Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ сферы транспортных услуг Вологодской области.
В соответствии с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты темы.
2. Проанализировать транспортный комплекс Вологодской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Teоретические aспекты маркетинговых исследований……………….....5
Цель и задачи маркетингового исследования………………………...…5
Процесс проведения маркетингового исследования ………………...…9
Роль информации в маркетинговых исследованиях……………...……12
Анализ и изучение сферы транспортных услуг Вологодской области…………………………………………………………………….16
Транспортный комплекс Вологодской области………………………...16
Автомобильный транспорт …………………………………………...….21
Проблемы автомобильного транспорта ………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………..………………………….34

Файлы: 1 файл

Marketingovye_issledovania.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Основными грузами железнодорожного транспорта являются:  уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России". 

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пассажирообороте. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. 

В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов. 

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В Вологодской области 20% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. Их размещение рассматривается в соответствующем разделе учебного пособия. 

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта.  
Транспорт является важным связующим звеном в экономике Вологодской области, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.

В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны.

2.2 Автомобильный  транспорт

Автомобили в соответствии с принятой классификацией делятся на  транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены  для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым относятся  легковые автомобили  и автобусы; грузовые – для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие  собственных грузовых емкостей  и предназначенные  для буксировки полуприцепов и прицепов.

Теперь рассмотрим каждую категорию в отдельности.

Автобусы. Автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: 

  • особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м);
  • малой вместимости 10—35 мест (длина 6,0—7,5 м); 
  • средней вместимости 35—60 мест (длина 8,0— 9,5 м);
  • большой вместимости 60—100 мест (длина 10,5—12,0 м); 
  • особо большой вместимости 100 мест (длина 12—16,5 м); 
  • особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160—190 мест (длина 16,5 м и более).

По назначению автобусы делят на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные.

Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70—80 км/ч.

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусы местного сообщения курсируют между небольшими городами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.

Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородним, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.

Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.

Легковые автомобили. По назначению их разделяют на 4 группы: личного пользования, служебные, автомобили-такси и прокатные.

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 5 классов: 

  • особо малый (до 1,2л);
  • малый (от 1,2 до 1,8 л);
  • средний (от 1,8 до 3,5 л);
  • большой (более 3,5 л); 
  • высший (не регламентируется), 

По типу кузова - на автомобили с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами.

Закрытые кузова для автомобилей второго и третьего классов делают с двумя рядами сидений (седан), для автомобилей четвертого класса - с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа "универсал", которые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье.

Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся матерчатый или жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наиболее распространены и применяются главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости.

Составной часть автомобильного транспорта являются - автомобильные дороги. Автомобильные дороги - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий  возможность непрерывного движения автомобилей  с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и  ведомственного  назначения.

Дороги общего пользования классифицируются на три типа:

  • магистральные, рассчитанные  на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта;
  • магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения;
  • местные, рассчитанные на  замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.

Дороги бывают: 
- федеральные, соединяющие столицы  республик  и важнейшие административно – промышленные центры России; 
- республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами; 
- местные, включая сельские и ведомственные, используемые  по преимуществу  для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров  с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей в сутки; 

2 категория: от 3000 до 3000 автомобилей в сутки; 

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки; 

4 категория: от 200 до  тысячи автомобилей в сутки; 

5 категория:  до 200 автомобилей в сутки.

Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей она пропускает и тем  более  совершенной  является в техническом отношении. В зависимости от  интенсивности движения,  разрешенной скорости  движения и рода технических  характеристик  автомобильные дороги относят  к одной из пяти категорий.

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в Вологодской области. И, как аварийность,  показывает  его состояние. В Вологодской области  20%  сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования.

Сегодня автомобильный транспорт – самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. На долю автомобильного транспорта приходятся все объемы перевозок полезных ископаемых от мест их добычи до пунктов их переработки или перевалки для  дальнейшей транспортировки другими видами транспорта. Масштабы грузоперевозок автомобильным транспортом  огромны и связаны со всеми без исключения отраслями экономики страны, а объемы  автомобильных грузоперевозок  составляют более 70%  от общих объемов  грузоперевозок всех видов транспорта. Растет доля  российских автоперевозчиков  и в экспортно-импортном грузообороте страны. 

Трудно переоценить значение автомобильного транспорта  в обеспечении обороноспособности и экономической безопасности страны, его влияние на все сферы  экономической  и социальной жизни. Четкая бесперебойная работа автотранспорта во многом определяет устойчивое функционирование предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта, жизнедеятельность городов и других населенных пунктов, обеспечивает деловые и культурные потребности  всех граждан.

Важнейшую роль играет автомобильный пассажирский транспорт и   в удовлетворении повседневной потребности российского населения в транспортных услугах, обеспечивая более 50% от общего объема перевозок пассажиров всех видов пассажирского транспорта.

Сделаем вывод из вышеизложенного: большая часть грузо - и  пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный. Такая структура грузо – и пассажирооборота связана с технико-экономическими  особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями области.

"Вечная проблема" - плохие дороги и их малое  количество, что сдерживает социально-экономический  прогресс. В России дорог с  твердым покрытием – 750 тыс. км, из  них общего пользования – 520 тыс. км.  
Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие.

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг