Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:
• определить правовые основы аудиторской деятельности;
• изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые основы аудиторской деятельности 5
1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5
1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3.Аудиторские стандарты 17
2. Сущность нормативных актов в аудите 26
2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26
2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33
Нормы закона определяют правовые и иные гарантии независимости аудиторов. В статье «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» представлен круг лиц (физических и юридических), которыми и (или) в отношении которых не разрешается проводить аудиторские проверки.
Аудит не может осуществляться, если:
1) аудиторскими организациями,
руководители и иные
2) аудиторскими организациями,
руководители и иные
3) аудиторскими организациями в
отношении аудируемых лиц,
4) аудиторскими организациями,
индивидуальными аудиторами, оказывавшими
в течение трех лет,
5) аудиторами, являющимися учредителями
(участниками) аудируемых лиц,
их руководителями, бухгалтерами
и иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение
6) аудиторами, состоящими с учредителями
(участниками) аудируемых лиц,
их должностными лицами, бухгалтерами
и иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение
7) аудиторскими организациями в
отношении аудируемых лиц,
Оплата услуг аудитора не ставится в зависимость от характера аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
Совершенно новой нормой в регулировании аудиторской деятельности является содержащееся в законе требование о страховании аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора при обязательном аудите. Это предусмотрено статьей «Страхование при проведении обязательного аудита».7
В законе впервые подробно и детально описан порядок контроля качества, определена ответственность аудиторов за уклонение от проведения внешней проверки качества и за систематическое нарушение требований нормативных актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.8
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Уклонение от проведения внешней проверки
качества или непредставление
В случае выявления фактов систематического
нарушения аудитором
В Федеральном законе установлены требования к аудиторам. К обязательным требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора относятся высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (либо в иностранных образовательных учреждениях со свидетельством об эквивалентности документа об образовании российскому документу) и наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.9
В то же время установлено, что дополнительные
требования к претендентам на получение
квалификационного аттестата
Законом предусмотрено, что в некоторых случаях квалификационный аттестат аудитора аннулируется. Это относится к фактам получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов, несоблюдения требований статей об аудиторской тайне и независимости аудиторов или подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки. Аттестат также аннулируется, если в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность или если аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное нормами Федерального закона.
Лицензирование аудиторской
До принятия Закона об аудиторской деятельности в РФ классификация стандартов предусматривала деление их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.11
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют незначительный характер.
Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996 - 2000 гг. в РФ было создано 36 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.12
К внутренним стандартам относятся правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Эта работа также велась и ведется аудиторскими фирмами и аудиторами - предпринимателями.
В новой классификации в
1. Правила (стандарты)
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
3. Федеральные правила (
4. Федеральные правила (
5. Профессиональные аудиторские
объединения вправе, если это
предусмотрено их уставами, устанавливать
для своих членов внутренние
правила (стандарты)
6. Аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы
7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.15
Одновременно профессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата, должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.16
Российские правила (стандарты) включают
11 групп, из них 10 групп соответствуют
группам международных
Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:17
- общие принципы правила (
- основные понятия и
- сущность стандарта;
- практические приложения.
В разделе "Общие принципы правила (стандарта)" отражаются:
- цель и необходимость
- объект стандартизации;
- сфера применения стандарта;
- взаимосвязь с другими
В разделе "Основные понятия и определения, используемые в стандарте" содержатся новые термины и их краткая характеристика.
В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
В раздел "Практические приложения" включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).
Первая группа "Вводные замечания" включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.
Вторая группа "Ответственность"
включает 9 стандартов, посвященных
ответственности аудиторов и
аудиторских фирм. В этих стандартах
рассмотрены вопросы
Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности