Нематериальные активы фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Нематериальные активы – активы, не имеющие физической, осязаемой формы, к их числу относится интеллектуальная собственность (далее ИС). Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов, появившихся на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Классификация нематериальных активов………………………………....….4
2. Создание нематериальных активов……………………………………….....12
3. Оценка стоимости нематериальных активов………………………………..15
4. Проблемы использования интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях инновационно-ориентированной экономики………………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

Нематериальные активы.rtf

— 418.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова» 

 

 

 

Факультет Менеджмента 

 

РЕФЕРАТ  

 

по дисциплине

«Производственный менеджмент»

 

тема: НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ФИРМЫ 

 

 

  

 

 

  

 

Работу выполнил:

 

студент 3 курса

очной формы обучения

Факультета Менеджмента

группы 1340

Большаков А.С. 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……….3

1. Классификация нематериальных активов………………………………....….4

2. Создание нематериальных активов……………………………………….....12

3. Оценка стоимости нематериальных активов………………………………..15

4. Проблемы использования интеллектуальной собственности и   нематериальных активов в условиях инновационно-ориентированной экономики………………………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список литературы……………………………………………………………....30

 

Введение

 

С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли.

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Нематериальные активы - активы, не имеющие физической, осязаемой формы, к их числу относится интеллектуальная собственность (далее ИС). Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов, появившихся на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России. Вопросы методики и организации учета данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире.

 

1. Классификация нематериальных активов

 

Нематериальные активы весьма неоднородны:

по своему составу;

по характеру использования или эксплуатации в процессе производства;

по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности.

Поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу. В практической работе следует учитывать следующие принципы формирования нематериальных активов:

По срокам полезного использования:

функционирующие (работающие) нематериальные активы - объекты нематериальных активов, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;

нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы - объекты нематериальных активов, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.

По оборачиваемости (долговременности использования):

текущие - это объекты нематериальных активов, которые используются в деятельности предприятия не более года, так как быстро теряют свою потребительскую стоимость. Они включаются в текущие затраты предприятия;

долгосрочные - это объекты нематериальных активов, которые используются в деятельности предприятия более года. Их стоимость переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется).

По степени отчуждения:

отчуждаемые - обладающие способностью полностью передаваться при их продаже, передаче, аренде;

неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.

По степени влияния на финансовые результаты предприятия:

объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;

объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.

По степени правовой защищенности:

нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами);

нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами).

По степени вложения индивидуального труда работниками данного предприятия:

собственные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;

паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;

приобретенные со стороны, то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

Для успешного введения нематериальных активов в экономический оборот предприятия любой участник этого действия обязан разбираться в классификации и сущностных характеристиках каждого объекта нематериальных активов, их особых свойствах, а также в сопутствующих им патентно-правовых документах.

К нематериальным активам (НМА) относятся:

затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход;

права пользования земельными участками, природными ресурсами;

патенты, лицензии, «ноу-хау»;

исключительные авторские права на программы для PC и базы данных;

монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности);

организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т. п.);

исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

Классификация объектов по группам НМА, а также первоначальное признание объекта нематериальным активом до сих пор составляет серьезную практическую и теоретическую проблему. Трудности идентификации объектов сопровождаются и дополнительными проблемами учета операций с объектами, которые могут быть признаны НМА, в частности, с учетом затрат на поддержание объектов в рабочем состоянии, исчислением и учетом амортизации и т. п. Углубимся в классификацию более подробно.

Можно выделить следующие виды нематериальных активов:

объекты интеллектуальной собственности;

отложенные затраты;

деловая репутация организации.

 

Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.

К объектам, регулируемым патентным правом (объекты промышленной собственности), относятся:

изобретение, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо;

рационализаторское предложенное техническое решение, являющееся новым и полезным и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства или изменение состава материала. К рационализаторским предложениям относятся: проекты (чертежи или технические проекты), конструкции, технологические процессы.

промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид продукции или услуги. При наличии перечисленных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (или страйлинга) и характеризуется новизной, оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности. Если же изделие существует в единичном экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об авторском праве («копирайтом»). Промышленные образцы защищены против неправомочного копирования или имитации свидетельством о регистрации либо патентом на промышленный образец (в отличие от патента на изображение). Срок такой защиты колеблется о 5 до 15 лет.

полезная модель;

товарный знак и знак обслуживания - обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических и физических лиц;

фирменное наименование - характеризуют репутацию и положение предприятия в целом. Служат для его распознавания и выделения из числа других, а также полезным источником информации для потребителей. Охрана фирменных наименований предусмотрена законодательством большинства стран. Но правовые режимы в отношении их резко отличаются, так как определяются положениями гражданского и торгового права. Во многих странах введены различные системы регистрации фирменных наименований.

сорт растений - группа растений, которая независимо от патентоспособности определяется признаками, характеризующими данный генотип (или комбинацию генотипов), и отличается от других групп растений хотя бы одним признаком.

френчайзинг - взаимовыгодное соглашение, по которому крупная «родительская» фирма или предприятие предоставляют право малой фирме (частной или государственной) реализовывать свою продукцию и вести свое дело под маркой (торговым знаком) «родительской» фирмы в течение определенного срока в специально указанном месте с правом выбора рынка сбыта. За эту возможность малая фирма уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент с оборота в пользу «родительской» фирмы.

К объектам, регулируемым авторским правом, относятся:

программа для PC - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования PC;

база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных;

топология интегральных микросхем - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Предназначена для выполнения функций электронной микросхемы. Правовая защита касается только монолитных схем, т.е. оригинальной технологии, которая создана в результате творческой деятельности автора и неизвестной разработчикам и изготовителям на дату создания ИМС непосредственно в полупроводниковой пластине. К ИМС, получаемым на пленочной или гибридной основе, правовая защита не относится.

Отложенные затраты - организационные расходы.

Организационные расходы состоят из затрат по оплате услуг консультантов, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации. В состав организационных расходов, включаемых в состав нематериальных активов, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.

Расходы организации, связанные с необходимостью переоформления учредительных и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и др.), изготовление новых штампов, печатей и т.п., включается в состав общехозяйственных расходов организации. Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные расходы производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Деловая репутация организации - разница между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы. В бухгалтерском учете деловая репутация отражается только при совершении сделок купли-продажи предприятия. При этом деловая репутация может быть положительной или отрицательной.

Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку, выплачиваемую покупателем в обеспечение будущей потенциальной доходности приобретенного предприятия. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, принесут экономическую выгоду в будущем.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием у предприятия стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.д.

Особенностью материальных активов является их объектность, то есть возможность передачи другим пользователям. В этой связи не относятся к нематериальным активам деловые качества и репутация работников или руководителей предприятия, так как они не могут быть переданы другим лицам.

Причисляют к нематериальным активам только исключительные авторские права, а также исключительные права патентообладателя и владельца.

Помимо этого отнести тот или иной объект к нематериальным активам можно только при одновременном выполнении следующих условий:

объект НМА должен использоваться предприятием более 12 месяцев в производственных целях либо для управленческих нужд;

объект НМА не имеет материально-вещественную структуру, но в тоже время необходимо, чтобы данный объект можно было идентифицировать. Т.е. у предприятия должны быть в наличие документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и т.д.);

отсутствие намерений организации в дальнейшем перепродать контрольный пакет;

использование объекта НМА должно приносить предприятию прибыль.

Как правило, нематериальные активы соответствуют следующим критериям:

идентифицируемость. Нематериальный актив должен быть отделим от других активов компании и, что особенно важно, от деловой репутации. Под этим подразумевается, что его можно продать, обменять, сдать в аренду без потери экономических выгод, генерируемых другим имуществом. Требование идентифицируемости также считается выполненным, если НМА возникают из договорных или иных юридических прав вне зависимости от того, могут ли эти права быть отделены от других прав или от компании в целом. К примеру, лицензии на рыболовство, различные разрешения и преференции, предоставляемые государством, не могут быть переданы другому предприятию, за исключением случаев продажи бизнеса в целом, но поскольку соответствующие права вытекают из положений законодательства, требование идентифицируемости выполняется.

Информация о работе Нематериальные активы фирмы