Международная инвестиционная деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В рыночном (товарном) хозяйстве объём намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности (прибыльности) капитальных и финансовых активов. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующем:
1) Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создаёт нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.

Содержание работы

1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятель¬ности. . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Факторы и механизм их влияния на инвестиционную деятель¬ность. . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. Инвестиционная политика, ее сущность и роль в современных условиях. . . . . . . . . . . . 14
4. Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Файлы: 1 файл

инвестиция.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)
  •  
    устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;
  •  
    утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;
  •  
    утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
  •  
    осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

 
В случае неисполнения инвестором обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, он лишается льгот, предоставленных  ему в соответствии с настоящей  статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
2 Факторы и механизм их влияния на инвестиционную деятельность

 
В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется  сущность данного понятия. 
 
Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений1». 
 
По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций2». 
 
Иными словами инвестиционный климат - это  совокупность  различных факторов, посредством  которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса. 
 
Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня. 
 
Чтобы обеспечить поступательное  развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал. 
 
Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется  воздействием следующих основных факторов: 
 
1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. 
 
Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов. 
 
2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой  производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. 
 
3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др. 
 
Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала,  возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков. 
 
4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования. 
 
5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных  отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе  и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы. 
 
Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом. 
 
Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата. 
 
Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем  производства промышленной продукции; динамика  распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. 
 
Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы. 
 
Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой. 
 
Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный. 
 
На основе большой группы показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. 
 
Макроэкономический подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения  инновационный тип развития и экономической устойчивости. 
 
Рисковый метод анализа и оценки  инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту  вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов инвестора, причем нередко  не только экономических, но и политических. 
 
Преимущества факторного метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также иерархичности национальной экономической системы; использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций. 
 
Категория «инвестиционный климат»   достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнюю инвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционный процесс, в то время, как традиционные  методы привлечения инвестиций основаны на учете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развития предприятия, региона, страны в целом. 
 
Знание факторов, механизм их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеют важное научное и практическое значение и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне. Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели. То есть требуется комплексный подход при управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика, более подробно о ней в следующей главе. 
 
 3. Инвестиционная политика, ее сущность и роль в современных условиях 
 
Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов. 
 
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. 
 
Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. 
 
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения. 
 
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. 
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др. 
 
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определённой мере для расширенного воспроизводства основных фондов. 
 
Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. 
 
В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики. 
 
В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику. 
 
Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. 
 
Однако, несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются: 

  •  
    нестабильность экономической и политической ситуации;
  •  
    несовершенное и противоречивое законодательство;
  •  
    неясность в определении прав собственности;
  •  
    отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
  •  
    нестабильность рубля как национальной валюты;
  •  
    непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

 
Государственные мероприятия по привлечению  иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия. 
 
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации. 
 
Инвестиционная политика не может осуществлять без механизма ее реализации. Он должен включать в себя: 

  •  
    выбор источников и методов финансирования инвестиций;
  •  
    определение сроков реализации;
  •  
    выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  •  
    создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
  •  
    создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

 
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. 
 
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу. 
 
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. 
 
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами, которые я рассмотрела в предыдущей главе, вспомним их еще раз: 

  •  
    экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  •  
    величиной имеющегося производственного потенциала;
  •  
    природно-климатическими условиями;
  •  
    оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
  •  
    географическим местонахождением и геополитическим положением;
  •  
    состоянием окружающей среды;
  •  
    привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

 
Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время  играют отдельные коммерческие предприятия  и организации. Исходя из этого существенно  повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой  коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальней перспективе. 
 
Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней. 
 
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. 
 
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. 
Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие: 
 
1) государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения; 
 
2) на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации; 
 
3) необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов; 
 
4) наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность; 
 
5) разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению. 
 
Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер: 

  •  
    оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
  •  
    формирования и реализации стратегии регионального развития;
  •  
    разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
  •  
    формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
  •  
    разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
  •  
    формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

 
При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов: 

  •  
    нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  •  
    нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  •  
    учет инфляции и фактора риска;
  •  
    экономическое обоснование инвестиций;
  •  
    формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
  •  
    ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
  •  
    выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

 
Учет этих и других принципов  позволит избежать многих ошибок и  просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия. В современных  условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов: 

  •  
    совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
  •  
    осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
  •  
    организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
  •  
    осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

 
 
4. Задача 
 
Представим исходную информацию в следующем виде.

 
Показатели

 
Номер варианта

 
I

 
II

 
III

 
IY

 
Ежегодный объем производства, тыс. м2

 
2000

 
2000

 
2000

 
2000

 
Себестоимость изготовления, р./тыс.м2

 
86500

 
95150

 
84300

 
82800

 
Капиталовложения в оборудование, тыс./р.

 
90300

 
58400

 
10560

 
15250

 
Нормативный коэффициент эффективности (EН)

 
0,335

 
0,335

 
0,335

 
0,335


 
 
Требуется выбрать лучший вариант  путем расчета коэффициента эффективности дополнительных капиталовложений и приведенных затрат. При этом следует обратить внимание на приведение в сопоставимый вид используемых показателей. Так как показатель себестоимости изготовления задан в р. /тыс. м2, то и капитальные вложения следует перевести в рубли, умножив их на 1000. 
Решение: 
 
Выбор лучшего варианта осуществляется одним из методов: первый - по коэффициенту эффективности дополнительных капиталовложений, второй - путем расчета приведенных затрат. Коэффициент эффективности определяется по формуле: 
 (1), 
 
где: S1 и S2 - себестоимость годового объема производства продукции по двум сравнительным вариантам; 
 
К1 и К2 - капиталовложения по двум сравнительным вариантам. 
 
При Е > Ен внедряется более капиталоемкий вариант, при Е < Ен - менее капиталоемкий. 
 
Приведенные затраты определяются по формуле: 
 
min, (2)®П= S+ Ен*К  
где: S - себестоимость годового объема производимой продукции по варианту; 
 
Ен - нормативный коэффициент эффективности дополнительных капиталовложений; 
 
К - капиталовложения по варианту. 
 
Внедряется тот вариант, у которого приведенные затраты окажутся наименьшими. 
 
Представим исходную информацию в следующем виде: 

 
Показатели

 
Номер варианта

 
I

 
II

 
III

 
IY

 
Ежегодный объем производства, тыс. м2

 
2000

 
2000

 
2000

 
2000

 
Себестоимость изготовления, р./тыс.м2

 
86500

 
95150

 
84300

 
82800

 
Капиталовложения в оборудование, тыс./р.

 
90300

 
58400

 
10560

 
15250

 
Нормативный коэффициент эффективности (EН)

 
0,335

 
0,335

 
0,335

 
0,335

Информация о работе Международная инвестиционная деятельность России