Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Понятие и сущность малых предприятий…………………………………5
1.2 Особенности и виды малых предприятий………………………………...8
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………....10
1.4 Перспективы и проблемы развития………………………………………12
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ЗАО»Пятёрочка»)
2.1Характеристика предприятия(на примере ЗАО«Пятёрочка»)……………..15
2.2 Организационная структура управления(на примере ЗАО»Пятёрочка»)...17
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции(на примере ЗАО «Пятёрочка»)…...............................................................................19
2.4 SWOT анализ предприятия (на примере ЗАО» Пятёрочка»)…………………………......................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Kulchitskaya.docx

— 62.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Копейский филиал государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования(среднего специального учебного заведения)

«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» КФ ГБОУ СПО(ССУЗ) «Челябинский техникум легкой промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине МДК 03.01 «Управление структурных подразделений организации»

для специальности: 100801

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Тема: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы         развития (на примере ЗАО «Пятёрочка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнил:

                                                                  Студент группы ОТ-217

                                                                                Смирнова Виктория Витальевна

                                                                     Проверила: Кабанова Е.В

 

 

 

 

Копейск 2015

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Понятие и сущность малых  предприятий…………………………………5

1.2 Особенности и виды малых  предприятий………………………………...8

1.3 Преимущества и недостатки  малого бизнеса…………………………....10

1.4 Перспективы и проблемы развития………………………………………12

2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ЗАО »Пятёрочка»)

2.1Характеристика предприятия (на примере ЗАО «Пятёрочка»)……………..15

2.2 Организационная структура управления(на примере ЗАО »Пятёрочка»)...17

2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции (на примере ЗАО «Пятёрочка»)…...............................................................................19

2.4 SWOT анализ предприятия (на примере ЗАО» Пятёрочка»)…………………………......................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Рыночная экономика -это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство. На сегодняшний день в России произошло осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сектор экономики. На сегодняшний день в России произошло осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для крупного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сектор экономики.

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время увеличилось.

К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам.

Цель данной работы – исследование сущности малого предпринимательства, его места в экономике России, его развития, плюсов и минусов (на примере ЗАО «Магнит») .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия

-раскрыть достоинства  и проблемы малого предпринимательства.

К предмету исследования можем отнести проблемы малого бизнеса в России.

Объектом исследования: малое предпринимательство(на примере ЗАО «Пятёрочка»). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

1.1 Понятие и сущность малых предприятий

 

Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям».Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике,   быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие,  имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом,  он является основой развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль отводится бизнесу в развитие сферы услуг, которая является своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны.  Феномену влияния малого бизнеса на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих процессах, уделяется пристальное внимание. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации: в  уставном    капитале   которых    доля   участия   Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%;в  уставном  капитале  которых  доля,  принадлежащая  одному  или  нескольким  юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, в  строительстве, на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере - 60 человек; - в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности - 50 человек.

Под    субъектами    малого    предпринимательства       понимаются     также   физические     лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.  Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний в нутрии страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулирования внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производство. Нагляднее   всего о распространении   малых   предприятий   говорит   такой   показатель,  как   число  этих   субъектов   на   1000 человек   экономически активного населения. В целом по стране на 80 человек приходится одно малое предприятие — юридическое лицо . Вклад   малых   предприятий   в   оздоровление   экономики   сегодня   явно   недостаточен. Это объясняется     как  общим  спадом   производства  и  разрывом   хозяйственных   связей ,  так  и  тем,  что  не  получила развития  государственная   поддержка     малого    предпринимательства. Между  тем малые   предприятия   как  неустойчивая   предпринимательская   структура, наиболее   зависимая   от   колебаний   рынка,  нуждаются  в  разносторонней   государственной   поддержке. В  России   также  существуют  различные   организационные       фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий.  С этой целью созданы   ассоциации   малых   предприятий,  Федерация   развития   и   поддержки   малого предпринимательства, действует  Всемирная   ассамблея   мелких и средних предприятий, различные фонды развития  и  поддержки   малого   бизнеса. Однако,  как  правило,  многочисленные   фонды     поддержки малого    предпринимательства    озабочены   собственными       проблемами     и реальной помощи  малым  предприятиям  не оказывают.  У нас государственная    поддержка    малых   форм   производства  с  первых    шагов   малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.   Одной   из  важнейших   проблем   малого  бизнеса   в  России    является кредитование.   Кредиты  выдаются только под залог или   поручительство, которые   не   всегда   могут   предоставить   малые   предприятия.   Союзы   малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают    поручителями      по  таким    кредитам.    Отсутствуют   специальные банки  для   обслуживания   малого   бизнеса. В   особо   трудном   положении оказываются   частные   малые    предприятия.     Невозможность   получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями. Эффективная предпринимательская деятельность невозможна без мотивации наемных работников. Мотивация – процесс, направленный на побуждение человека к деятельности, результатом которой является достижение личной, коллективной или общественной цели; важнейшая составляющая организации современного предпринимательства. Таким образом, роль малых предприятий в экономике России все больше возрастает.

Значительную помощь малому предпринимательству оказывают различные фонды поддержки предпринимательства. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

 

 

1.2 Особенности и виды малых предприятий

 

 

Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются: 

1)  минимальные размеры  всех видов ресурсов,  в том  числе собственного капитала,  необходимых для создания и  функционирования малых предприятий; 

2) короткие сроки создания  и освоения проектных мощностей;

3)  быстрая окупаемость  капиталовложений, высокая скорость оборота капитала;

4) прямой контакт с  потребителем и способность быстро реагировать на спрос;

5) высокая эффективность  в использовании местного ресурсного  потенциала,  в том числе незанятых  и устаревших основных фондов;   6)упрощеннаяорганизационнаяструктураблагодаряотносительнонебольшой численности работников;

7) мощная мотивация к  труду у членов небольших коллективов,  возникающая на основе появления  у них чувства хозяина, либо (если  это наемные работники) сознание  непосредственной зависимости между  качеством труда, результатами хозяйственной  деятельности и их материальным благополучием;

8) простота управления,  отсутствие,  как правило,  элементов  бюрократизма,  свойственных крупным хозяйственным системам;

9) высокая гибкость и  мобильность, определяющие возможность  быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка;

10)  возможность идти  на риск благодаря своей гибкости  и мобильности.

Малые предприятия подразделяются на:

 Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается учреж- денное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствами несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.  Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО недолжно быть более пятидесяти. В случае,  если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

  Акционерным обществом(АО)  признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества  (акционеров) по отношению  к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только  среди   его  учредителей   или   иного  заранее   определенного   круга лиц . Такое  общество не вправе  проводить  открытую   подписку  на  выпускаемые  им акции . Акционеры  ЗАО    имеют    преимущественное право приобретения акций,  продаваемых другими   его акционерами. Таким образом важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

 

 

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

 

К преимуществам малого бизнеса можно отнести:

1.Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

2. По мнению некоторых  ученых, большие размеры  повышают  степень формализации организации  и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными  в принятии и выполнении принятых  решений, быстрее адаптируются к  изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность  в капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на  требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше  знают уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик  местного рынка.

Информация о работе Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития