Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:
• определить правовые основы аудиторской деятельности;
• изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые основы аудиторской деятельности 5
1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5
1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3.Аудиторские стандарты 17
2. Сущность нормативных актов в аудите 26
2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26
2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33

Файлы: 1 файл

moy_kursovik.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Аудит внешнеэкономической деятельности»

 

на тему «Нормативное регулирование аудиторской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Правовые основы аудиторской деятельности 5

1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5

1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8

1.3.Аудиторские стандарты 17

2. Сущность нормативных актов в аудите 26

2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26

2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обязанность предприятия вести  учет своего имущества и совершенных  хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели  и предприятия, вызвало необходимость  независимого вневедомственного финансового  контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена  проверка деятельности предприятий, осуществляет ее по мере необходимости лишь в  пределах своей компетентности. Поэтому  возникла необходимость создания специального управления или службы, которая взяла  бы на себя эти обязанности.

Актуальностью данной работы является то, что аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, но она уже является необходимым элементом рыночной экономики. Аудиторская деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, – весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Предметом исследования в настоящей  работе является аудиторская деятельность.

Объектом исследования явились  теоретические аспекты организации  и нормативные основы регулирования  аудиторской деятельности.

Цель данной работы заключается  в изучении нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд  задач:

  • определить правовые основы аудиторской деятельности;
  • изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
  • изучить аудиторские стандарты
  • рассмотреть права и обязанности аудируемого лица;
  • ознакомиться с ответственностью в аудиторской деятельности.

Совокупность цели и поставленных задач обусловили следующую структуру  исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. Правовые основы аудиторской деятельности

1.1.Система  нормативного регулирования аудиторской  деятельности в РФ

 

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

- Постановление  Правительства РФ от 6 февраля  2002 года № 80 «О вопросах государственного  регулирования аудиторской деятельности  в Российской Федерации»;

- Постановление  Правительства РФ от 29.10.2000 № 81 «Об аудиторских проверках федеральных  государственных унитарных предприятий»;

- Постановление  Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

- Приказ  Минфина РФ от 30.04.2009 № 41 н «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов»;

- «Кодекс  этики аудиторов России», одобрен  Минфином РФ 31.05.2007, протокол №  56;

- Протокол  Совета по аудиторской деятельности  при Минфине РФ № 18 от 22.12.2003 «Методические рекомендации по  организации внутрифирменного контроля  качества аудиторских услуг».

 

В РФ система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определение роли и  функций государственных и общественных аудиторских организаций, разрабатываются и уточняются аудиторские стандарты.

В системе нормативного регулирования  выделяются следующие уровни1:

  • Федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность (№ 307-ФЗ от 29.12.2008, № 315-ФЗ от 01.12.2007), определяют понятия, требования, задачи аудита, основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности.
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, приказы, Постановления Минфина РФ. Устанавливают правила аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудита, требования в области подготовки кадров, аттестации аудиторской деятельности. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
    1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным Законом;
    1. Разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
    2. Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
  • Документы, решения и нормы саморегулируемых организаций,  в том числе правила (стандарты) аудиторских аккредитованных объединений. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
    1. Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторский деятельности, если это обуславливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
    2. Не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
    3. Не должны создавать препятствий осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
    4. Являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов.

Каждая  саморегулируемая организация аудиторов  принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

  • Внутрифирменные аудиторские стандарты. Используются аудиторами при проведении аудита сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, могут дополнять федеральные правила и правила саморегулируемых организаций, но не должны им противоречить.

 

 

 

 

1.2.Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»

 

В Федеральном законе «Об аудиторской  деятельности» от 30 декабря 2008г. сформулированы основные понятия, связанные с аудитом, определены его задачи, место в системе финансового контроля, принципы аудиторской деятельности.

Ранее на протяжении более семи с  половиной лет регулирование  аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской  деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  в Российской Федерации начался  новый этап развития аудита:

впервые на уровне законодательства определено правовое пространство аудита.

Так, в частности, в Федеральном  законе уточнено, что аудиторская  деятельность (аудит) ~ это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.2 В ст. 1 впервые приведен детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволяет более конкретно, законодательно обоснованно оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, данная норма имеет чрезвычайно большое значение. Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Трактовка основных понятий аудиторской деятельности в законе.

Аудитором закон называет физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным  органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация — это  коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая  сопутствующие аудиту услуги.3 Аудиторская организация должна получить в установленном порядке лицензию на те виды аудиторской деятельности, которые она осуществляет. В кадровом составе аудиторской фирмы не менее 50% сотрудников должны составлять граждане РФ. Если же руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то российские граждане должны составлять не менее 75% сотрудников. В законе также установлено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (это положение вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона, т.е. с 9 сентября 2003 г., до этой даты действует положение о необходимости наличия в штате организации не менее двух аудиторов).

В статьях Федерального закона «Права и обязанности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов» и «Права и обязанности аудируемых лиц  и (или) лиц, заключивших договор  оказания аудиторских услуг» конкретизированы и уточнены положения стандарта аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов».

Впервые на уровне федерального закона установлен перечень критериев, по которым  организации подлежат обязательной аудиторской проверке (он приведен в гл. 1).

В закон введено новое положение  о том, что обязательный аудит  проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, впервые законодательно установлено, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, выбор аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Законом установлены и санкции  за уклонение от проведения обязательного  аудита, выражающиеся во взыскании  штрафа с организации и индивидуального  предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного федеральным  законом.

Большое значение как для аудитора, так и для проверяемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. В Законе этому вопросу посвящена отдельная статья «Аудиторская тайна», в которой детально определен порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок. Впервые на уровне законодательного акта предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны.

В Федеральном законе впервые даны определение и принципы действия такого важного инструмента работы аудитора и контроля его деятельности, как правила (стандарты) аудиторской  деятельности.4 В частности, установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

• федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской  деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

• правила (стандарты) аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для проверяемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские  объединения и аудиторские организации  вправе устанавливать для своих  членов внутренние стандарты аудиторской  деятельности, которые не должны противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

В законе «Об аудиторской деятельности»  указано, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.5 Этот документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В Федеральном законе содержится отдельная  статья «Заведомо ложное аудиторское  заключение». Под заведомо ложным аудиторским  заключением понимается заключение, составленное без проведения аудиторской  проверки или составленное по результатам  проведенной проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных  аудитором.6 Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения предусмотрена в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности