Конкурентноспособность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение преимуществ предприятия ООО «МеталКон», и их формирование посредством выбора определенной бизнес-стратегии.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
теоретическое рассмотрение сущности анализа и формирования конкурентных преимуществ;
исследование предмета курсовой работы на примере ООО «МеталКон»;
рассмотрение путей совершенствования конкурентоспособности металлоконструкций.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность конкурентоспособности
1.1 Сущность конкурентного преимущества предприятия
1.2 Анализ конкурентных преимуществ предприятия
1.3 Формирование конкурентных преимуществ предприятия
1.4 Методы оценки конкурентных преимуществ продукции
1.5 Методы оценки конкурентных преимуществ стран
2. Анализ конкурентоспособности ООО «МеталКон»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ сильных сторон (конкурентных преимуществ) предприятия методом SWOT
3. Пути совершенствования конкурентоспособности металлоконструкций, производимых ООО «МеталКон»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

конкурентноспособность пред-ий.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Формирование конкурентных преимуществ предприятия происходят за счет выбора правильной деловой  стратегии, основой которой, непосредственно, являются эти самые преимущества.

Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

• лидерство в издержках (себестоимости продукции);

• дифференциация продукции;

• фокусирование (концентрация);

• ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).

Абсолютное  лидерство в издержках – вариант стратегии, при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии». В этом случае компания достигает своей главной цели – абсолютного отраслевого лидерства в издержках - благодаря применению комплекса специальных экономических мер.

Позиция лидера в издержках обеспечивает компании защиту от воздействия всех пяти выделенных М.Портером конкурентных сил:

1) от конкурентов, так как низкие издержки позволяют компании получать прибыль даже тогда, когда соперники терпят убытки;

2) от покупателей, так как они способны снизить цены только до уровня менее успешных конкурентов;

3) от поставщиков, так как низкие издержки позволяют фирме быть более гибкой при изменении стоимости вводимых ресурсов;

4) от угрозы появления новых конкурентов, так как позиция низких издержек создает высокие барьеры на вход в отрасль;

5) от субститутов, так как такая позиция создает более благоприятные, чем у соперников условия для конкурирования с субститутами.

В основе следующего базового варианта, выделенного М. Портером, – стратегии дифференциации - лежит идея создания уникального т.е. дифференцированного продукта. Дифференциация может осуществляться по различным критериям, например: по престижу дизайна или брэнда, по используемой технологи производства, по функциональным возможностям, по качеству обслуживания потребителей, по развитой дилерской сети и т.п. Наиболее эффективным вариантом М.Портер считает дифференциацию сразу по нескольким критериям.

Результатом успешного  внедрения стратегии дифференциации является, по мнению М. Портера, формирование высокого уровня лояльности потребителей, который становится основным конкурентным преимуществом компании и позволяет  ей достичь прибыли выше среднеотраслевого уровня.

Автор считает, что перечисленные  выше меры по реализации первых двух базовых  стратегий могут быть успешно  использованы в зависимости от поставленных целей и при осуществлении  стратегии фокусирования. Она защищает компанию от воздействия конкурентных сил в той же мере и таким же образом, как и использование остальных вариантов базовых стратегий.

Стратегия первопроходца, или раннего выхода на рынок, означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы.

Основными особенностями  конкурентного преимущества, связанного со стратегией первопроходца, являются следующие:

• данное конкурентное преимущество основано на использовании новшеств — продуктовых, технологических, организационных;

• оно связано со значительным риском, но обеспечивает в случае успеха более высокую прибыль, возможно — сверхприбыль за счет установления монопольных цен;

• его проще завоевать, чем сохранить;

• при использовании  новшеств сложно осуществлять планирование, так как в этом случае невозможно воспользоваться прошлым опытом, экстраполировать в будущее установленные  в прошлом тенденции.

конкурентный преимущество стратегия

Инновационные фирмы должны иметь  высококвалифицированный персонал, достаточные финансовые ресурсы  для создания и выведения новинок  на рынок. Такая стратегия присуща  либо крупным фирмам, либо, наоборот, небольшим венчурным предприятиям. Следует отметить, что преимущество раннего выхода на рынок может быть связано не только с новой продукцией или технологией, но и с методами сбыта, маркетинга.

Методы маркетинговых исследований используются для оценки идеи новинки, затем при создании опытных образцов продукции проводится тестирование рынка, а развертыванию коммерческого производства новой продукции предшествует пробный маркетинг, т. е. методы маркетинга трижды используются в процессе создания и выведения на рынок новой продукции. Это позволяет уменьшить коммерческий риск новинки и подготовить рынок к ее появлению.

 

1.4 Методы оценки конкурентных преимуществ продукции

 

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого  успеха на товарном конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи и поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Обеспечение конкурентоспособности  продукции предполагает необходимость  ее количественной оценки.

Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.).

Для определения конкурентоспособности  продукции на основе выбранных критериев  используют различные показатели. Для  сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.).

 

1.5 Методы оценки конкурентных преимуществ стран

 

Как показали исследования, конкурентоспособность  региона целесообразнее всего определить, как его способность формировать, удерживать, развивать и использовать свои конкурентные преимущества во взаимоотношениях и взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона (или иной системы) и роста благосостояния его населения. Чем больше конкурентных преимуществ создано и накоплено регионом или просто унаследовано от природы, и чем полнее они реализуются, тем выше его конкурентоспособность. При этом только простое наличие тех или иных конкурентных преимуществ само по себе ещё не означает конкурентоспособности системы, поскольку их необходимо ещё реализовать.

Конкурентоспособность можно рассматривать и оценивать с двух сторон – количественной и качественной. Если говорить о первой, то уровень или степень конкурентоспособности обычно оценивается с помощью специальной системы показателей и соответствующих методик, которых в настоящее время весьма много, однако наиболее популярной и применимой в последние годы является рейтинговая система.

Как правило, берутся несколько  групп показателей, например:

– уровень жизни населения;

– уровень инвестиционной привлекательности;

– уровень эффективности  использования ресурсов.

По численному значению каждого из этих показателей проводится ранжирование регионов с определением соответствующих мест. Место, занятое  регионом, умножается на весовое значение каждого показателя, полученные величины суммируются, после чего регионы располагаются по общей сумме набранных баллов, т.е. по рейтингу.

По итогам выделяется несколько групп регионов, например, с низкими, средними и высокими рейтингами конкурентоспособности. Иногда градаций берётся больше:

– крайне низкий уровень;

– низкий;

– ниже среднего;

– средний;

– выше среднего;

– высокий уровень  конкурентоспособности.

Особое значение при  определении названных рейтингов  имеет расчёт одновременно двух индексов, например, по методике всемирного экономического форума (ВЭФ): индекса конкурентоспособности и технологического индекса [4]. Их сопоставление позволяет однозначно утверждать, что регионы являющиеся лидерами по показателю конкурентоспособности, одновременно выступают лидерами и в инновационном развитии, что не только не случайно, а напротив, отражает имеющую здесь место тесную взаимосвязь.

В 2004 г. ВЭФ предложила уточнённую методику оценки конкурентоспособности на основе расчёта, так называемого глобального индекса (GCI), включающего 12 составляющих, которые детально характеризуют конкурентоспособность субъектов [4]. Этими составляющими являются:

– качество общественных институтов;

– инфраструктура;

– макроэкономическая стабильность;

– здоровье и начальное образование;

– высшее образование  и профессиональная подготовка;

– эффективность рынка  товаров и услуг;

– эффективность рынка  труда;

– развитость финансового  рынка;

– технологический уровень;

– размер внутреннего  рынка;

– конкурентоспособность  компании;

– инновационный потенциал.

Оценка осуществляется по каждой компоненте по 7-бальной шкале. При этом рейтинги конкурентоспособности  основываются на комбинации общедоступных  статистических данных и результатов  опроса руководителей компаний, ежегодно проводимого ВЭФ совместно с сетью партнёрских организаций, которыми являются ведущие исследовательские институты и компании в анализируемых субъектах.

И хотя эта методика, строго говоря, предназначена для оценки конкурентоспособности стран, она, при условии организационного обеспечения (налаживания системы опросов) может быть с успехом применена и для регионов.

 

  1. Анализ конкурентоспособности ООО «МеталКон»

 

2.1 Краткая  характеристика деятельности организации

 

Общество с ограниченной ответственностью «МеталКон» занимается производством, монтажом и продажей металлических конструкций.

Предприятие не имеет  собственных земельных участков и объектов недвижимости. Поэтому все необходимые для осуществления хозяйственной деятельности здания и сооружения ООО «МеталКон» арендует.

Основной деятельностью  компании является производство металлоконструкций, которые представляют собой стеллажи для торговых залов и складских помещений магазинов.

Продукция, производимая компанией, обладает рядом существенных преимуществ: отличается экономичностью при высокой прочности и долговечности, простотой монтажа, стойкостью к атмосферным воздействиям. Металлические конструкции позволяют реализовать сложные дизайнерские решения, экономят на использовании дорогостоящих материалов и времени возведения.

Информация о работе Конкурентноспособность предприятий