Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:06, реферат
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Нематериальные активы – активы, не имеющие физической, осязаемой формы, к их числу относится интеллектуальная собственность (далее ИС). Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов, появившихся на этапе становления и развития рыночных отношений в России.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Классификация нематериальных активов………………………………....….4
2. Создание нематериальных активов……………………………………….....12
3. Оценка стоимости нематериальных активов………………………………..15
4. Проблемы использования интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях инновационно-ориентированной экономики………………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………....30
контроль. В большинстве случаев возможность контролировать актив предполагает существование юридических прав на использование НМА. В качестве примера можно привести технические знания компании, которые защищены патентами. Именно по критерию контроля можно отличить НМА от нематериальных ресурсов. К последним могут относиться квалификация персонала, лояльность покупателей, доля рынка и прочее, однако, как правило, компания не может продемонстрировать возможность получения экономических выгод от использования этих ресурсов, поскольку вряд ли сможет контролировать действие таких внешних факторов, как поведение персонала, реакция конкурентов и покупателей.
будущие экономические выгоды. Нематериальный актив может быть отражен в отчетности компании, если его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д. Важно отметить, что возможность получения предприятием подобных экономических выгод определяется на основании профессионального суждения, подкрепленного соответствующим обоснованием.
2. Создание нематериальных активов
Процесс создания НМА делится на две стадии - исследования и разработки.
Под исследованиями понимаются плановые работы, направленные на получение новых научно-технических знаний, деятельность по выбору сферы применения полученных результатов, а также поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем, услуг и прочее.
Затраты, произведенные на стадии исследований, не капитализируются, а признаются в качестве расходов периода, в котором они были осуществлены, поскольку на этапе исследований компания не может продемонстрировать уверенность в получении будущих экономических выгод.
Разработки - применение результатов исследований при проектировании производства, новых или существенно улучшенных материалов, продукции и т. д. перед началом их коммерческого производства. Затраты, возникающие на этапе разработок, как правило, связаны с проектированием, конструированием и испытаниями опытных образцов продукции, а также экспериментальных установок, которые из-за масштабов не подходят для коммерческого использования. Перечисленные затраты могут быть включены в стоимость создаваемого нематериального актива с момента выполнения следующих условий:
создание НМА технически осуществимо, компания планирует довести до конца этап разработки и обладает необходимыми для этого ресурсами;
создаваемый актив может быть использован компанией или продан;
существует обоснование того, как компания получит экономические выгоды от создаваемого актива;
затраты на создание НМА в ходе этапа разработки могут быть достоверно оценены.
Нематериальные активы - активы, не имеющие физической, осязаемой формы, их приобретение связано с долгосрочными вложениями, кругооборот которых аналогичен кругообороту основных средств.
Основные способы приобретения нематериальных активов:
приобретение нематериальных активов при осуществлении долгосрочных инвестиций;
создание объектов нематериальных активов как своими силами, так и путем привлечения стороннего исполнителя на долгосрочной основе;
приобретение объектов нематериальных активов на условиях обмена;
безвозмездное получение нематериальных активов.
Цена фирмы возникает при покупке целых действующих предприятий. Обычно такие предприятия продаются и покупаются по рыночной цене исходя из их доходности, деловой репутации, престижности производимой ими продукции или оказываемых услуг и некоторых других факторов. Превышение покупной цены над балансовой стоимостью всех активов предприятия составляет цену деловой репутации фирмы и учитывается как нематериальный объект. Нематериальные активы переносят свою стоимость на издержки производства равномерно (ежемесячно) по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования. Срок полезного использования нематериальных активов можно определить следующими тремя способами:
1. Срок полезного использования совпадает со сроком действия того или иного вида нематериальных активов, который предусмотрен соответствующим договором;
2. Предприятия самостоятельно устанавливают срок полезного использования нематериальных активов. Основным фактором, влияющим на обоснование нормы амортизационных отчислений, должен быть срок, в течение которого предприятие собирается использовать данный вид активов с выгодой для себя. Точно установить длительность такого периода практически невозможно, поэтому на принятие решения по данному вопросу может повлиять и величина первоначальной стоимости нематериальных активов, и величина себестоимости выпускаемой продукции;
3. Не представляется возможным установить срок полезного использования, тогда действующее законодательство предусматривает установление срока полезного использования, равного сроку существования предприятия.
Прогноз изменения нематериальных активов необходим для формирования прогнозного бухгалтерского баланса предприятия, а также планирования величины амортизационного фонда.
При покупке НМА в его себестоимость включаются покупная цена, импортные пошлины, невозмещаемые налоги, а также расходы, связанные с подготовкой актива к эксплуатации. К примеру, если предприятие классифицировало информационную систему как нематериальный актив, то затраты на ее внедрение и наладку будут также включены в себестоимость НМА.
Затраты на продвижение нового продукта или услуги на рынок, а также административные расходы не могут быть отнесены на себестоимость НМА. К примеру, если компания приобрела права на использование товарного знака, то затраты на его продвижение на новых рынках не будут формировать его стоимость.
В уставный капитал можно внести в качестве нематериального актива, изобретение, товарный знак, ценное ноу-хау или другую интеллектуальную собственность.
Стоимость идеи во многом зависит от стадии развития объекта интеллектуальной собственности. Например, если речь идет о техническом решении на этапе его возникновения, то стоимость идеи будет самой низкой. Причин тому несколько. Еще неизвестно, чем закончится дальнейшая проработка идеи, возможна ли ее практическая реализация в промышленных масштабах. Как правило, на этом этапе патентная защита еще не получена, и, если техническое решение действительно ценное, велик риск, что те же «потенциальные инвесторы» могут его попросту присвоить (примеров тому достаточно). Все это, безусловно, оказывает влияние на объект, снижая его стоимость.
Этапы жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности:
Появление идеи как варианта решения сформулированной технической проблемы, ее лабораторная проверка.
Оформление решения в виде заявки на выдачу охранного документа.
Опытно-промышленная реализация идеи.
Подготовка технико-экономического обоснования проекта.
Разработка технологического процесса серийного производства новой продукции или услуги.
Инвестирование в производство (создание нового бизнеса или расширение уже существующего).
Промышленный выпуск продукции, включающий переход через точку окупаемости и достижение насыщения рынка (выход производства на проектную мощность).
3. Оценка стоимости нематериальных активов
За последнее время у большинства компаний увеличилось количество нематериальных активов, признаваемых в финансовой отчетности. Это связано с расширением бизнеса, созданием новых товарных знаков, внедрением дорогостоящих информационных систем. От того, насколько правильно идентифицированы и оценены нематериальные активы компании, зависит достоверность ее финансовой отчетности.
Оценка (определение стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно, созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение и приведение их в состояние, пригодное для использования в запланированных целях.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, вычисляется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией безвозмездно, соответствует их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям:
Первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету. В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя их первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия (фирмы), затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок (а также лицам, которые содействовали созданию или использованию этих разработок), и потому не должны облагаться налогами.
Третья стадия - коммерциализации нематериальных активов - заключается:
в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;
в умении рекламировать их;
в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.
Хозяйствующему субъекту любой фирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений с партнерами.
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):
изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;
экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
В целом проблема коммерческой оценки нематериальных активов явно назрела; нужна классификация нематериальных активов, определение сущностных характеристик их видов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы и т.д. Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.
4. Проблемы использования интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях
инновационно-ориентированной экономики
На протяжении многих лет прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в России определяется основным фактором - нефтяным экспортом. Однако, как свидетельствует проведенный объективный экономический анализ, в ближайшие годы влияние этого фактора на прирост ВВП будет сокращаться.
В таких условиях становится вполне очевидной задача перехода России на новую экономическую стратегию развития. Иначе вряд ли будет возможно создание благоприятных условий, обеспечивающих в ближайшие годы стабильно высокие темпы экономического роста, без которых, как известно, невозможно реально повысить уровень жизни населения страны. Все это требует от Правительства РФ не только объективных теоретических оценок складывающихся реалий, но и осуществления последовательных шагов, позволяющих по иному подойти к использованию основных ресурсов России, которые составляют ее национальное богатство.