Международный банк реконструкции и развития МБРР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Из важнейших характеристик мировой экономики является интернационализация хозяйственной жизни, заключающаяся в формировании устойчивых, всесторонних взаимосвязей в международной сфере на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда - прямое продолжение общественного разделения труда внутри страны - представляет собой взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, объединений, предприятий на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………....….3
2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)..……………6
3. Международный валютный фонд МВФ………………………………..8
4. Прочие международные экономические организации:
- Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) ………………………………………………………………..9
- Продовольственная сельскохозяйственная организация
объединенных наций (ФАО) ….……………………………………….11
- Международная организация труда (МОТ)…………………………...13
5. Всемирная торговая организация ВТО ………………………………...15
6. Присоединение России к ВТО в контексте с современной внешнеэкономической политики России ……………………..……….18
7. Региональные банки развития:
- Европейский банк реконструкции и развития ………………………..21
- Африканский банк развития …………………………………………...23
- Межамериканский банк развития ……………………………………..23
8. Международный банк реконструкции и развития МБРР …………….23
9. Заключение..…..………………………………………………………….26
10. Тестовое задание…..……………………………………………………..28
11. Список используемой литературы……………………………………...29

Файлы: 1 файл

мировая экономика работа.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Решение об учреждении ВТО было подписано в г. Марракеш (Марокко) в апреле 1994 г. на основе Заключительного акта, в котором результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакет соглашений, принятие которых обязательно для стан – членов ВТО без каких либо оговорок или исключений.

Этот принцип – «все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы. Прежде в рамках ГАТТ действовало положение, позволявшее развивающимся (особенно наименее развитым из них) странам брать на  себя обязательства в меньшем объеме, чем развитые («дифференцированный и более благоприятный режим»). Сейчас это положение в значительной мере утрачивает свою силу, хотя в ряде правовых документов ВТО признано, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут встретиться с трудностями в реализации соглашений. В этих случаях может предусматриваться более длительный период реализации соглашений, а наименее развитые страны могут в виде исключения освобождаться от отдельных обязательств.

Круг ведения ВТО определяется Соглашением об учреждении ВТО и договоренностями, содержащимися в Приложениях (их 56). ВТО регулирует торговлю товарами (на основе ГАТТ – 94) услугами (ГАТС – Генеральное соглашение по торговле услугами) и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и целый ряд других сфер международной торговой политики. При этом ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально они принимаются путем голосования, но фактически действует принцип консенсуса, дающий право «главным торгующим нациям» сохранять контроль над принятием решений в организации.

Задачи ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации  в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость  условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности  в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной  торговле для менее развитых  государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

 

На начало 2007 г. в ВТО состояло 150 стран. Среди форумов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность ВТО и формирующих повестку дня переговоров текущего десятилетия (1995-2005 гг.) занимают важное место конференции министров стран – членов ВТО. Особо следует отметить четвертую министерскую конференцию, проходившую в городе Доха (Катар) в 2001 году. Она официально открыла новый раунд многосторонних торговых переговоров, в котором значительное место заняло обсуждение международной торговли услугами (финансовые услуги, меры по либерализации телекоммуникационной связи, сокращение уровня протекционизма в сфере торговли сельхоз товарами).

 

Присоединение России к ВТО в контексте современной внешнеэкономической политики России

Присоединение к ВТО отвечает долгосрочным интересам политического, экономического и социального развития России, является неотъемлемой частью курса на интеграцию её в мировую экономическую систему и более эффективное использование преимуществ международного разделения труда.

Россия вступает в ВТО, прежде всего, ради интеграции в правовую систему, которая регулирует международную торговлю. Условия доступа России на мировые рынки в значительной степени определяют перспективы развития отраслей национальной экономики и базовые показатели российского бюджета. К началу XXI века Россия оказалась в числе наиболее дискриминируемых торговых держав, что явилось следствием её изоляции от многосторонней торговой системы. Это означает, что для России далеко не безразличны разрабатываемые в рамках ВТО правила мировой торговли. Эффективное влияние на формирование и применение этих правил является необходимым условием реализации конкурентных преимуществ России на внешних рынках как важного фактора экономического роста. Однако сегодня Россия, будучи важной составной частью мировой торговой системы, лишена возможности влиять на их выработку, так как не является членом ВТО.

Россия, в отличие от членов ВТО, не имела и до сих пор не имеет возможности добиваться от своих торговых партнеров устранения нетарифных барьеров в отношении перспективных товаров российского экспорта и компенсации за ухудшение условий торговли. Между тем в обозримом будущем под юрисдикцию ВТО будут попадать все новые сферы, такие как торговля и конкуренция, электронная торговля, экология, регулирование энергетического рынка т.д. Как следствие Российские поставщики несут существенные материальные потери. Более того, в случае неучастия в работе ВТО этот ущерб может возрастать.

Против России действуют сотни санкций и постоянно возникают новые угрозы. При этом наиболее уязвимыми оказываются стратегические сферы экономики России – авиация, космос, транспорт, ядерная энергетика. Ущерб от мер, применяемых торговыми партнерами России против её товаров и услуг, превысил 2,5 миллиарда долларов в год, что во многих случаях привело к адекватному сокращению отечественного производства и, как следствие – занятости и налоговых поступлений.

В настоящее время ВТО вырабатывает новые правила мировой торговли. Из 30 тем, которые обсуждает сейчас ВТО, 25 затрагивают наши интересы, в том числе и области энергетики. Россия является крупнейшим продавцом энергоресурсов, и новые правила могут быть направлены против неё.

Вследствие чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов, особенно в страны дальнего зарубежья, все отчетливее проявляется большая степень уязвимости России при изменениях мировой сырьевой общехозяйственной конъюнктуры. Положение страны как экспортера сырья становится все более сложным и неустойчивым в связи с растущей нестабильностью мирового рынка. В качестве примера можно сослаться на резкие колебания за последние 15 лет цены на нефть, что нанесло стране значительный ущерб и послужило катализатором валютно-финансового кризиса 1998 года.

Принципиально важным является обеспечение свободного не дискриминационного доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, а так же формирование предсказуемых условий для импорта товаров и услуг, критически необходимых для развития отечественной экономики, а так же для привлечения иностранных инвестиций.

Главная цель присоединения – защита национальных интересов России на мировых рынках. В настоящее время Россия  имеет в ВТО статус наблюдателя. Полноценное участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение является в конечном итоге целью присоединения к ВТО. Более конкретно целями присоединения для России являются следующие:

  • Получение недискриминацонных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров
  • Создание лучших условий для привлечения иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы России в соответствие с нормами ВТО
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом российских национальных интересов
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Кроме того, обязательства перед ВТО облегчают исполнительной власти проведение торговой политики, обеспечивающей экономический рост и сокращение бедности.

Задача ведущихся в настоящее время переговоров о присоединении России к ВТО, т.е. оптимального соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутреннего рынка.

В резолюции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросу вступления России в ВТО отмечается, что членство России в данной организации при  продуманном, взвешенном подходе отвечает не только ее интересам, но и интересам всех ее членов ВТО, стремящихся видеть в России равноправного, стабильного и предсказуемого партнера. Переговоры о присоединении к ВТО не должны использоваться как средство оказания давления на Россию, для получения каких-либо дополнительных, не вытекающих норм соглашений ВТО обязательств. Поэтому, делает вывод РСПП, условия присоединения России к ВТО должны учитывать специфику переходного характера экономики России и тот факт, что стана находится в стадии рыночных преобразований, а ряд секторов экономики находится в состоянии кризиса и требует комплексных мер поддержки. Для выполнения ряда обязательств и требований, вытекающих из членства в ВТО, для некоторых секторов необходимы льготы и более длительные периоды для адаптации.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

 

Региональные банки развития

Европейский банк реконструкции и развития был учрежден в 1991 г. в связи с необходимостью оказания содействия и осуществлении рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, возникших на постсоветском пространстве. Членами ЕБРР являются 61 государство, включая Россию, а также ЕС и Европейский инвестиционный банк. Акционерный капитал ЕБРР составляет в настоящее время около 20 млрд. евро. Крупнейшими акционерами ЕБРР являются США (10% акционерного капитала), а также Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,5% акционерного капитала). Квота России в акционерном капитале ЕБРР – 800 млрд. евро (4%). Местопребывания ЕБРР – Лондон (Великобритания).

Целями ЕБРР являются: содействие в осуществлении структурных и отраслевых рыночных реформ, содействие развитию конкуренции, приватизации и частного предпринимательства, укрепление финансовых институтов и их правовой базы, содействие развитию инфраструктуры, необходимой для развития частного сектора, содействие развитию эффективного менеджмента частных предприятий.

В интересах реализации данных целей ЕБРР выступает как непосредственный инвестор, содействует в привлечении иностранных инвестиций и в мобилизации финансовых ресурсов на внутренних рынках стран-членов, а также оказывает государствам-членам техническую помощь. На конец 2006 г. ЕБРР финансировал или участвовал в финансировании свыше 900 проектов в 28 странах. Только в 2005 финансовом году ЕБРР профинансировал проекты технической помощи на 5,1 млрд. долл. Россия является крупным реципиентом помощи ЕБРР, общее количество проектов, намеченных ЕБРР к реализации в России – 109. Банк уже оказывал России содействие в развитии мелкого бизнеса, укреплении финансовой системы, приведении приватизации и по ряду других направлений.

Информация о работе Международный банк реконструкции и развития МБРР