Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).
1. Понятие АХД 3
2. Методика факторного анализа 6
3. Использование детерминированных моделей для анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия 8
3.1. Теоретические основы 8
3.2. Решение задачи 10
4. Факторный анализ финансовых результатов предприятия 12
4.1. Теоретические основы 12
4.2. Решение задачи 19
Внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому случаю.
Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочим материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены.
Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.
В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг.
Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.
В заключение
анализа разрабатываются
Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность
– это относительный показатель
уровня доходности бизнеса. Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
А) показатели,
характеризующие окупаемость
Б) показатели рентабельности продаж;
В) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.
Рентабельность
Она показывает,
сколько предприятие имеет
Рентабельность продаж (оборота) – Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.
Рентабельность капитала – Rк – исчисляется как отношение балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала и отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
В процессе анализа
следует изучить динамику перечисленных
показателей рентабельности, выполнение
плана по их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-
Факторная модель RЗ:
Порядок цепной подстановки фактического значения факторов:
- объем
реализованной продукции (
- удельный вес продукции;
- цена реализации;
- себестоимость.
Далее следует выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Порядок подстановки факторов: цена, себестоимость.
Необходимо также более
Далее нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты производятся по каждому виду продукции, что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Факторная модель рентабельности оборота.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции:
Факторная модель рентабельности капитала:
Порядок подстановки факторов: РП, Уд, Ц, С, ФР, Коб.
При углубленном
анализе необходимо изучить влияние
факторов второго уровня, от которых
зависит изменение
Методика подсчета резервов
увеличения суммы
прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.
Основные их источники резервов повышения прибыли:
- увеличение объема реализации продукции:
Выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
- снижение себестоимости:
Выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
- повышение качества продукции:
Изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.
- изменение рынков сбыта (аналогично).
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности:
- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;
- снижение себестоимости продукции.
(в – возможное значение в учетом выявленных резервов).
Резерв повышения уровня рентабельности инвестированного капитала:
SКф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала; Р¯К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости; SКд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
Методика маржинального анализа прибыли
Методика
маржинального анализа прибыли
базируется на делении производственных
и коммерческих затрат на переменные
и постоянные. Она позволяет полнее
изучить взаимосвязи между
Для традиционного
анализа прибыли обычно используют
модель:
П = РП × (Ц - С). При этом исходят
из предположения, что все приведенные
факторы изменяются сами по себе, независимо
друг от друга. Данная модель не учитывает
взаимосвязь объема производства (реализации)
продукции и ее себестоимости. Обычно
при изменении объема производства изменяется
и себестоимость единицы продукции, т.к.
изменяется только общая сумма переменных
затрат, а сумма постоянных затрат остается
неизменной.
При маржинальном анализе используется другая модель:
П = РП × (Ц - b) – А
Порядок подстановки факторов: РП, Ц, b, А.
Эта формула
применяется для анализа
Данная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, т.е. она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.
При анализе
многономенклатурного производства необходимо
учитывать также влияние
Порядок подстановки факторов: РП, Уд, Ц, b, А.
Методика маржинального анализа рентабельности
Для маржинального
анализа рентабельности отдельного
вида продукции применяется
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию:
Для анализа рентабельности продаж:
Для анализа рентабельности инвестированного капитала:
Преимущество
методики маржинального анализа
показателей рентабельности состоит
в том, что при ее использовании
учитывается взаимосвязь
4.2. Решение задачи
Провести традиционный анализ прибыли.
Вид |
Кол-во (РП), тыс.т |
Переменные затраты на ед. пр-ции (b), тыс.руб./т. |
Цена продукции, тыс. руб. | |||
продукции |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
А |
150 |
240 |
6 |
6,5 |
10 |
12 |
В |
350 |
360 |
4 |
5,0 |
7 |
7,5 |
Сумма |
500 |
600 |
Постоянные затраты (А): план – 150 млн. руб., факт – 168 млн. руб.
Решение:
Для традиционного
анализа прибыли обычно используют
модель
П = РП × (Ц - С),
где П- прибыль, РП – количество произведенной
продукции, Ц- цена единицы продукции,
а С- ее себестоимость. Себестоимость единицы
продукции состоит из переменных и постоянных
затрат, переменные нам уже известны, а
постоянные затраты на единицу продукции
рассчитаем путем деления всех постоянных
затрат на общую сумму произведенной продукции.
Вид |
Постоянные затраты на ед. пр-ции, тыс.руб./т. |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | ||
продукции |
план |
факт |
план |
факт |
А |
0,3 |
0,28 |
6,3 |
6,78 |
В |
4,3 |
5,28 | ||
Рассчитаем плановую и фактическую прибыль:
,
.
Факторная модель:
Рассчитаем удельные веса продукции:
Вид |
Кол-во (РП), тыс.т |
Удельный вес | ||
продукции |
план |
факт |
план |
факт |
А |
150 |
240 |
0,3 |
0,4 |
В |
350 |
360 |
0,7 |
0,6 |
Сумма |
500 |
600 |
Факторный анализ:
(А): = 600*0,3*(10-6,3)=666 млн руб.,
(В): = 600*0,7*(7-4,3)=1134 млн руб.,
(А): = 600*0,4*(10-6,3)=888 млн руб.,
(В): = 600*0,6*(7-4,3)=972 млн руб.,
(А): = 600*0,4*(12-6,3)=1368 млн руб.,