Методики анализа финансового состояния предриятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, изучить анализ финансового предприятия на примере ЗАО «КХПС». В соответствии с выбранной целью нами были поставлены и решены следующие основные задачи:
1)Изучение теоретического аспекта данного изучаемого анализа;
2)Проведение анализа финансового состояния на примере.

Содержание работы

Введение
1.Оценка финансового состояния предприятия в современных условиях.
1.1 Обзор действующих методик анализа финансового состояния предприятия.
1.2 Классификация методик анализа финансового состояния.
2.Анализ финансового состояния предприятия на примере ЗАО "КХПС"
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2 Анализ финансового состояния ЗАО "КХПС"
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач марченкова.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Вертикальному анализу  подвергается:

— исходная отчетность;

—модифицированная отчетность (с укрупненной  или трансформированной номенклатурой статей).

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции  изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Этот анализ состоит в сравнении показателей отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее используемыми  являются два метода горизонтального анализа:

— простое сравнение  статей отчетности и анализ их резких изменений;

— анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.При этом особое внимание советуют  уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей (А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев и др.). Оба эти вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

Значительно реже применяется трендовый анализ. Он используется, когда необходимо проследить по показателям тенденцию развития, сделать прогноз на перспективу.

Трендовый анализ заключается  в сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Этот анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Вертикальный анализ, горизонтальный и трендовый называют «видами сравнительного анализа» .

Специалистов анализа  финансового состояния объединяет общий подход, основанный на использовании метода аналитических коэффициентов. Он сводится к расчету по данным отчетности коэффициентов и показателей, число которых составляет в среднем от 50 до 200 шт.

В последнее время  наметилась тенденция к созданию системы индексов и коэффициентов, определяющих все стороны деятельности предприятия, что повлекло рост рассчитываемых показателей в несколько раз

Другие авторы считают главным способность грамотно оценить результаты расчета. Количество показателей при этом стараются свести к минимуму (9–14 критериев). Тем не менее, на мой взгляд, главное в анализе, как уже отмечалось ранее, не количество показателей, а их качественное содержание и способность раскрыть уровень, динамику финансового состояния и выявить причины, оказавшие влияние на его изменение.

В различных публикациях  используются разные термины при  описании одних и тех же формул, и наоборот, одни и те же термины относятся к разным коэффициентам или составляющим их показателям, а также при написании формул используются разные обозначения и сокращения.

Еще одна проблема связана  с различием предлагаемых в методиках  вариантов расчета одних и  тех же по экономическому содержанию коэффициентов. Например, коэффициент  автономии общепринято исчислять  как отношение источников собственных средств или собственного капитала к общей сумме всех средств предприятия по данным бухгалтерского баланса.

Использование статистических и математических методов рассматривается  лишь в единичных методиках (матрицы, сетевые графики, корреляционный и регрессионный приемы анализа и др.).

Практика аналитической  работы свидетельствует о необходимости  учитывать при проведении анализа  и подготовке оценок влияние двух основных моментов: принадлежность субъекта к анализируемому объекту и отличительные свойства анализа в современной сложной и разнообразной экономической жизни.

В работе анализ финансового  состояния предприятия предлагается с позиции как внешних, так  и внутренних пользователей.

 

 

1.2 Классификация  методик анализа финансового  состояния.

В зависимости от конкретных задач, которые определяются выработанными  управленческими решениями, анализ финансового состояния может  осуществляться в том или ином виде. Все существующие методики анализа финансового состояния можно классифицировать по следующим признакам:

1. По широте  охвата исследуемых проблем:

— экспресс-анализ — предназначен для получения общего представления о финансовом положении предприятия на базе форм внешней бухгалтерской отчетности; в основе экспресс"анализа положен «отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики»

— комплексный финансовый анализ — предназначен для получения комплексной оценки финансового состояния предприятия на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.;

— анализ финансового  состояния как часть общего исследования хозяйственной деятельности предприятия; такой анализ предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности предприятия – производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.;

— ориентированный анализ финансового состояния — предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы предприятия; например, оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой.

2. В зависимости  от субъекта анализа и информационного обеспечения:

— внешний, проводится такой анализ двумя группами субъектов, прежде всего, это непосредственно заинтересованные субъекты в результатах деятельности предприятия и, во"вторых, субъекты, имеющие косвенную заинтересованность в его деятельности; первую группу составляют собственники (акционеры) данного предприятия, кредиторы, инвесторы, государственные налоговые учреждения, прочие предприятия, являющиеся настоящими или потенциальными партнерами данного предприятия; вторая группа включает лиц, имеющих косвенный интерес, но защищающих интересы первой группы; это различные аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи,государственные органы, информационные агентства, представители прессы, профсоюзы и пр.; внешний анализ проводится по данным публикуемой и статистической отчетности предприятия;

— внутренний, субъектами анализа выступают: руководство предприятия, а также различные должностные лица (менеджеры, экономисты и пр. ); данный анализ позволяет глубже исследовать финансовое состояние предприятия, выявить слабые стороны в структуре баланса и прибыли, определить причины недостаточности в уровне показателей, а также представить соответствующие рекомендации для оптимизации показателей публикуемой отчетности, т. е. своевременное проведение внутреннего анализа финансового состояния позволяет регулировать формирование мнения внешних аналитиков, посредством информации, обеспечивающей привлекательность предприятия для инвестора и кредиторов.

3. В зависимости  от направлений исследования объекта:

— ретроспективный анализ — предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния предприятия;

— план-фактный анализ — требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых;

— перспективный анализ — необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала;

— нормативный анализ — позволяет определить соответствие уровня сложившихся на предприятии показателей их нормативным значениям.

4. По частоте  проведения:

— регулярный анализ — предназначен для постановки эффективного управления финансами предприятия на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного анализа финансового состояния;

— эпизодический анализ — предназначен для решения определенных задач как средство для принятия определенных управленческих решений.

5. В зависимости  от автора методики анализа финансового состояния:

— официальная методика — разработана соответствующими официальными органами;

— авторская методика — предложена отдельным автором, либо группой авторов.

6. В зависимости  от результатов анализа:

— пассивный анализ как простая констатация (разъяснение, раскрытие) сложившегося положения вещей;

— активный анализ с указанием причин, породивших данное положение, выявлением резервов, горизонтов развития, с вынесением практических рекомендаций.

Каждому виду анализа, по мнению Г. В. Савицкой, соответствует своя методика. Однако алгоритм традиционного анализа финансового состояния включает следующие этапы (процедуры):

1. Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и  вида анализа финансового состояния).

2. Оценку достоверности информации (как правило, с использованием  результатов независимого аудита).

3. Обработку информации (составление  аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности).

4. Проведение процедур анализа  финансового состояния с использованием  компонентов традиционной методики (вертикальный анализ, горизонтальный анализ, расчет финансовых коэффициентов, трендовый анализ, сравнительный анализ и др.).

5. Подготовку заключения о финансовом  состоянии предприятия на основе интерпретации обработанных данных.

Проведение анализа финансового  состояния на предприятиях требует, по мнению специалистов, учета специфических свойств анализа в современной сложной экономической жизни. Так, высказывается мнение, что зачастую результаты анализа финансового состояния российских предприятий основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам.

С одной стороны, правилом «умелого»  российского менеджера считается  занижение или сокрытие любыми ухищрениями  полученных доходов (прибыли). Фактически для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов анализа финансового состояния нашим законодательством предлагается предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. Однако как показывает практика, наличие аудита не мешает собственникам искажать отчетность. Получение достоверной информации в этом случае возможно при проведении специального исследования службами, финансируемыми автономно от предприятия.

С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и неденежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой и не публикуемой). Предприятия реализуют свою продукцию по рыночным ценам (на самом деле завышенных в силу консенсуса интересов участников бартерных сделок), получают за нее, соответственно, выручку, и выплачивают из нее фискальные обязательства в государственный бюджет.

Следующая особенность заключается в том, что стремление к детализации анализа финансового состояния обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств).

Исследователи отмечают еще одну особенность  анализа финансового состояния. В соответствии с отечественными методиками сгруппированные в таблицы коэффициенты, являются самым распространенным результатом анализа финансового состояния, и позволяют рассмотреть состояние деятельности предприятия с различных точек зрения, но получение однозначных выводов представляет трудоемкий процесс. По результатам, полученным по этим методикам, трудно определить и сформулировать программу действий. Необходимо дополнительно проанализировать полученные результаты по параметрам, многие из которых до сих пор не определены и составляют основу следующего трудоемкого этапа — экспертного анализа. Экспертный анализ, приводя к практическим решениям, несет большую долю субъективности в оценках, что с высокой вероятностью отрицательно сказывается на итогах исследования и качестве управленческих решений.

Для сужения экспертно анализируемых  результатов анализа финансового состояния в зарубежной практике, широко применяются агрегированные показатели или индикаторы. Они суммируются на основании избранного ряда показателей путем умножения каждого на долю в общем итоге. Полученный агрегированный показатель сравнивается с нормативными значениями и делается вывод. Самые известные агрегированные индикаторы — это Z"счет Альтмана, биржевой индекс Доу-Джонса, формула Уилкинсона. Доли промежуточных показателей, как и нормативные значения индексов, определяются экспертно путем статистических наблюдений и последующей апробации.

Однако западные интегральные показатели имеют достаточно отдаленный от российской практики вид. Особенно это касается оценки вероятности банкротства  предприятий.

Так, знаменитый Z"счет Альтмана представляет пятифакторную модель, рассчитанную по данным о банкротстве 33 американских компаний в 60"х гг. Возникает глубокое сомнение в правомерности прямого применения показателя, рассчитанного 30 лет назад на крайне ограниченной выборке, в российских условиях «эмбрионального» развития рыночных отношений и фондового рынка. В частности, один из факторов модели — отношение рыночной стоимости обычных и привилегированных акций к пассивам — может быть определен только для ограниченного числа российских предприятий, имеющих официальные рыночные котировки.

Информация о работе Методики анализа финансового состояния предриятия