Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:
• определить правовые основы аудиторской деятельности;
• изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые основы аудиторской деятельности 5
1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5
1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3.Аудиторские стандарты 17
2. Сущность нормативных актов в аудите 26
2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26
2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Аудит внешнеэкономической деятельности»
на тему «Нормативное регулирование аудиторской деятельности»
Санкт-Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые основы аудиторской деятельности 5
1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5
1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3.Аудиторские стандарты 17
2. Сущность нормативных актов в аудите 26
2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26
2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33
Обязанность предприятия вести
учет своего имущества и совершенных
хозяйственных операций, самостоятельно
исчислять и уплачивать налоги, представлять
бухгалтерскую (финансовую) отчетность,
данными которых могут
Актуальностью данной работы является то, что аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, но она уже является необходимым элементом рыночной экономики. Аудиторская деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, – весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.
Предметом исследования в настоящей работе является аудиторская деятельность.
Объектом исследования явились
теоретические аспекты
Цель данной работы заключается в изучении нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:
Совокупность цели и поставленных задач обусловили следующую структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- Постановление
Правительства РФ от 6 февраля
2002 года № 80 «О вопросах государственного
регулирования аудиторской
- Постановление
Правительства РФ от 29.10.2000 № 81
«Об аудиторских проверках
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
- Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 № 41 н «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов»;
- «Кодекс
этики аудиторов России»,
- Протокол
Совета по аудиторской
В
РФ система нормативного регулирования
аудиторской деятельности находится
в стадии становления. Происходит процесс
определения прав и обязанностей
органов, регулирующих аудиторскую
деятельность, определение роли и
функций государственных и
В системе нормативного регулирования выделяются следующие уровни1:
Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. сформулированы основные понятия, связанные с аудитом, определены его задачи, место в системе финансового контроля, принципы аудиторской деятельности.
Ранее на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита:
впервые на уровне законодательства определено правовое пространство аудита.
Так, в частности, в Федеральном законе уточнено, что аудиторская деятельность (аудит) ~ это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.2 В ст. 1 впервые приведен детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволяет более конкретно, законодательно обоснованно оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, данная норма имеет чрезвычайно большое значение. Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Трактовка
основных понятий аудиторской
Аудитором закон называет физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.3 Аудиторская организация должна получить в установленном порядке лицензию на те виды аудиторской деятельности, которые она осуществляет. В кадровом составе аудиторской фирмы не менее 50% сотрудников должны составлять граждане РФ. Если же руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то российские граждане должны составлять не менее 75% сотрудников. В законе также установлено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (это положение вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона, т.е. с 9 сентября 2003 г., до этой даты действует положение о необходимости наличия в штате организации не менее двух аудиторов).
В статьях Федерального закона «Права
и обязанности аудиторских
Впервые на уровне федерального закона установлен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (он приведен в гл. 1).
В закон введено новое положение о том, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, впервые законодательно установлено, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, выбор аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Законом установлены и санкции
за уклонение от проведения обязательного
аудита, выражающиеся во взыскании
штрафа с организации и
Большое значение как для аудитора, так и для проверяемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. В Законе этому вопросу посвящена отдельная статья «Аудиторская тайна», в которой детально определен порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок. Впервые на уровне законодательного акта предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны.
В Федеральном законе впервые даны определение и принципы действия такого важного инструмента работы аудитора и контроля его деятельности, как правила (стандарты) аудиторской деятельности.4 В частности, установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
• федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
• правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для проверяемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Профессиональные аудиторские
объединения и аудиторские
В законе «Об аудиторской деятельности» указано, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.5 Этот документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
В Федеральном законе содержится отдельная статья «Заведомо ложное аудиторское заключение». Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам проведенной проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудитором.6 Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения предусмотрена в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности