Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:17, реферат
Как нам известно, поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали отчетливо техническую отсталость России. Более того, промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “соревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. И ,безусловно, к правительству России приходило понимание о необходимости создать в стране во что бы то ни стало современную крупную промышленность.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………1
2. Финансово-бюджетная политика…………………………………………….
2.1. Н.Х.Бунге- министр финансов…………………………………………..
2.2. Прямы налоги………………………………………………………………
2.3. Косвенные налоги и гербовые сборы……………………………………
2.4. Государственный долг……………………………………………………..
3. Кредит, денежное обращение и железнодорожный транспорт ……………
3.1. Государство и банки……………………………………………………….
3.2. Преобразование железнодорожного хозяйства…………………………...
4. Социальное законодательство………………………………………………….
4.1. Фабричные законы………………………………………………………….
4.2. Вопрос об альтернативе аграрного развития……………………………...
4.3. Свертывание реформаторского курса……………………………………..
5.Заключение……………………………………………………………………….
Содержание
5.Заключение………………………………………………
Введение
Как нам известно, поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали отчетливо техническую отсталость России. Более того, промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “соревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. И ,безусловно, к правительству России приходило понимание о необходимости создать в стране во что бы то ни стало современную крупную промышленность.
Что же касается капитализма? Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В середине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 — 31 декабря 1886).
Хотелось бы также отметить, что его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами М.Х. Рейнтерна1 : нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства. Став министром финансов, Н.Х. Бунге стал проводить курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствление железных дорог ,находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тарифов. Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможенными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.
Цель моей работы заключается в том, чтобы дать общую картину динамики развития научной и общественной деятельности Н.Х.Бунге и более подробно изучить реформы, которые он рассмотрел и предложил, будучи министром финансов Российской империи.
1.Финансово-бюджетная политика
1.1 Н.Х.Бунге - министр финансов.
Вступление Н.Х. Бунге в ряды высшей бюрократии произошло в переломный момент российской истории. Вызванное русско-турецкой войной 1877-1878 гг. финансовое расстройство (хронический бюджетный дефицит, рост государственной задолженности, взрыв инфляции и падение курса рубля) сопровождалось, в первую очередь, кризисом в промышленности и сельском хозяйстве, разорением крестьянства и обострением земельного голода в деревне, дестабилизацией внутриполитической обстановки в результате нарастания либеральной оппозиции и террора "Народной воли". В 1880-1881 гг. группировка либеральных бюрократов (министр внутренних дел М.Т.Лорис-Меликов, военный министр Д.А.Милютин, министр финансов А.А.Абаза) выступила за дальнейшее развитие и совершенствование законодательства 1860-х годов.
Как нам известно, Бунге, как единомышленник либеральных бюрократов, в июле 1880 г. по рекомендации Лорис-Меликова был назначен товарищем министра финансов. В сентябре он подготовил для Александра III докладную записку, в которой сформулировал основные положения либеральной социально-экономической программы: отмена подушной подати, соляного акциза и паспортного сбора, понижение выкупных платежей бывших помещичьих и оброчной подати с государственных крестьян; с целью компенсации потерь казны ,увеличение государственного поземельного налога и налога на городскую недвижимость, установление налогов с торговых и промышленных предприятий и денежных капиталов, обеспечение тем самым основы для введения в будущем подоходного налога; организация переселений малоземельных крестьян на неосвоенные казенные земли, облегчении выхода из сельской общин; издание законов, стимулирующих развитие промышленности и торговли ; правовое урегулирование взаимоотношений рабочих и предпринимателей; упорядочение железнодорожного хозяйства, прекращение расточительства казенных средств частными компаниями; сбалансирование бюджета, ограничение сверхсметных ассигнований, сокращение расходов на государственный аппарат путем преобразования местных и центральных административных учреждений; прекращение выпусков необеспеченных золотым и серебряным содержанием кредитных билетов , уменьшение их количества в обращении до предвоенного уровня, разрешение заключения сделок на монету и приема в Государственное казначейство металлических вкладов; и др. Период либеральной "весны" оказался кратковременным. Убийство Александра II и воцарение нового самодержца обозначили поворот к консервативному курсу. После отставки министров-либералов преобладающим влиянием в "верхах" стали пользоваться редактор-издатель "Московских ведомостей" М.Н.Катков, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев и министр внутренних дел Д.А.Толстой. Тем не менее Бунге не только удержался в финансовом ведомстве, но и занял министерский пост. Это объяснялось как личным доверием Александра III к знающему и опытному экономисту, так и необходимостью реализации ряда предложений либеральных бюрократов, касающихся оздоровления экономики и финансов. Деятельность Бунге изначально осложнялась тем, что консерваторы (прежде всего Катков) противопоставляли либеральной программе свои планы развития промышленности в сочетании с укреплением общинного землевладения в деревне, проповедовали создание "национальной" экономики, отгороженной от Запада высокими таможенными барьерами, ратовали за усиление государственного вмешательства - ужесточение контроля за биржевыми операциями и частным предпринимательством, введение табачной и винной монополий, выкуп всех железных дорог в казну, требовали финансовой поддержки поместного дворянства и сохранения бумажноденежного обращения. Успеху ряда инициатив Бунге способствовала поддержка большинства Государственного совета, членами которого стали многие либеральные бюрократы, уволенные с высших государственных постов. Министру финансов удалось также собрать в своем ведомстве команду энергичных и разделяющих его взгляды сотрудников, опираясь на которых он пытался провести в жизнь свою программу реформ.
1.2 Прямые подати
Важное место в политике Бунге занимала податная политика. Он стремился
реформировать отсталую систему окладных сборов, избавить крестьянство от чрезмерного податного гнета и перенести часть налогов на "достаточные" сословия. В годы его министерской деятельности были понижены выкупные платежи с бывших помещичьих крестьян (1881 г.), оброчная подать с государственных крестьян преобразована в выкупные платежи (1886 г.), обе категории крестьян переведены на обязательный выкуп (1881 и 1886 гг.), отменена подушная подать (1882-1886 гг.), повышены налог на городскую недвижимость (1883 г.) и государственный поземельный налог (1884 г.), реорганизовано торгово-промышленное обложение (1884-1885 гг.), установлены налоги с наследства (1882 г.) и денежных капиталов (1885 г.), учрежден институт податных инспекторов (1885 г.). В финансовом ведомстве разрабатывались проекты упразднения круговой поруки крестьян в уплате податей и нового паспортного устава. Однако предпринятые Бунге меры не привели к сколько-нибудь заметному повышению крестьянских доходов, так как все "облегчения" были фактически "съедены" косвенными налогами, которые было вынуждено повышать Министерство финансов. Тем не менее податные реформы положили начало модернизации налоговой системы России, способствовали разрушению юридических, сословных и экономических перегородок между различными разрядами крестьянства и его слиянию в единый класс земледельцев- собственников.
1.3 Косвенные налоги и гербовые
В области косвенного налогообложения Бунге во многом был вынужден действовать вопреки своим прежним убеждениям. Это диктовалось как острыми фискальными нуждами, так и настроениями влиятельных консервативных кругов. Единственным исключением стал соляной акциз, отмененный по инициативе Лорис-Меликова, Абазы и Бунге в ноябре 1880 г. С целью компенсации потерь казны после понижения выкупных платежей, упразднения соляного налога и подушной подати, а также общего пополнения государственных финансовых ресурсов при Бунге неоднократно повышались акцизы на спиртные напитки, табак и сахар , гербовые сборы. В то же время министр финансов отрицательно оценил предложения ввести винную и табачную монополии, как наносящие ущерб развитию частного предпринимательства. Особое место в деятельности Бунге занимала таможенная политика. Он заслужил репутацию основоположника протекционистского курса, хотя возврат к прежней запретительной системе во внешней торговле начался еще во второй половине 70-х годов. Задача пересмотра таможенного тарифа была поставлена Бунге в связи с необходимостью повышения таможенного дохода, активизации торгового баланса и защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции в условиях кризиса. В 1881-1886 гг. были повышены пошлины
на импорт многих видов сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Одновременно Министерство финансов форсировало вывоз хлеба, который был важнейшей статьей российского экспорта. Бунге не сочувствовал крайностям таможенной охраны. Он добился небольшого, но устойчивого преобладания экспорта над импортом. Запретительная таможенная политика способствовала индустриализации страны, стимулировала приток иностранных капиталов. В то же время протекционизм неизбежно вел к монополизации промышленности, подавлял развитие свободной конкуренции, служил интересам не всей буржуазии, а лишь отдельных ее слоев. Высокие таможенные барьеры в отсталой России с одной стороны обеспечивали сохранение искусственно вздутых цен на товары, с другой - несколько тормозили технический прогресс, так как гарантировали высокую прибыль предприятиям с устаревшим оборудованием.
Государственный долг
Бунге всемерно старался уменьшить государственные расходы, настаивал на сокращении сверхсметных ассигнований, сумм, отпускаемых на содержание армии и флота, отрицательно реагировал на всякие международные осложнения, которые могли бы ввергнуть Россию в новую войну и привести ее к финансовой катастрофе. Но в этом направлении ему удалось добиться лишь временных результатов. С 1885 г. из-за англо- русского конфликта в Средней Азии расходы на военные нужды вновь возросли. Для обеспечения бюджетного и кассового единства государственных доходов и расходов в
общую роспись были включены средства железнодорожного фонда (1883 г.), выкупных платежей бывших помещичьих крестьян (1885 г.) и обороты особого счета ликвидации старых кредитных учреждений (1886 г.). Однако коренной бюджетной реформы, связанной с реорганизацией центрального и местного государственного аппарата, так и не последовало. Несмотря на все усилия, Бунге не удалось сбалансировать бюджет. За исключением 1882 г. он неизменно сводился с дефицитом. Министру финансов приходилось прибегать к займам, хотя из-за недоверия Запада к кредитному рублю они
могли заключаться только на невыгодных для России условиях - за высокий процент с реализацией по низкому курсу. С 1881 по 1886 гг. государственный долг России увеличился с 6 млрд до 6,5 млрд руб. В этот период ежегодные платежи по госдолгу в среднем составляли 36,8 % доходов казны.
2. Кредит, денежное обращение и железнодорожный транспорт
2.1 Государство и банки
В годы промышленного и аграрного кризисов кредитная система переживала застой. Если в первые пореформенные десятилетия правительство делало ставку на форсирование экономического развития, то с началом русско-турецкой войны была поставлена задача поддержки и спасения предприятий и банков. При Бунге не произошло каких-либо серьезных изменений в структуре и характере деятельности крупнейшего кредитного учреждения страны - Государственного банка. Кроме коммерческого (вексельного)
кредитования торговых и промышленных предприятий Госбанк осуществлял
государственное комммерческое финансирование "привилегированных" отраслей и отдельных групп предпринимателей и землевладельцев. Большой размах еще с середины 70-х годов приобрела выдача неуставных ссуд по докладам министра финансов и высочайшим разрешениям. Попытки Бунге отказаться от этой формы кредитования не венчались успехом.
В первой половине 80-х годов
сложилась система
В первой половине 80-х годов в связи с серией банковских крахов последовал ряд законов об умеренной регламентации деятельности частных кредитных учреждений (акционерных коммерческих и акционерных земельных банков, городских общественных банков ,обществ взаимного кредита) и ужесточении порядка их ликвидации в случае несостоятельности или крупных убытков. Бунге всячески поддерживал развитие сберегательного дела. По его инициативе был повышен процент по вкладам (1881 г.), Министерству финансов предоставлено право учреждать кассы при губернских и уездных казначействах, а отделения касс - во всех городах, пригородах, крупных торгово-промышленных и земледельческих поселениях (1884 г.); утвержден устав сельских ссудо- сберегательных касс (1883 г.). Новое законодательство стало юридической основой для широкого надзора Министерства финансов за операциями банков, искусственно снижало конкуренцию между ними и создавало для них полумонопольное положение с целью предотвращения крахов и возможных экономических потрясений. Это было особенностью народного хозяйства России, так как в развитых странах Запада вплоть до мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. господствовала система свободного учредительства коммерческих банков. Следствием государственной регламентации стала малочисленность акционерных кредитных учреждений и централизация капиталов в немногих крупных банках.