирования капитала предприятия и расчет показателей, определяющих эффективность финансирования капитала предприятия, в разрезе инвестиционного проекта предприятия, а также выбор источника финансирования;
 рекомендации по разработке эффективной политики управления процессом формирования капитала предприятия;
Объектом данной работы является процесс определения наиболее эффективного способа формирования капитала.

Содержание работы

Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты формирования капитала предприятия
1.1. Понятие и классификация капитала
1.2 Экономическая сущность и механизм формирования капитала предприятия.
1.3 Источники формирования капитала предприятия и их характеристика
1.4 Система оценки эффективности управления источниками капитала на предприятии
2 Анализ политики формирования капитала предприятия и оценка её эффективности
2.1 Организационно – экономическая специфика деятельности
ТПП “Урайнефтегаз”
2.2 Анализ потребности в финансовых ресурсах и достаточности капитала предприятия и анализ структуры источников капитала
2.3 Оценка влияния структуры финансирования капитала предприятия на финансовое состояние и оценка эффективности политики формирования капитала
3. Рекомендации по повышению эффективности политики формирования капитала и по разработке эффективной политики управления капиталом
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Bryantseva.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

По глубине аналитического исследования выделяют экспресс-анализ и фундаментальный анализ. Первый проводится по данным финансовой отчетности на основе стандартных алгоритмов расчета основных аналитических показателей финансовой деятельности. Фундаментальный анализ включает факторное исследование показателей динамики объемов финансовой деятельности предприятия и её эффективности.

По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовый анализ.

Предварительный финансовый анализ связан с изучением условий осуществления финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций (например, оценка инвестиционных качеств отдельных ценных бумаг в преддверии формирования инвестиционных решений о направлениях долгосрочных финансовых инвестиций; оценка уровня собственной кредитоспособности в преддверии принятия решения о привлечении крупного банковского кредита и т.п.).

Текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций для оперативного воздействия на ход финансовой деятельности (как правило, он ограничивается кратким периодом времени).

Последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

Любая из перечисленных форм финансового анализа осуществляется по следующим основным этапам:

  • отбор и подготовка к аналитическому исследованию необходимой исходной финансовой информации;
  • аналитическая обработка отобранной исходной финансовой информации, формирование аналитической информации;
  • интерпретация полученной аналитической информации;
  • подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведенного анализа.

Для решения конкретных задач управления финансами применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. В теории финансов в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы финансового анализа, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ.

I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. [41 с.20] В финансовом управлении наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) финансового анализа:

  1. Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года). [41 с.25]
  2. Исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). [41 с. 36] Этот вид горизонтального финансового анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.
  3. Исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризирующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных финансовых показателей. [41 с.45]

II. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. [41 с.50] Наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1.Структурный анализ активов. В  процессе этого анализа определяются  удельный вес оборотных и необоротных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав необоротных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля по видам ценных бумаг и другие. [41 с.284] Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия.

  1. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам - банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный (коммерческий) кредит ит.п[41 с.287]. Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях.

III. Сравнительный анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. [41 с.289] Наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа.

  1. Сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности. [41 с.290]
  2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий - конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке. [41 с.299]
  3. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия. [41 с.302]
  4. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии контроля текущей финансовой деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия. [41 с.305]

IV. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового состояния предприятия. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и другие. [41 с.345]

Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы управления финансами. Так, к информации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования:

1. Значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.

2. Полнота, которая характеризует  завершенность круга информативных  показателей, необходимых для проведения  анализа, планирования и принятия  оперативных управленческих решений  по всем аспектам финансовой  деятельности предприятия.

3. Достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация  адекватно отражает реальное  состояние и результаты финансовой  деятельности, правдиво характеризует  внешнюю финансовую среду, нейтральна  по отношению ко всем категориям  потенциальных пользователей и проверяема.

4. Своевременность, которая характеризует  соответствие формируемой информации  потребности в ней по периоду  ее использования. Отдельные виды  информативных показателей, используемых  в финансовом управлении, "живут" в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие — месяц, квартал и т.п.

5. Понятность, которая определяется  простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (а соответственно и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует, однако смешивать требования понятности информации для определенной категории пользователей с ее универсальной доступностью для понимания всеми участниками финансовой деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адекватной ее интерпретации.

6. Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. "Информационное переполнение" системы усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.

7. Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обеспечивается идентификацией определения отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии.

8. Эффективность, которая применительно  к формированию информационной  системы управления финансами  означает, что затраты по привлечению  определенных информативных показателей  не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. [25 с. 11]

Содержание системы информационного обеспечения финансового анализа, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового управления, предварительно классифицируется.

Проанализируем структуру капитала на основании таблицы, в котором приведена структура капитала предприятия.

Рассматривая структуру капитала предприятия, в первую очередь следует отметить устойчивую их структуру в течение 2008-2010 годов. Прежде всего, выделяется превышение собственного капитала над заемными средствами. Несмотря на сокращение собственного капитала в удельном весе с 93,59% в 2008 году до 92,05 в 2010 году, превосходство над заемными источниками остается подавляющим. Это объясняется огромной величиной уставного капитала, насчитывающего в 2010 году 110695 тыс.руб. (91,62% капитала предприятия).

Некоторое уменьшение удельного веса собственного капитала в структуре источников объясняется общим увеличением капитала предприятия при неизменном уставном фонде и низким темпом падающего дополнительно вложенном капитале. С 3550 тыс.руб. в 2008 году до 2890 тыс.руб. в 2010 году. Кроме того в во всех трех рассматриваемых периодах предприятие имеет непокрытые убытки величина которых составила в 2008 году 3166 тыс.руб., в 2009 – 2839 тыс.руб, в 2010 году – 2409 тыс.руб., что уменьшило капитал предприятия на -2,66%, -2,38% и -1,99% соответственно. Однако данные тенденции носят слабый характер и неспособны коренным образом изменить структуру капитала предприятия.

Информация о работе Формирование капитала предприятия