Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ сферы транспортных услуг Вологодской области.
В соответствии с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты темы.
2. Проанализировать транспортный комплекс Вологодской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Teоретические aспекты маркетинговых исследований……………….....5
Цель и задачи маркетингового исследования………………………...…5
Процесс проведения маркетингового исследования ………………...…9
Роль информации в маркетинговых исследованиях……………...……12
Анализ и изучение сферы транспортных услуг Вологодской области…………………………………………………………………….16
Транспортный комплекс Вологодской области………………………...16
Автомобильный транспорт …………………………………………...….21
Проблемы автомобильного транспорта ………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………..………………………….34

Файлы: 1 файл

Marketingovye_issledovania.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса

Кафедра «Экономика и управление»

Дисциплина «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг»

 

Студента 3 курса

по направлению подготовки

Менеджмент :

Шкуренко И.П.

Подпись________________________

 

Дата «_____»______________2014 г.

 

Научный руководитель:

Смирнова Н.С.

Подпись________________________

Дата «_____»_____________2014 г.

 

Курсовая работа защищена с оценкой____________________

 

Вологда 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Teоретические aспекты маркетинговых исследований……………….....5
    1. Цель и задачи маркетингового исследования………………………...…5
    2. Процесс проведения маркетингового исследования ………………...…9
    3. Роль информации в маркетинговых исследованиях……………...……12
  2. Анализ и изучение сферы транспортных услуг Вологодской области…………………………………………………………………….16
    1. Транспортный комплекс Вологодской области………………………...16
    2. Автомобильный транспорт …………………………………………...….21
    3. Проблемы автомобильного транспорта ………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………..………………………….34

Приложения……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт – одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.

Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабах, укрепляется экономическое положение государства в целом.

В условиях России – самой большой по территории страны в мире – транспорт играет совершенно особую роль. Роль не только экономическую, но и политическую и психологическую. Обеспечивая живую связь между республиками и областями России, приобщает миллионы людей к достижениям мировой цивилизации, вовлекает их в процесс активной деятельности – созидательной, экономической, культурной.

Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения. 

Транспортной стратегии определены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного комплекса на период до 2020 года. В свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой для разработки и корректировки, федерального законодательства, федеральных целевых программ, как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит достичь к 2020 году следующих основных результатов:

  • будет завершено создание единой опорной транспортной сети без   разрывов и “узких мест”; 
  • подвижность населения вырастет на 50%; 
  • большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям; 
  • восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем; 
  • значительно повысятся комфортность и качество сервиса пассажирского транспорта; 
  • доля отечественных портов в обслуживании внешнеторговых грузопотоков возрастет с нынешних 75 до 85%; 
  • скорость грузового сообщения увеличится на 15-20%, а на основных международных транспортных коридорах - на 20-30%; 
  • транзитные перевозки через территорию России достигнут 60-70 млн. тонн в год;

В связи с этим тема  курсовой работы «Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг» актуальна на сегодняшний день.

Объектом исследования является сфера транспортных услуг Вологодской области.

Предмет исследования – проведение маркетинговых исследований, изучение и анализ сферы транспортных услуг Вологодской области.

Целью курсового проекта является анализ сферы транспортных услуг Вологодской области.

В соответствии с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты  темы.

2. Проанализировать транспортный комплекс Вологодской области.

3. Рассмотреть одну из отраслей, а именно автомобильный транспорт, транспортного комплекса Вологодской области.

При написании курсовой работы использовались научные методы познания такие как: анализ, описание и размышление.

Источники информации: в основу работы легло изучение и систематизация учебной и специальной литературы по маркетинговым исследованиям.

 

 

 

 

 

 

 

1. Teоретические aспекты маркетинговых исследований

1.1 Цель и задачи маркетингового исследования

Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации.

Сложные взаимоотношения между производителем и потребителем продукции обусловлены следующими факторами. Производитель может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость; в свою очередь потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены или снизит качество продукции.

В условиях рыночной экономики, неустойчивости общей конъюнктуры рынка, стратегия управления призвана способствовать стабилизации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений. Однако добиться устойчивого роста доходов без маркетинговых исследований невозможно.

Маркетинговые исследования подразумевают систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Задачи проведения маркетинговых исследований следующие:

    • изучение характеристик рынка,
    • замеры потенциальных возможностей рынка,
    • анализ распределения долей рынка между фирмами,
    • анализ сбыта,
    • изучение тенденций деловой активности,
    • изучение товаров конкурентов,
    • краткосрочное прогнозирование,
    • изучение реакции на новый товар и его объем,
    • долгосрочное прогнозирование,
    • изучение политики цен.

Исследование мотивации и поведения потребителей необходимо, так как поведение различных потребителей (конечного потребителя – предприятий и учреждений) на рынке соответственно различается по потребностям и целям закупок, действиям на рынке, мотивации поведения и т.п.

Выделяют различные факторы, влияющие на поведение потребителей. Целенаправленные воздействия на эти факторы приводят к изменениям в действиях потребителей. Прежде всего, речь идет о факторах внешней среды, к которым относятся культурный уровень, социально-экономическое положение, принятые стереотипы, традиции и обычаи.

Важное значение приобретают факторы индивидуальных различий потребителей. Это доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, личный стиль жизни, демографические характеристики и др. Особое место при формировании поведения потребителей на рынке имеет психологический процесс, характеризующий ответные реакции потребителей, например, способность воспринять новую информацию («люди видят и слышат то, что они хотят увидеть и услышать»), получить новые знания, изменить свое поведение и т.п.

Существует несколько основных принципов, позволяющих формировать правильное представление о поведении потребителей:

- потребитель независим;

- мотивация и поведение  потребителя постигаются с помощью  исследования;

- поведение потребителей  поддается воздействию;

- потребительское поведение  социально законно.

Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на поставленную им цель. Товары или услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Они достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя – одно из важных требований для выживания предприятия в условиях конкуренции.

Вместе с тем свобода потребителя основывается на ряде его прав. Соблюдение этих прав – важнейшая задача не только общества в целом, но и от дельных предприятий. Социальная законность прав потребителей является гарантией всестороннего удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество товара, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия – это попрание законных прав и оно должно быть наказуемо.

Предприятие не может добиться успеха, если отсутствует одна из функций маркетинга – проведение исследований, посвященных поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением товаров и услуг, их потреблением и распоряжением ими, включая принятия решений, которые предшествуют и следуют за этими действиями.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители – это лица, семьи, домашние хозяйства. Организации (предприятия)-потребители – это производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие учреждения.

Исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

1.2 Процесс проведения  маркетингового исследования

Технология маркетинговых исследований предполагает применение следующих методов: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель, что наглядно представлено в табл. Приложения 1.

Опрос – самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге: приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может осуществляться в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.

Опросы подразделяются:

- по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели  и др.);

- по количеству одновременно  опрашиваемых (единичное или групповое  интервью);

- количеству тем, входящих  в опрос (одна или несколько  – омнибус);

- уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

- частота опроса (одно- или  многоразовый опрос).

Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос.

Научным наблюдением является опрос, который служит определенной исследовательской цели, проходит планомерно и систематически, предназначен для получения обобщающих суждений, а не представляет только сбор интересных фактов, подвержен постоянному контролю, с точки зрения надежности и точности.

Преимуществами наблюдения по сравнению с опросом являются: независимость от желания объекта сотрудничать, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела; возможность обеспечить более высокую объективность; возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине); возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.

Выделяют следующие формы наблюдения:

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг