Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:45, лекция
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
МД = Выр-Зпер МД=Пр+Зпост
ПР=Выр-Зобщ=Выр-(Зпер+Зпост)=
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
С
помощью маржинального анализа обосновываются
и другие управленческие решения: выбор
вариантов изменения производственной
мощности, ассортимент продукции, цены
на новое изделие, вариантов оборудования,
технологии производства, приобретения
комплектующих деталей, оценки эффективности
принятия дополнительного заказа и др.
2. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
2.1. Исходные допущения
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья, недостаточный объем рынка, плохое качество продукции, ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты.
Традиционный формат отчета о прибыли
|
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 15.
Таблица 15. Формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода”
|
Конечный
результат получился
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
|
Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
|
Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название “точки безубыточности” (break-even point)., критический объем продаж, предельный объем продаж.
Точка безубыточности
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.
2.2. Расчет и анализ точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть ц - цена единицы продукции, а V - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов Пр определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек
ПР=(Цед.*V)-(Зпер ед.*V+Зпост)
Точка безубыточности (ТБ) по определению соответствует условию ПР=0, откуда
Vкр (ТБ)= Зпост/(Ц-Зпер ед.)
Vкр = Зпост/МДед (шт.)
Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (Unit Contribution Margin) или маржинального дохода на единицу
Если задача
заключается в определении
ПРпл=Цед*Vпл–(Зпер ед*Vпл+Зпост)
откуда
Vпл=(Зпост+ПРпл)/МДед.
Сущность
анализа безубыточности полностью
раскрывается на графике безубыточности
(см. рис. 7). Этот график показывает объем
произведенной продукции в