Исторический этап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

Как нам известно, поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали отчетливо техническую отсталость России. Более того, промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “соревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. И ,безусловно, к правительству России приходило понимание о необходимости создать в стране во что бы то ни стало современную крупную промышленность.

Содержание работы

Содержание
1. Введение………………………………………………………………………1
2. Финансово-бюджетная политика…………………………………………….
2.1. Н.Х.Бунге- министр финансов…………………………………………..
2.2. Прямы налоги………………………………………………………………
2.3. Косвенные налоги и гербовые сборы……………………………………
2.4. Государственный долг……………………………………………………..
3. Кредит, денежное обращение и железнодорожный транспорт ……………
3.1. Государство и банки……………………………………………………….
3.2. Преобразование железнодорожного хозяйства…………………………...
4. Социальное законодательство………………………………………………….
4.1. Фабричные законы………………………………………………………….
4.2. Вопрос об альтернативе аграрного развития……………………………...
4.3. Свертывание реформаторского курса……………………………………..
5.Заключение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

2.2 Преобразование железнодорожного хозяйства

Годы министерской деятельности Бунге стали первым этапом огосударствления железных дорог в России. Министр финансов возражал против требования консервативных кругов о полной замене частного железнодорожного хозяйства государственным по примеру Германии. Он считал более целесообразным сохранить частные дороги, подчинив их более строгому правительственному контролю, и превращать эти линии в собственность казны только в случае необходимости по государственным или чисто финансовым соображениям. В 1881-1886 гг. были выкуплены четыре линии общей протяженностью 1324 версты. Выкуп осуществлялся путем перевода на Казначейство остатка облигационного капитала дороги и аннулирования всех долгов железнодорожной компании. Перешедшие в собственность государства дороги представляли собой малодоходные и технически слабо оснащенные линии, не справлявшиеся с элементарными требованиями перевозок. В 1885 г. был введен разработанный при участии представителей финансового ведомства Общий устав российских железных

дорог, который установил единые юридические нормы эксплуатации железнодорожного транспорта. Министерство приняло также участие в проведении серии контрольно- финансовых мероприятий по установлению надзора за деятельностью частных железнодорожных компаний. Крах концессионной системы заставил правительство возобновить казенное строительство дорог. По предложению Бунге в 1882 г. Комитет министров установил годовую норму строительства в 1000-1200 верст, их которых 30 %

должно было приходиться  на стратегические линии. Сооружение частных  дорог не прекратилось, но продолжалось в значительно меньших масштабах, чем в предшествующее десятилетие. Всего в 1881-1886 гг. была открыта для движения 4241 верста и общая протяженность железнодорожной сети возросла до 25505 верст.

Министерство финансов оказывало  также поддержку заводам по производству рельсов и подвижного состава, выпуск продукции которых в годы промышленного кризиса резко сократился.

3.Социальное законодательство

3.1 Фабричные законы

Приход Бунге в финансовое ведомство совпал с новой вспышкой общественного интереса к рабочему вопросу. Промышленный кризис привел к сокращению производства, массовым увольнениям и падению жизненного уровня "фабричного люда". В конце 70-х - начале 80-х годов произошел подъем стачек и рабочих волнений. В эти годы в общих чертах была сформулирована концепция политики попечительства – жесткой регламентации отношений рабочих и предпринимателей. В ее основе лежало

представление о "надклассовой" роли государства, выступающего арбитром между общественными группами. Правительство отказалось от принятия единого кодекса фабричного законодательства и пошло по пути издания отдельных актов. Возглавляемое Бунге финансовое ведомство перехватило у Министерства внутренних дел инициативу в рабочем вопросе. В 1882 г. был утвержден закон о запрещении труда малолетних и учреждении фабричной инспекции, в 1884 г. - об отмене ночных работ для женщин и подростков. Закон 1886 г., принятый под непосредственным влиянием знаменитой Морозовской стачки в Орехово-Зуево, установил порядок найма и увольнения рабочих, выдачи заработной платы и наложения штрафов, но вместе с тем усилил репрессивные меры против участников волнений и забастовок. В Министерстве финансов был подготовлен также проект закона об индивидуальной ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих на производстве, но его обсуждение затянулось на долгие годы.

В 80-е годы обозначились две  ведомственные тактики в рабочем  вопросе. Если Министерство внутренних дел действовало строго в русле попечительной политики, допускавшей прямое административное вмешательство в дела предприятий, то финансовое ведомство руководствовалось не только охранительными целями, но и задачами торгово-промышленной политики. Министерство финансов требовало, чтобы

все действия властей на фабриках и заводах основывались на строгом соблюдении правовых норм, протестовало против фактов административного произвола, которые могли привести к дезорганизации производства и отпугнуть иностранных капиталистов.

Ведомство Бунге допускало создание организаций взаимопомощи рабочих и даже склонялось к разрешению экономических забастовок, если они не нарушали общественного спокойствия. Подобная тактика в большей степени соответствовала как интересам рабочих, так и задачам промышленного развития страны. Несмотря на многие пробелы и недостатки фабричных законов, их принятие было принципиально важным шагом в общем движении монархии к правовому государству. Однако отставка Бунге надолго затормозила дальнейшее совершенствование этого законодательства.

3.2 Вопрос об альтернативе аграрного развития

В 80-е годы в условиях аграрного  кризиса правительство оказалось  на распутье: либо приступить к укреплению индивидуальной крестьянской собственности на землю, либо прибегнуть к традиционным административным методам и воспрепятствовать закономерному процессу мобилизации земель с помощью государственной поддержки общинных порядков. Политическая обстановка в стране благоприятствовала выбору второго пути. Высшая бюрократия видела в общине один из основных устоев сословного строя, единственно возможную в России форму землепользования и надежное средство для предотвращения революционной опасности. Угроза коренной ревизии "Положений" 19 февраля 1861 г. заставила Бунге выступить против консервативного аграрного курса. На посту министра финансов и позднее, будучи уже председателем Комитета министров, он призывал правительство строить охранительную политику не на консервации общинного строя, а на частном крестьянском землевладении. При этом Бунге отнюдь не требовал упразднения общины "сверху". Он возражал только против ее искусственной поддержки и был убежден, что она постепенно распадется естественным путем. Но его доводы не были приняты во внимание. Государственный совет большинством голосов утвердил законы об ограничении семейных разделов (1886 г.) и внутриобщинных земельных переделов (1893 г.), запрещении отчуждения крестьянских надельных земель (1893 г.). 2

Большего успеха Бунге удалось достичь в области переселенческого дела. К началу 80-х годов потребность в общесударственном законодательстве, регулирующем переселения малоземельных крестьян в другие губернии стала особенно острой. Однако в "верхах" опасались любого массового аграрного движения, даже организованного самим правительством. Бунге неоднократно рекомендовал Александру III усилить внимание к переселенческому делу для борьбы с крестьянским малоземельем и освоения обширных территорий Сибири и Средней Азии. В 1892 г. он был назначен вицепредседателем Комитета Сибирской железной дороги (номинальным председателем стал цесаревич Николай Александрович), на который было возложено руководство строительством магистрали. Сооружение этой линии, потребовавшее заселения необжитых пространств, положило начало новому этапу переселенческой политики. По инициативе Бунге был разработан ряд мер, проведенных в жизнь уже после его смерти - отменена практика насильственного возвращения самовольных переселенцев, упрощен порядок выдачи разрешений на переселения, установлен льготный тариф на проезд по железной дороге, возросли государственные ассигнования на устройство переселенцев и подготовку земельных участков и др. И все же эти меры не привели к коренному изменению переселенческой политики, так как свободе передвижения сельского населения препятствовали общинные порядки, круговая порука и паспортная система.

3.3 Свертывание реформаторского курса

Деятельность Министерства финансов вызывала постоянное недовольство

консервативных кругов. Они резко отрицательно отнеслись к податным преобразованиям, учреждению Крестьянского банка, подготовке к восстановлению металлического денежного обращения, заявляли о недостаточном повышении таможенных пошлин, слишком медленном огосударствлении частных железных дорог, незначительности льгот, дарованных помещикам уставом Дворянского банка и др. С осени 1885 г. Консерваторы развернули в печати и правительственных кругах настоящую кампанию против политики Бунге. В конце 1886 г. они добились у Александра III согласия на отставку министра финансов и замену его своим ставленником И.А.Вышнеградским - известным ученым- математиком и крупным предпринимателем. Однако уход Бунге не стал опалой. Вопреки ожиданиям своих противников, он был назначен на почетный, хотя и менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Несмотря на свои консервативные убеждения, император стремился сохранять самостоятельность и занимать "надпартийную" позицию, не связывая себя открыто с группировкой Каткова-Победоносцева.

Формально консерваторы одержали победу. Бунге не удалось выполнить большую часть своей программы. Такие преобразования, как отмена круговой поруки, пересмотр паспортного устава, дальнейшее понижение выкупных платежей, введение подоходного налога и страхования рабочих от несчастных случаев и др., оказались отсрочены на полтора-два десятилетия. При Вышнеградском произошел отход от основных принципов его предшественника - сокращение операций Крестьянского банка, свертывание податных реформ и дальнейшей разработки фабричного законодательства. Возобладала политика "узкого финансизма".

Но победа консерваторов  была частичной. Отказавшись от дальнейшей реализации социальной программы Бунге, Вышнеградский, в силу объективных экономических причин, стал продолжателем ряда других направлений его политики. В 1887-1892 гг. было реорганизовано железнодорожное хозяйство, конвертированы внешние займы, продолжена подготовка денежной реформы. Взгляды Бунге оказали известное влияние на

политику правительства  конца XIX - начала XX вв. С.Ю.Витте учел пороки системы Вышнеградского и попытался возобновить курс Бунге в области социального законодательства: был смягчен паспортный режим (1894 г.), принят новый устав Крестьянского банка (1895 г.), упразднена круговая порука (1903 г.), отменены выкупные платежи (1905 г.), утверждены законы о нормировании рабочего дня (1897 г.) и компенсации рабочим за увечья (1903 г.). Введение знаменитого золотого стандарта также было воплощением давних замыслов бывшего министра финансов. Влияние идей Бунге проявилось в аграрной политике правительства после 1905 г. - отказе от общины как формы землепользования и насаждении частной крестьянской земельной собственности, поддержке и стимулировании переселенческого движения, расширении операций Крестьянского банка.

Заключение

         Таким образом, мероприятия Министерства финансов 1881-1886 гг. представляют собой связующее звено между Великими реформами и преобразованиями конца XIX - начала XX столетия. Н.Х.Бунге , как один из известнейших творцов либерального законодательства 1860-х годов и министр- либерал эпохи царствования Александра III, оказавший заметное влияние на более позднюю политику правительства, символизирует собой преемственность реформаторского процесса в России.

В истории либеральных  преобразований второй половины XIX в. Бунге принадлежит особое место. Как политический мыслитель он ориентировался на западные ценности, заключавшиеся в гарантиях свободы личности, права частной собственности и частной инициативы. Но при этом Бунге старался учитывать российскую самобытность. Для понимания его взглядов следует принимать во внимание главную особенность российского либерализма - приверженность государственному началу и институту монархии, обусловленную своеобразием исторического пути страны. Бунге предполагал

переход к народному представительству  лишь в будущем по мере политического созревания российского общества. Подобная верность принципу самодержавия не может рассматриваться как признак "реакционности", поскольку либеральные бюрократы видели в монархии орудие для модернизации страны. С точки зрения Бунге, недостатки самодержавия как формы правления должны были компенсироваться соблюдением правопорядка, определенной степенью гласности и привлечением общественных элементов к сотрудничеству с администрацией в рамках нетрадиционных для абсолютной монархии учреждений - земских и городских выборных органов, комиссий экспертов и др.

С учетом российских особенностей составлялась и экономическая программа  Бунге. Она сочетала в себе, с одной стороны, нацеленность на развитие рыночной экономики, становление частного крестьянского землевладения, обеспечение правовой самостоятельности низших сословий, с другой - вмешательство государства (хотя и ограниченное до известных пределов) в экономику и отношения между классами, меры по социальной защите неимущих слоев населения. Эта программа была достаточно реалистична и соответствовала потребностям страны в корректировке либерального законодательства 60-х годов и в дальнейшем развертывании преобразований, так как к концу царствования Александра II, в обстановке финансового расстройства, экономического кризиса и политической нестабильности стало ясно, что освобождение крестьян и другие Великие реформы не дали ожидаемых результатов.

Как государственный деятель  Бунге обладал способностью остро ощущать потребности времени, соблюдать меру и необходимую осторожность, был сторонником продуманной, концептуальной и научно обоснованной политики. В отличие от консерваторов с их утопическими планами создания "национальной" экономики при сохранении бумажноденежного обращения, он выступал за интеграцию с передовыми странами Запада, широкое привлечение иностранных капиталов и введение золотой валюты. Если Катков и его последователи абсолютизировали роль государства в развитии народного хозяйства, то Бунге пытался установить наиболее рациональный баланс между государственным вмешательством и частным предпринимательством. Он не считал, что правительство может оставаться безучастным зрителем событий экономической жизни, особенно в кризисные моменты. Министерство финансов предприняло повышение таможенных пошлин, организацию государственного ипотечного кредита, усиление административного надзора за частными банками, огосударствление частных железных дорог. Вместе с тем Бунге был убежден, что влияние государства на экономику должно быть заключено в определенные границы. В противовес консерваторам с их призывами к проведению узко-сословной политики, односторонне ориентированной на возрождение экономического и политического могущества поместного дворянства, Бунге уделял преимущественное внимание решению социальных проблем, соблюдению интересов "низших" классов. М.И.Туган-Барановский назвал его "первым провозвестником в официальной России необходимости социальной политики"

В научной литературе традиционно  недооценивалась возможность альтернативы в развитии страны в 80-е годы. Между тем Россия стояла на пороге нового витка преобразований, которые могли бы обеспечить империи мирную эволюцию. Реализации намеченной Бунге программы благоприятствовали относительная политическая стабилизация общества после разгрома "Народной воли" и длительная мирная передышка.

Это были те самые "двадцать лет покоя", о которых впоследствии тщетно мечтал Столыпин. Особую актуальность имело решение крестьянского вопроса. Отмена круговой поруки, преобразование паспортного устава, предоставление крестьянам дешевого кредита, организация переселений, облегчение выхода из общины создали бы более благоприятные возможности для становления частного крестьянского землевладения, что позволило бы избежать столь мощного нарастания аграрной революции в начале XX в.

Но судьба Бунгеполитика сложилась неудачно. Участник Великих реформ, член реформаторской "коалиции" М.Т.Лорис-Меликова, он получил доступ к рычагам власти в момент поворота правительства к политической реакции. 3При Александре III самодержавие сделало ставку на возрождение былого могущества поместного дворянства, консервацию сословно-патриархальных институтов в деревне, подавление не только радикального, но и либерального общественных движений. Выполнение программы Бунге в полном объеме оказалось невозможным. После устранения министра-либерала и его группировки произошло окончательное свертывание реформаторского курса. Это похоронило последние надежды либеральной общественности на здравый смысл"верховной власти". Если в годы Великих реформ и "диктатуры сердца" Лорис-Меликова чиновники-реформаторы и передовая интеллигенция сотрудничали в деле подготовки преобразований, то на рубеже веков расхождение между властью и обществом приобрело необратимый характер.

Социальные мероприятия  Бунге должны были стать прологом будущих более масштабных преобразований, но в той ситуации выглядели паллиативами, остаточным явлением либеральной "весны". Между тем их значение достаточно велико с точки зрения исторической перспективы. Понижение выкупных платежей, отмена подушной подати, открытие Крестьянского банка, принятие первых фабричных законов, борьба Бунге против искусственной поддержки общины, его призывы к укреплению индивидуальной крестьянской собственности на землю и переселению страдающего от малоземелья сельского населения на окраины страны создали необходимую "реформаторскую базу" для деятельности преобразователей следующего поколения - С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

Внешние финансовые итоги  деятельности Бунге выглядели неудовлетворительно: бюджет по-прежнему сводился с дефицитом, продолжались колебания курса рубля, еще более возросла задолженность Казначейства. На пути министра финансов оказалось слишком много препятствий - тяжелое военное наследство, неурожаи, кризис в промышленности и сельском хозяйстве, увеличение расходов на армию, флот и железнодорожное строительство, постоянная конфронтация с консервативной оппозицией. Однако только по состоянию бюджета и сумме государственного долга нельзя судить о результатах экономической политики. Последствия реформ 1881-1886 гг. в полной мере проявилисьпозднее. Бунге внес существенный вклад в создание благоприятных условий для последнего, интенсивного этапа промышленной революции в России. Таможенная охрана защитила отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции и дала импульс развитию внутреннего производства. Мероприятия в области налогообложения и осударственного кредита обеспечили финансовую основу для стимулирования правительством индустриального роста. Курс на стабилизацию рубля и переход к золотому монометаллизму завершился денежной реформой Витте, укрепившей доверие Запада к российским финансам и усилившей приток иностранных капиталов. Политика Бунге и его преемников способствовала промышленному подъему 90-х годов, в ходе

Информация о работе Исторический этап