Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Понятие и сущность малых предприятий…………………………………5
1.2 Особенности и виды малых предприятий………………………………...8
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………....10
1.4 Перспективы и проблемы развития………………………………………12
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ЗАО»Пятёрочка»)
2.1Характеристика предприятия(на примере ЗАО«Пятёрочка»)……………..15
2.2 Организационная структура управления(на примере ЗАО»Пятёрочка»)...17
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции(на примере ЗАО «Пятёрочка»)…...............................................................................19
2.4 SWOT анализ предприятия (на примере ЗАО» Пятёрочка»)…………………………......................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Kulchitskaya.docx

— 62.37 Кб (Скачать файл)

5. Относительно более  высокая оборачиваемость капитала  малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую  технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои  идеи, проявить свои способности.

8. Малый бизнес дает  средства к существованию большему  количеству людей, чем крупный. Он  обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов  рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном  производстве из-за его технологических  и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а  также лица, желающие трудиться  после основного рабочего времени  ради получения дополнительных  легальных доходов. 

К недостаткам можно отнести:

1. По сравнению с крупными  предприятиями МП обладают более  высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости  на рынке.

2. МП зависимы от крупных  компаний.

3. Слабая компетентность  руководителей и менее профессиональные  работники.

4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан  с большими трудностями в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов.

6. МП не обладают рыночной  властью и хорошей ресурсной  базой.

7. Несмотря на повышенную  гибкость, потенциальные способности  МП к изменениям не велики.

8. Малый бизнес имеет  малую склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных  размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

 Таким образом для решения всех вышеперечисленных и других проблем необходимо в первую очередь правительству в корне изменить систему поддержки и развития малых предприятий. Ведь по опыту западных стран - становление малого бизнеса является основой успешной экономики.

 

 

1.4 Перспективы и проблемы развития

 

К перспективам можно отнести следующее:

В целях развития малого предпринимательства как важнейшей сферы российской экономики, повышения обеспеченности инвестиционными ресурсами малых предприятий и реализации механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году в нашем государстве был издан Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которым поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области. В соответствии с данным правовым актом в России государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

К проблемам можно отнести следующее: Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема малых предприятий:

 – недостаточная ресурсная  база, как материально-техническая, так и финансовая. Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для малых предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к  высоким технологиям, так как  их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что  предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом. Таким образом для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ЗАО» Пятёрочка»)

2.1Характеристика данного  предприятия.

 

 

 

Торговое предприятие ЗАО «Пятёрочка» находится по адресу: г.Копейск ул. Томилова  

По типу данный магазин относится к универсаму (супермаркету) – реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса. По специализации данное предприятие является смешанным, т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных товаров и универсальную группу непродовольственных товаров.

В магазине основный метод продажи – самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле. Кроме того используется и индивидуальный метод обслуживания в деликатесном отделе, но оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.

В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная – реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные – информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей); несвязанные на прямую с совершаемыми ими покупками (телефонные услуги, прокат аудио- и видеокассет, проявление фотопленок и печать фотографий, продажа газет и журналов).

На мой взгляд, месторасположение магазина удачное, т.к. находится вблизи жилых домов.

Режим работы магазина: с 10:00 ч. до 22:00 ч. без перерыва на обед и выходных.

На магазине имеется большая красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин.

Для нормального функционирования торгового процесса на предприятии составляется график выхода на работу персонала.

Директор приходит на работу к 10:00 часам, старший продавец – к 9:30 часам и открывает служебный вход, продавцы приходят к 9:30 часам, чтобы подготовить рабочие места и кассы к работе.

Цель  работы магазина  «Пятёрочка» – обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.

Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные, цены приемлемые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационная структура  управления предприятия

 

 

 

ДИРЕКТОР


 

    ТОВАРОВЕД




ТОВАРОВЕД




 

 

 

 


 

СТАРШИЙ ПРОДАВЕЦ



 

КАССИР




КАССИР




 

КАССИР





КАССИР





КАССИР





 


УБОРЩИЦА





 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационная структура управления

 

Число сотрудников магазина - 10 человек.

1.Директор магазина выполняет  организацию эффективной работы магазина: координацию и контроль деятельности персонала магазина, организацию обучения персонала, проведение инвентаризаций, контроль учета товара.

2.Товаровед - ведет учёт поступившей и реализованной продукции, проводит инвентаризации, выясняет причины образования излишков и принимает меры по их реализации. Он же готовит проекты договоров с поставщиками, составляет претензии на поставки некачественных товаров, оформляет документы на отгрузку и получение товара.

3.Старший продавец -  осуществляет руководство, контролирует работу и сдачу смены продавцов. Производит оперативное квалифицированное обслуживание покупателей отдела, осуществляет проверку рабочих мест и готовность персонала отдела к обслуживанию, контролирует и обеспечивает наличие товаров в отделе, проверять качество, сроки годности товаров, проверять наличие и соответствие маркировок, ценников на товарах, организует ротацию товаров по срокам; проверяет наличие сопроводительной документации.

4.Продавец-кассир- обслуживает клиентов на кассе и ведет кассовые документы, обеспечивает сохранность денежных средств, помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров, следит за наличием ценников на товаре, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.). Продавец наклеивает ценники, подготовленные и переданные ему товароведом или директором.

 

2.3 Планирование затрат  на производство и реализацию  продукции 

 

Рациональное использование денежных расходов достигается посредством обоснованного планирования общего объема и структуры денежных расходов, а также постоянного контроля за экономным и эффективным их использованием.

Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство, являющейся важнейшим разделом бизнес-плана. Данные сметы  затрат на производство являются основой для расчета прибыли предприятия на плановый год, его потребности в оборотных средствах и для других экономических расчетов. Однако смета затрат на производство не раскрывает уровень себестоимости и результат производства конкретного изделия в составе товарной продукции. Для их определения составляется второй финансовый расчет – калькуляция себестоимости продукции, где затраты группируются в разрезе калькуляционных статей, исходя из целевого назначения расходов. В смете затрат на производство и калькуляции себестоимости товарной продукции расчет затрат на производство осуществляется прямым методом путем их суммирования по элементам и статьям калькуляции.

Рассмотрим этапы планирования затрат на производство и реализацию продукции:

I этап - Планирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат.) Составляется плановая калькуляция себестоимости продукции, отражающая прямой расчёт затрат на единицу выпускаемой продукции в разрезе калькуляционных статей на основе нормирования затрат материалов, труда, топлива, энергии, использования оборудования для каждого конкретного изделия товарной продукции. Калькулирование позволяет планировать цену реализации готовых изделий, прибыль и экономическую эффективность отдельных видов продукции;

II этап. Определение общих затрат на весь планируемый объем выпуска продукции.

 Включает:

1) составление сметы (плана) продаж — определяются объемы  реализации в натуральном и  денежном выражении, цена продажи  единицы товара, стоимость реализуемой  продукции;

2) составление сметы (плана)  производства — определяется плановый объем производства в натуральном выражении, который равен сумме запланированного объема продаж (Рпл.) и необходимого количества продукции на конец года (Ок) за минусом остатков материальных запасов на начало года (Он):

ОПпл = Р пл.  + Ок  —  Он;

3) составление сметы затрат  на производство и реализацию  продукции (сводный расчет) — включает  в себя затраты в разрезе  экономических элементов, обусловленные  сметным объемом продаж и необходимой  величиной материальных запасов. Определяется полная себестоимость  продукции по предприятию, плановая  прибыль, потребность в оборотных  средствах. Расчет ведется прямым  методом. Общая величина затрат  по предприятию определяется  как сумма произведений объема производства отдельных видов продукции на полную себестоимость единицы товара, определенную в плановых калькуляциях;

Информация о работе Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития