Использование приемов факторного анализа для проведения анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

Содержание работы

1. Понятие АХД 3
2. Методика факторного анализа 6
3. Использование детерминированных моделей для анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия 8
3.1. Теоретические основы 8
3.2. Решение задачи 10
4. Факторный анализ финансовых результатов предприятия 12
4.1. Теоретические основы 12
4.2. Решение задачи 19

Файлы: 1 файл

ргр.docx

— 159.97 Кб (Скачать файл)

Внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения  суммы полученных убытков и прибыли  по каждому случаю.

Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочим материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому  виду ценных бумаг.

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализаионных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

 

Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность  – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или потребленными  ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

А) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

Б) показатели рентабельности продаж;

В) показатели, определяющие доходность капитала и  его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) – RЗ рассчитывается как отношение прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

    

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его сегментам  и видам продукции.

Рентабельность продаж (оборота) – Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.

    

Рентабельность капитала – Rк – исчисляется как отношение балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала и отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.

    

В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Факторная модель RЗ:

Порядок цепной подстановки фактического значения факторов:

- объем  реализованной продукции (через  коэффициент выполнения плана);

- удельный  вес продукции;

- цена  реализации;

- себестоимость.

Далее следует  выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень  рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Порядок подстановки факторов: цена, себестоимость.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Далее нужно  установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты производятся по каждому виду продукции, что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Факторная модель рентабельности оборота.

Уровень рентабельности продаж отдельных  видов продукции:

Факторная модель рентабельности капитала:

Порядок подстановки факторов: РП, Уд, Ц, С, ФР, Коб.

При углубленном  анализе необходимо изучить влияние  факторов второго уровня, от которых  зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

 

Методика подсчета резервов увеличения суммы  
прибыли и рентабельности

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.

Основные их источники резервов повышения прибыли:

- увеличение  объема реализации продукции:

Выявленный  ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль  в расчете на единицу продукции  соответствующего вида.

- снижение  себестоимости:

Выявленный  резерв снижения себестоимости каждого  вида продукции умножить на возможный  объем ее продаж с учетом резервов его роста.

- повышение  качества продукции:

Изменение удельного веса каждого сорта  умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.

- изменение  рынков сбыта (аналогично).

В заключение анализа необходимо обобщить все  выявленные резервы роста прибыли  по каждому виду продукции и в  целом по предприятию.

Основные источники резервов повышения  уровня рентабельности:

- увеличение  суммы прибыли от реализации  продукции;

- снижение  себестоимости продукции.

 

(в –  возможное значение в учетом выявленных резервов).

Резерв  повышения уровня рентабельности инвестированного капитала:

ф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала; Р¯К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости; SКд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

 

Методика маржинального анализа прибыли

Методика  маржинального анализа прибыли  базируется на делении производственных и коммерческих затрат на переменные и постоянные. Она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Для традиционного  анализа прибыли обычно используют модель:  
П = РП × (Ц - С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при изменении объема производства изменяется и себестоимость единицы продукции, т.к. изменяется только общая сумма переменных затрат, а сумма постоянных затрат остается неизменной.

При маржинальном анализе используется другая модель:

П = РП × (Ц - b) – А

Порядок подстановки факторов: РП, Ц, b, А.

Эта формула  применяется для анализа прибыли  от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Данная  методика позволяет более правильно  исчислить влияние факторов на изменение  суммы прибыли, т.е. она учитывает  взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

При анализе  многономенклатурного производства необходимо учитывать также влияние структуры  реализованной продукции.

Порядок подстановки факторов: РП, Уд, Ц, b, А.

 

Методика маржинального анализа рентабельности

Для маржинального  анализа рентабельности отдельного вида продукции применяется следующая  факторная модель.

Для анализа  рентабельности издержек в целом  по предприятию:

Для анализа  рентабельности продаж:

Для анализа  рентабельности инвестированного капитала:

Преимущество  методики маржинального анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели: объема продаж, затрат и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие  – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

 

4.2. Решение  задачи

 

Провести  традиционный анализ прибыли.

Вид

Кол-во (РП), тыс.т

Переменные затраты на ед. пр-ции (b), тыс.руб./т.

Цена продукции, тыс. руб.

продукции

план

факт

план

факт

план

факт

А

150

240

6

6,5

10

12

В

350

360

4

5,0

7

7,5

             

Сумма

500

600

       

Постоянные затраты (А): план – 150 млн. руб., факт – 168 млн. руб.

 

Решение:

 

Для традиционного  анализа прибыли обычно используют модель  
П = РП × (Ц - С), где П- прибыль, РП – количество произведенной продукции, Ц- цена единицы продукции, а С- ее себестоимость. Себестоимость единицы продукции состоит из переменных и постоянных затрат, переменные нам уже известны, а постоянные затраты на единицу продукции рассчитаем путем деления всех постоянных затрат на общую сумму произведенной продукции.

 

Вид

Постоянные затраты на ед. пр-ции, тыс.руб./т.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

продукции

план

факт

план

факт

А

0,3

0,28

6,3

6,78

В

4,3

5,28

         
         

 

Рассчитаем  плановую и фактическую прибыль:

,

.

 

Факторная модель:

 

Рассчитаем  удельные веса продукции:

Вид

Кол-во (РП), тыс.т

Удельный вес

продукции

план

факт

план

факт

А

150

240

0,3

0,4

В

350

360

0,7

0,6

         

Сумма

500

600

   

 

Факторный анализ:

(А):   = 600*0,3*(10-6,3)=666 млн руб.,

(В):   = 600*0,7*(7-4,3)=1134 млн руб.,

(А):   = 600*0,4*(10-6,3)=888 млн руб.,

(В):   = 600*0,6*(7-4,3)=972 млн руб.,

(А):   = 600*0,4*(12-6,3)=1368 млн руб.,

Информация о работе Использование приемов факторного анализа для проведения анализа эффективности использования материальных ресурсов предприятия