Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).
1. Понятие АХД 3
2. Методика факторного анализа 6
3. Использование детерминированных моделей для анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия 8
3.1. Теоретические основы 8
3.2. Решение задачи 10
4. Факторный анализ финансовых результатов предприятия 12
4.1. Теоретические основы 12
4.2. Решение задачи 19
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.
Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.
Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость и т.д.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном выражении (отношение количества израсходованных материальных ресурсов на производство I-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).
Этапы анализа:
1. Анализ
материалоемкости и
Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь, зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении (ВП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (Удi) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции (УР), стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:
2. Анализ
показателей частной
3. Изучение
причин изменения расхода
Количество израсходованных
Стоимость сырья и материалов зависит от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен и т.д.
Одним из
показателей эффективности
,
где П – прибыль от реализации продукции; В – выручка от реализации продукции; RРП – рентабельность продаж; ДВ – доля выручки в общем объеме выпуска товарной продукции; МО – материалоотдача.
3.2. Решение задачи
Провести факторный анализ материалоемкости продукции.
Вид продукции |
Кол-во (ТП), |
МЗ на ед. продукции, тыс. руб./т.(УР*ЦМ) |
Цена продукции, тыс. руб. | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
А |
120 |
140 |
4 |
4,3 |
7 |
8 |
В |
280 |
210 |
3,5 |
3,7 |
5 |
7 |
Факторная модель материалоемкости:
Рассчитаем удельный вес материалов:
Вид продукции |
Кол-во (ТП), |
Удельный вес | ||
план |
факт |
план |
факт | |
А |
120 |
140 |
0,3 |
0,4 |
В |
280 |
210 |
0,7 |
0,6 |
Сумма |
400 |
350 |
1 |
1 |
Рассчитаем
плановую и фактическую
Факторный анализ:
Вид |
МЕ |
|||||
продукции |
план |
факт |
||||
А |
0,652 |
0,532 |
0,652 |
0,638 |
0,679 |
0,532 |
В | ||||||
Проверка:
4. Факторный анализ финансовых результатов предприятия
4.1. Теоретические основы
Анализ состава и динамики прибыли
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
- систематический контроль за формированием финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление
резервов увеличения суммы
- оценка
работы предприятия по
- разработка
мероприятий по освоению
Основные источники информации для анализа: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, "Отчет о прибылях и убытках" (форма №2), "Отчет о движении капитала" (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
маржинальная
(валовая) прибыль = выручка от продажи
продукции, работ, услуг – производственная
себестоимость проданной
прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (операционная); - сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов =
балансовая прибыль; - льготы по налогообложению + доп. доход (акции и т.д.) =
(налогооблагаемая прибыль;) – налог на прибыль =
чистая прибыль; - использование прибыли на накопление и потребление =
нераспределенная прибыль.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
После этого следует проанализировать факторы изменения каждой составляющей балансовой прибыли:
1. Прибыль от реализации продукции:
- объем продаж;
- структура продаж;
- цены реализации;
- себестоимость
продукции (переменные расходы)
2. Прибыль
от инвестиционной и
- прибыль от реализации имущества;
- прибыль
от участия в совместных
- проценты к получению;
- проценты к уплате;
3. Внереализационные финансовые результаты:
- прибыль (убытки) прошлых лет;
- курсовые разницы по операциям в валюте;
- полученные и выплаченные штрафы и т.д.
Анализ финансовых
Основную
часть прибыли предприятия
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.
Следует
проанализировать также выполнение
плана и динамику прибыли от реализации
отдельных видов продукции, величина
которой зависит от трех факторов
первого порядка: объема продажи
продукции, себестоимости и
Анализ ценовой политики
предприятия и уровня
среднереализационных цен
Одним из
наиболее существенных факторов, определяющих
финансовые результаты, является ценовая
политика предприятия на товарных рынках.
Цены обеспечивают предприятию запланированную
прибыль, конкурентоспособность
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей. При этом она должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.
Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества:
По видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести способом абсолютных разниц:
По такой же методике рассчитывается изменение вредней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции и сроков реализации.
Анализ прочих операционных,
процентных и
внереализационных доходов и расходов
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. И прежде всего от реализации ненужного, излишнего, не используемого имущества предприятия. Процентный доход предприятия получают от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (акций, облигаций, депозитов, совместных предприятий).