Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении нормативного регулирования аудиторской деятельности. Для достижения этой цели требуется решить ряд задач:
• определить правовые основы аудиторской деятельности;
• изучить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые основы аудиторской деятельности 5
1.1.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ 5
1.2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 8
1.3.Аудиторские стандарты 17
2. Сущность нормативных актов в аудите 26
2.1.Права и обязанности аудируемого лица 26
2.2.Ответственность в аудиторской деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33

Файлы: 1 файл

moy_kursovik.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

Нормы закона определяют правовые и  иные гарантии независимости аудиторов. В статье «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» представлен круг лиц (физических и юридических), которыми и (или) в отношении которых не разрешается проводить аудиторские проверки.

Аудит не может осуществляться, если:

1) аудиторскими организациями,  руководители и иные должностные  лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц,  их должностными лицами, бухгалтерами  и иными лицами, несущими ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями,  руководители и иные должностные  лица которых состоят в близком  родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с  учредителями (участниками) аудируемых  лиц, их должностными лицами, бухгалтерами  и иными лицами, несущими ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями в  отношении аудируемых лиц, являющихся  их учредителями (участниками), в  отношении аудируемых лиц, для  которых эти аудиторские организации  являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ,  филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями,  индивидуальными аудиторами, оказывавшими  в течение трех лет, непосредственно  предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц,  их руководителями, бухгалтерами  и иными лицами, несущими ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц,  их должностными лицами, бухгалтерами  и иными лицами, несущими ответственность  за организацию и ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

7) аудиторскими организациями в  отношении аудируемых лиц, являющихся  страховыми организациями, с которыми  заключены договоры страхования  ответственности этих аудиторских  организаций.

Оплата услуг аудитора не ставится в зависимость от характера аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Совершенно новой нормой в регулировании аудиторской деятельности является содержащееся в законе требование о страховании аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора при обязательном аудите. Это предусмотрено статьей «Страхование при проведении обязательного аудита».7

В законе впервые подробно и детально описан порядок контроля качества, определена ответственность аудиторов за уклонение от проведения внешней проверки качества и за систематическое нарушение требований нормативных актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.8

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать  правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим  всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может  служить основанием аннулирования  лицензии на осуществление аудиторской  Деятельности аудиторской организации  или индивидуального аудитора.

В случае выявления фактов систематического нарушения аудитором аудиторской  организации или индивидуальным аудитором требований нормативных  правовых актов и федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о  таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может  быть наложено взыскание в установленном  законом порядке вплоть до аннулирования  у них квалификационного аттестата  аудитора, а также аннулирования  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности индивидуального аудитора.

В Федеральном законе установлены  требования к аудиторам. К обязательным требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора относятся высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (либо в иностранных образовательных учреждениях со свидетельством об эквивалентности документа об образовании российскому документу) и наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.9

В то же время установлено, что дополнительные требования к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской  деятельностью, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске  к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи  определяются уполномоченным федеральным  органом. В законе определено, что  каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого  календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение согласно программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Это обучение осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление  образовательной деятельности.

Законом предусмотрено, что в некоторых  случаях квалификационный аттестат аудитора аннулируется. Это относится  к фактам получения квалификационного  аттестата аудитора с использованием подложных документов, несоблюдения требований статей об аудиторской тайне  и независимости аудиторов или  подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской  проверки. Аттестат также аннулируется, если в течение двух календарных  лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность или если аудитор нарушает требование о прохождении  обучения по программам повышения квалификации, установленное нормами Федерального закона.

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования  лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Детализация этой статьи обеспечена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г., утвердившим Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Законом предусмотрено, что осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 МРОТ, установленного федеральным законом.10

 

1.3.Аудиторские  стандарты

 

До принятия Закона об аудиторской  деятельности в РФ классификация  стандартов предусматривала деление  их на внешние и внутренние. Первые подразделялись на международные и национальные.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские  доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной  практике аудита.11

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют  трехзначную нумерацию. Последняя  их редакция была выпущена в 1994 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя они и имеют  незначительный характер.

Что касается национальных (российских) стандартов, то в течение 1996 - 2000 гг. в РФ было создано 36 правил (стандартов) по аудиторской деятельности. Практически весь российский аудит сегодня использует именно эти правила (стандарты), и они выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности.12

К внутренним стандартам относятся  правила (стандарты) аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов. Эта  работа также велась и ведется  аудиторскими фирмами и аудиторами - предпринимателями.

В новой классификации в соответствии с Федеральным законом (ст.9) предусмотрено, что:

1. Правила (стандарты) аудиторской  деятельности представляют единые  требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, оформлению  и оценке качества аудита и  сопутствующих ему услуг, а  также к порядку подготовки  аудиторов и оценке их квалификации.13

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности являются  обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов,  а также для аудируемых лиц,  за исключением положений, в  отношении которых указано, что  они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности утверждаются  Правительством Российской Федерации.14

5. Профессиональные аудиторские  объединения вправе, если это  предусмотрено их уставами, устанавливать  для своих членов внутренние  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, которые не могут  противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних  правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и  индивидуальные аудиторы вправе  устанавливать собственные правила  (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом  требования правил (стандартов) аудиторской  деятельности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов не  могут быть ниже требований  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности  профессионального аудиторского  объединения, членами которого  они являются (п.6 в ред. Федерального  закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.15

Одновременно профессиональные аудиторские  объединения России, например Аудиторская  палата, должны начать работу по созданию своих внутренних стандартов. Аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы должны продолжить работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.16

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют  группам международных стандартов, а 11-я группа имеет название "Образование и подготовка кадров" и включает стандарты "Образование аудитора" и "Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы".

Российские правила (стандарты) в  основном имеют единую структуру  построения и содержат обычно следующие  разделы:17

- общие принципы правила (стандарта);

- основные понятия и определения  (если необходимо), используемые  в стандарте;

- сущность стандарта;

- практические приложения.

В разделе "Общие принципы правила (стандарта)" отражаются:

- цель и необходимость разработки  данного стандарта;

- объект стандартизации;

- сфера применения стандарта;

- взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе "Основные понятия и  определения, используемые в стандарте" содержатся новые термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая  описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

В раздел "Практические приложения" включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать  такие непременные реквизиты, как  номер стандарта, дата ввода в  действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные  процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Первая группа "Вводные замечания" включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и  содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа "Ответственность" включает 9 стандартов, посвященных  ответственности аудиторов и  аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего  и внешнего контроля аудиторской  деятельности, проверки соблюдения нормативных  актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности