Использование приемов факторного анализа для проведения анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

Содержание работы

1. Понятие АХД 3
2. Методика факторного анализа 6
3. Использование детерминированных моделей для анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия 8
3.1. Теоретические основы 8
3.2. Решение задачи 10
4. Факторный анализ финансовых результатов предприятия 12
4.1. Теоретические основы 12
4.2. Решение задачи 19

Файлы: 1 файл

ргр.docx

— 159.97 Кб (Скачать файл)

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость и т.д.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном выражении (отношение количества израсходованных материальных ресурсов на производство I-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).

 

Этапы анализа:

1. Анализ  материалоемкости и материалоотдачи.

Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь, зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении (ВП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (Удi) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции (УР), стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

Факторную модель материалоемкости можно представить  следующим образом:

2. Анализ  показателей частной материалоемкости. Следует также изучить материалоемкость  отдельных видов продукции и  причины изменения ее уровня: удельный расход материалов, их  стоимость и отпускные цены  на продукцию.

3. Изучение  причин изменения расхода материальных  ресурсов на единицу продукции  и цен на сырье и материалы.

Количество израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации МТС и производства, квалификации рабочих, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Эти причины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещений об изменении нормативов затрат от внедрения мероприятий и т.д.

Стоимость сырья и материалов зависит от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен и т.д.

 

Одним из показателей эффективности использования  материальных ресурсов является прибыль  на рубль материальных затрат. Повышение  его уровня положительно характеризует  работу предприятия. В процессе анализа  необходимо изучить динамику данного  показателя, выполнение плана по его  уровню, провести межхозяйственные сравнения  и установить факторы изменения  его величины. Для этого можно  использовать следующую факторную  модель:

,

где П – прибыль от реализации продукции; В – выручка от реализации продукции; RРП – рентабельность продаж; ДВ – доля выручки в общем объеме выпуска товарной продукции; МО – материалоотдача.

 

3.2. Решение  задачи

 

Провести  факторный анализ материалоемкости продукции.

 

Вид

продукции

Кол-во (ТП),  
тыс. т.

МЗ на ед. продукции, тыс. руб./т.(УР*ЦМ)

Цена продукции, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт

А

120

140

4

4,3

7

8

В

280

210

3,5

3,7

5

7


Факторная модель материалоемкости:

Рассчитаем  удельный вес материалов:

Вид

продукции

Кол-во (ТП),  
тыс. т.

Удельный вес

план

факт

план

факт

А

120

140

0,3

0,4

В

280

210

0,7

0,6

Сумма

400

350

1

1


 

Рассчитаем  плановую и фактическую материалоемкость:

 

 

 

Факторный анализ:

 

Вид

МЕ

продукции

план

факт

       

А

0,652

0,532

0,652

0,638

0,679

0,532

В

 
 

Проверка: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Факторный анализ финансовых  результатов предприятия

 

4.1. Теоретические  основы

 

Анализ состава и динамики прибыли

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и  выше уровень рентабельности, тем  эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой  сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми  результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:

- систематический  контроль за формированием финансовых результатов;

- определение  влияния как объективных, так  и субъективных факторов на  финансовые результаты;

- выявление  резервов увеличения суммы прибыл  и уровня рентабельности и  прогнозирование их величины;

- оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения прибыли  и рентабельности;

- разработка  мероприятий по освоению выявленных  резервов.

Основные источники информации для анализа: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, "Отчет о прибылях и убытках" (форма №2), "Отчет о движении капитала" (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются следующие  показатели прибыли:

маржинальная (валовая) прибыль = выручка от продажи  продукции, работ, услуг – производственная себестоимость проданной продукции (переменные издержки); - управленческие и коммерческие расходы =

прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (операционная); - сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов =

балансовая  прибыль; - льготы по налогообложению + доп. доход (акции и т.д.) =

(налогооблагаемая  прибыль;) – налог на прибыль =

чистая  прибыль; - использование прибыли  на накопление и потребление =

нераспределенная  прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

После этого  следует проанализировать факторы  изменения каждой составляющей балансовой прибыли:

1. Прибыль  от реализации продукции:

- объем  продаж;

- структура  продаж;

- цены  реализации;

- себестоимость  продукции (переменные расходы);

2. Прибыль  от инвестиционной и финансовой  деятельности:

- прибыль  от реализации имущества;

- прибыль  от участия в совместных предприятиях;

- проценты  к получению;

- проценты  к уплате;

3. Внереализационные финансовые результаты:

- прибыль  (убытки) прошлых лет;

- курсовые разницы по операциям в валюте;

- полученные  и выплаченные штрафы и т.д.

 

 Анализ финансовых результатов  от реализации продукции и услуг

Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в  целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:

Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепной подстановки.

     

  

  

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

 

Анализ ценовой политики предприятия и уровня 
среднереализационных цен

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих финансовые результаты, является ценовая  политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную  прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются  конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев  производственно-сбытовой структуры  предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей. При этом она должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества:

По видам  продукции, по которым цены устанавливаются  в зависимости от сорта или  кондиции, категории, расчет влияния  качества продукции на изменение  средней цены можно произвести способом абсолютных разниц:

По такой  же методике рассчитывается изменение  вредней цены реализации в зависимости  от рынков сбыта продукции и сроков реализации.

 

Анализ прочих операционных, процентных и  
внереализационных доходов и расходов

Выполнение  плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. И прежде всего от реализации ненужного, излишнего, не используемого  имущества предприятия. Процентный доход предприятия получают от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (акций, облигаций, депозитов, совместных предприятий).

Информация о работе Использование приемов факторного анализа для проведения анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия