Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 16:10, реферат
Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны их индивидуальные качества. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, другие полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Некоторые исследователи убеждены в том, что, чем больше перед человеком будет стоять проблемных вопросов, тем больше он будет разносторонне мыслить, следовательно, и развиваться, другими словами, он постепенно становиться индивидуальностью, личностью. Таким образом, можно утверждать, что личностью не рождаются, а ею становятся на протяжении тех или иных жизненных факторов, которые этому могут поспособствовать.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3 ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА………………….……………...….…....5
Определение самооценки личности у студентов…………………....7
Самооценка в формировании личности у студентов………..……....8
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………...19
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...…….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........
Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.
В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока. Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.
Следует различать текущую и личную самооценки.
Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Она является основой для саморегуляции человеком своей деятельности и поведения.
Личностная самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватная самооценка, - т.е. самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Это правильная самооценка, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.
Неадекватная самооценка – свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку – недооценку себя субъектом (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Уровни самооценки
Самооценка высокая
Самооценка средняя Самооценка низкая |
Неадекватная (завышенная) |
Адекватная Адекватная Адекватная | |
Неадекватная (заниженная) |
Человек с завышенной (неадекватно высокой) самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомерным, эгоистом, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам.
Получая от людей объективные оценки, такой человек может утратить веру в окружающих, в их справедливость или собственные силы. Для этого человека характерны внутренние конфликты, вплоть до психических расстройств. Он может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, его одолевает мания величия, что ведет к утрате межличностных контактов. При социометрическом исследовании обнаруживается низкий объективный статус такой личности.
Человек с заниженной (неадекватно низкой) самооценкой характеризуются устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств, может стать очень пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная самооценка наиболее устойчивая. Это личности очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, что порой является источником конфликта.
Лицам с высокой самооценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению, активности в овладении знаниями, самостоятельность в анализе изучаемого материала. Уровень притязаний личности высокий.
Лица со средней самооценкой имеют в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют таких учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, показавших хорошие профессиональные знания, но проявляющих склонность к репродуктивности, скорее к пересказу, чем к анализу материала.
Учащиеся с низкой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных; незаинтересованных, пассивных. Лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, т.е. у них низкий уровень притязаний, обращаются к трудным задачам лишь для ознакомления с их содержанием, не ставя перед собой цели решить их. Наличие заниженной самооценки служит тормозом в овладении знаниями и навыками, ухудшает эффективность учебной деятельности.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Так как самооценка должно базироваться на адекватной оценке своего характера, личных качеств каждого из нас, уровня возможностей соответствующих реальным способностям того, или иного человека, на самоанализе своих индивидуальных особенностей, было решено исследовать самооценку психических состояний, что и является целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач, а именно:
Предмет исследования: самооценка сформировавшихся в данный момент индивидуальных качеств у подростков.
Исследование по определению уровня
самооценки было проведено среди студентов
4 курса( 22 человека),инженерно-
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Прежде, чем проанализировать результаты исследования, необходимо их обработать, а затем сравнить их с представленной шкалой результатов и сделать только тогда, по необходимости, краткий анализ этих результатов.
Обработка результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы - 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал испытуемым необходимо определить:
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики, студенты составляют «группу риска», но их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл.3.2 даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для студентов.
Табл. 3.2 Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки студентов:
Параметр |
Количественная характеристика (балл) | |||
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий | |
Уровень притязаний |
менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
Очень высокий
уровень притязаний свойственен 41%
студентов. Студенты с завышенным уровнем
притязаний часто переоценивают
собственные возможности. 41% - высокий
уровень притязаний. Учащиеся с оптимальным
уровнем притязаний подтверждают оптимальное
представление о своих
В ходе проведенного исследования было выявлено, что очень высокий уровень самооценки свойственен 50% студентов. Это говорит о том, что такие люди, как правило, переоценивают свои возможности, личные качества, могут стать высокомерными, эгоистами, заносчивыми, нетерпимыми к чужим мнениям и оценкам.
Получая от людей объективные оценки, такой человек может утратить веру в окружающих, в их справедливость или собственные силы. Для этого человека характерны внутренние конфликты, вплоть до психических расстройств. Он может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, его одолевает мания величия, что ведет к утрате межличностных контактов. При исследовании обнаруживается низкий объективный статус такой личности. 36% - высокий уровень самооценки. Лицам с высокой самооценкой свойственна отличная успеваемость, интерес к учению, активности в овладении знаниями, самостоятельность в анализе изучаемого материала. Уровень притязаний личности высокий. У 14% студентов выявлен средний уровень самооценки. Такие люди в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют таких учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, показавших хорошие профессиональные знания, но проявляющих склонность к репродуктивности, скорее к пересказу, чем к анализу материала. Студентов с низкой самооценкой не выявлено.
Библиографический список
Приложение А
Бланк шкал самооценки психических состояний по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан по одному из возрастных уровней.
Испытуемым была представлена следующая инструкция:
уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемым выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Информация о работе Методика исследования анализ результатов исследования