Маржинальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:45, лекция

Описание работы

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

Файлы: 1 файл

лекция (Маржинальный анализ).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

В этом случае мы приходим к выводу о том, что компания Х находится в лучшем положении, т.к. ее прибыль уменьшилась на 4,000 грн. по сравнению с 7,000 грн. у компании Y.

Общий вывод таков:

  • предприятие с большей величиной операционного риска больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, и в то же время оно имеет преимущества в случае улучшения конъюнктуры,
  • предприятие должно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.

Рассмотрим  влияние структуры издержек на степень  финансового рычага. В реальных ситуациях иногда есть возможность перенести часть переменных издержек в разряд постоянных, и наоборот (например, когда менеджерам по продажам устанавливаются фиксированные оклады вместо уплаты комиссионных от объемов продаж).

Оценим  на примере табл. 19, как отразится перераспределение затрат внутри неизменной суммы общих издержек на финансовых показателях, в частности, на величине операционного рычага.

Из  сравнения различных вариантов  распределения общей суммы затрат можно сделать следующие выводы:

  • уменьшение переменных затрат на 10% при фиксированной величине суммарных издержек привело в данном примере к увеличению уровня безубыточности на 3,5%;
  • это же изменение дает увеличение уровня операционного рычага на 17,8%, то есть ощутимый рост производственного риска;
 

Табл. 19. Сравнение вариантов распределения  затрат

грн. Первый  вариант Второй  вариант Отклонение, %
Продажи 3 000 000 3 000 000 0
Затраты      
Переменные  затраты 1 920 000 1 728 000 -10,0
Вложенный доход 1 080 000 1 272 000 17,8
Постоянные  затраты 876 000 1 068 000 21,9
Суммарные затраты 2 796 000 2 796 000 0,0
Прибыль 204 000 204 000 0,0
Точка безубыточности 2 433 333 2 518 868 3,5
Степень операционного рычага 5,29 6,24 17,8
Запас безопасности, % 18,9 16,0 -15,1

  • в новом варианте прибыль, которую получает завод, становится более чувствительной к изменению объемов производства и продаж;
  • с увеличением доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек очень значимым становится контроль объемов реализации: возможное снижение продаж может привести к большему уменьшению прибыли, чем в первом варианте, и наоборот.

Рост  доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек на единицу продукции  всегда ведет к необходимости  выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации.

 

7.7. Анализ прибыли  и рентабельности  с использованием  международных стандартов

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный  доход (МД) – это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда

П=МД-А.

С помощью формулы  можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального  дохода и постоянных затрат.

Очень часто  при определении суммы прибыли  вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального  дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то

.

Данная формула  успешно применяется тогда, когда  необходимо проанализировать прибыль  от реализации нескольких видов продукции.

При анализе  прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула  позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика  анализа прибыли  несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах  для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при  многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального  дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

     ;    .

После этого  факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид

.

Она позволяет  установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной  продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

.

Для анализа  рентабельности издержек в целом  по предприятию используем следующую  факторную модель:

.

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пббалансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом  производится анализ рентабельности и  в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан  не по дебетовому, а по кредитовому  обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда  факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.


Информация о работе Маржинальный анализ