Методика исследования анализ результатов исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны их индивидуальные качества. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, другие полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Некоторые исследователи убеждены в том, что, чем больше перед человеком будет стоять проблемных вопросов, тем больше он будет разносторонне мыслить, следовательно, и развиваться, другими словами, он постепенно становиться индивидуальностью, личностью. Таким образом, можно утверждать, что личностью не рождаются, а ею становятся на протяжении тех или иных жизненных факторов, которые этому могут поспособствовать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3 ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА………………….……………...….…....5
Определение самооценки личности у студентов…………………....7
Самооценка в формировании личности у студентов………..……....8
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………...19
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...…….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........

Файлы: 1 файл

Тимохова Н.В. группа 109339.docx

— 132.69 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3 ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА………………….……………...….…....5

    1. Определение самооценки личности у студентов…………………....7
    2. Самооценка в формировании личности у студентов………..……....8

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………...19

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...…….....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................22

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. ......23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики  и иногда значительны их индивидуальные качества. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается  в соответствии с ее врожденными  качествами, способностями, другие полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Некоторые исследователи убеждены в том, что, чем больше перед человеком будет стоять проблемных вопросов, тем больше он будет разносторонне мыслить, следовательно, и развиваться, другими словами, он постепенно становиться индивидуальностью, личностью. Таким образом, можно утверждать, что личностью не рождаются, а ею становятся на протяжении тех или иных жизненных факторов, которые этому могут поспособствовать.

Это фактически означает признание  того, что личностные качества и  свойства человека приобретаются не только генетическим путем, а больше всего вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. И необходимым условием самосовершенствования и развития личности является самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1.2Определение самооценки  личности у студентов

 

Понятие личности начало складываться  уже в древности. Первоначально  термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении.  Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Проблема личности, являясь одной  из центральных в теоретической  и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.) [4, с 52]

Понятие «личности» является одним  из основополагающих для всех концепций.

Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный

вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь  ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии.

Личность всегда выступает как  член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия  деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность  описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом  психологии, но и предметом философского, общественно – исторического  познания.

Охарактеризуем кратко особенности  понимания личности А.Н.Леонтьевым.

Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей  создаёт основание личности, формирование  которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить теособенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.[8, с 178]

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.

А.В.Петровский даёт следующее определение  личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом  в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Что же такое  личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий  «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.

Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как  личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений.[7, с 125]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Самооценка в формировании  личности у студентов

Поведение человека, его отношение  к себе, к окружающим и к миру вообще в первую очередь определяется его самооценкой. Самооценка личности  может быть нормальной либо завышенной или заниженной. Поняв, как человек  относится к самому себе, мы можем  достаточно точно определить, чего ждать от общения с ним.

Человек с нормальной самооценкой  обычно успешен в жизни. Он чувствует  себя удачливым и счастливым. Он позитивно относится и к себе, и окружающим. Общаться с таким  человеком очень приятно, потому что он уважает и себя самого, и своего собеседника. Он умеет построить  общение так, чтобы другие чувствовали  себя с ним на равных и чтобы  не страдало ничье чувство собственного достоинства.

Человек с завышенной самооценкой  в глубине души неудовлетворен собой. Ему хочется казаться лучше, чем  он есть на самом деле, поэтому он ведет себя подчас вызывающе, агрессивно или высокомерно, надменно. Он постоянно  подчеркивает свои заслуги, любит хвалить  себя, а о других при этом высказывается  неодобрительно, позволяет уничижительные реплики. Ему хочется доказать всему  миру, что он хороший, он всегда прав, тогда как другие плохие, не правы. Он очень болезненно воспринимает критику  – воспринимает ее достаточно агрессивно. И постоянно требует, чтобы окружающие признавали его превосходство.[6, с 104]

Не стесняйтесь ставить таких  людей на место. Сначала делайте  это мягко и деликатно, например, намекните им, что «Я – последняя  буква в алфавите». Если это не подействует, выскажитесь более  откровенно: «Почему ты считаешь, что  ты лучше всех?» Но только не опускайтесь  до оскорблений. Ваша задача – не унизить  собеседника, а обратить его внимание на то, как он себя ведет. Не повышайте  голос, говорите максимально спокойно и даже с некоторой долей сочувствия. Помните, что люди с завышенной самооценкой  – обычно плохие друзья, потому что  ни в грош, ни ставят других и стремятся  дружить только с теми, кто может  быть им полезен. Если такой человек  унижает вас – не принимайте это  близко к сердцу. Помните, что по сути дела он сам несчастен, потому что не может быть самим собой  и все время вынужден играть какую-то чужую роль.

Человеку с заниженной самооценкой  кажется, что другие люди во всем превосходят  его, что они лучше, умнее, талантливее, красивее, благополучнее и счастливее. При этом он считает самого себя слабым и беспомощным и не видит  способа как-то изменить себя и свою жизнь. Такие люди часто бывают тихими, робкими, они ранимы, ведут себя нерешительно, стараясь держаться в тени. На критику реагируют очень болезненно – иногда слезами, часто замыкаются в себе и переживают глубоко внутри, считая во всем виноватыми только себя. Им больше других нужны поддержка и похвала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Самооценка в формировании личности

 

Самооценка - оценка человеком себя самого, свих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка - это личностное суждение о собственной  ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку. Она отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и  ничего не может и не умеет.

Если  же соотнести самооценку с обществом, которое окружает индивида, то можно  отметить, что: самооценка - в кадровой работе - деловая оценка сотрудником  своей собственной профессиональной деятельности. Самооценка позволяет  сопоставить мнение коллектива с  собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о направлениях саморазвития.

Как же определить самооценку человека без использования  тестов? Это возможно: были отмечены следующие проявления здоровой самооценки:

Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.

Легко, прямо  и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).

Испытывает  комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и  т.п.

Открыт  для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана  к образу «совершенства».

Слова и  движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).

Существует  гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и  движется.

Наблюдается принцип открытости и любопытства  по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.

Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.

Информация о работе Методика исследования анализ результатов исследования