Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 04:48, курсовая работа
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
В некоторых случаях целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка гудвилла или деловой репутации компании. Определение стоимости гудвилла производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.
Следует отметить, что при оценке ТЗ существуют специальные, так называемые секретные методы, которые используются рядом компаний в качестве своего ноу-хау.
2.1 Сравнительный подход.
Сравнительный подход к оценке товарных знаков основан на принципе замещения, суть которого в том, что рациональный инвестор (покупатель) не заплатит за конкретный товарный знак сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение на рынке сходного товарного знака, обладающего такой же полезностью. То есть цены, заплаченные на рынке за аналогичные или сопоставимые товарные знаки, должны отражать стоимость оцениваемого товарного знака.
Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогичных товарных знаков и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок товарных знаков, а также цен предложений и спроса.
Расчет рыночной стоимости товарного знака с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемого товарного знака.
В рамках сравнительного подхода к оценке товарных знаков рассматриваются следующие методы:
1) метод прямого анализа сравнения продаж;
2) метод качественного
анализа для корректировки
3) метод параметрической оценки;
4) методы Бегунка.
При одинаковых объемах реализации, но при различных ценах продажи стоимость ТЗ в рамках сравнительного подхода может быть определена следующим образом:
(1)
где VТЗ – стоимость оцениваемого товарного знака;
PMТЗ – маржа прибыли, возникающая при реализации единицы продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;
PM – маржа прибыли, которая
возникает при реализации
SТЗ – объем продаж продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;
MEBIT – рыночный мультипликатор «стоимость / операционная прибыль».
При одинаковой марже прибыли, но при различном объеме продаж стоимость ТЗ может быть определена аналогично:
(2)
где PM – маржа прибыли при реализации единицы брендированной (оцениваемой) и небрендированной продукции;
ΔSТЗ – разница в объеме продаж между брендированной и небрендированной продукцией.
2.2 Доходный подход.
В оценке стоимости прав на ТЗ доходному подходу принадлежит особое место, поскольку он наиболее достоверно отражает действительную ценность исследуемого ТЗ. Он применяется, когда существует возможность получения доходов (выгод) от использования ТЗ и определения срока его экономической жизни. Этим доходом является разница между денежными поступлениями и выплатами (далее – денежный поток) за определенный период времени, получаемая правообладателем за счет использования ТЗ как в собственном бизнесе, так и на предприятиях-лицензиатах (франчайзинг). Основными формами денежных поступлений при предоставлении права использования ТЗ являются роялти, паушальные платежи или их комбинация.
Обладание собственным ТЗ подразумевает целый ряд выгод:
-экономия затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие расходов на получение права использования ТЗ (например, лицензионные платежи, доля прибыли лицензиару);
-увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);
-увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);
-различные комбинации указанных форм.
Доходный подход к оценке товарных знаков основан на представлении о том, что стоимость товарного знака зависит от величины дохода, который может быть извлечён собственником из факта владения этим товарным знаком. При применении данного подхода анализируется способность оцениваемого товарного знака генерировать определенный доход.
Доходный подход к оценке товарных знаков может быть реализован с помощью следующих методов:
1) метод дисконтированных денежных потоков. Этот метод основан на прогнозировании денежных потоков, генерируемых оцениваемым товарным знаком. Денежные потоки строятся на учете реального экономического эффекта, получаемого при планируемой реализации продукции, несущей оцениваемый товарный знак;
Основываясь на методе дисконтированных денежных потоков, оценщик приводит прогнозируемые доходы, генерируемые товарным знаком, по соответствующей ставке дисконта, к чистой текущей стоимости.
Оценка товарного знака включает в себя три элемента:
-анализ рынка (с целью определить условия, в которых функционирует компания-владелец товарного знака и уровень конкурентной борьбы);
-финансовый анализ для идентификации доходов создаваемых бизнесом, использующим товарный знак. Необходимо установить поступления, относящиеся к маркированному данным товарным знаком продукту и выявить долю доходов, обеспеченную непосредственно товарным знаком - добавочную стоимость, принесенную именно товарным знаком. Для этой цели компанией Brand Finance разработан метод Brand Value Added™;
-определение рисков связанных с товарным знаком для определения ставки дисконта.
Необходимо определить не только потенциал товарного знака, необходимый для того, чтобы создавать прибыль, но и вероятность получения прибыли и риск возможных убытков. И, как следствие, необходимо точно рассчитать размер ставки дисконта.
Компанией Brand Finance разработана особая методика расчета ставки дисконта через так называемую brendbeta™. Для дисконтирования потока доходов используется ставка дисконта, рассчитанная по формуле:
R = Rf + brendbeta x (Rm- Rf),
где Rf - безрисковая ставка;
Rm - среднерыночная ставка доходности.
Первая часть формулы - это безрисковая
ставка. Она корректируется с учетом коэффициента,
исчисленного с помощью метода brendbeta™
и определенного для каждого товарного
знака индивидуально.
Вторая часть формулы - это расчет премии
за риск. При расчете brendbeta оценщик сначала
определяет рейтинг товарного знака по
специальной таблице экспертным путем
(в баллах):
Таблица № 1.
“Расчет индекса значимости товарного знака”
Показатель |
Значение |
Время действия на рынке |
(0-10) |
Уровень сбыта |
(0-10) |
Доля рынка |
(0-10) |
Позиция на рынке |
(0-10) |
Уровень роста продаж |
(0-10) |
Ценовая надбавка |
(0-10) |
Эластичность цены |
(0-10) |
Маркетинговая поддержка |
(0-10) |
Эффективность рекламы |
(0-10) |
Сила товарного знака |
(0-10) |
Итого |
(0-100) |
Каждый знак получает рейтинг в интервале от нуля до ста баллов. Сам процесс ранжирования товарного знака можно сравнить с обычными кредитными рейтингами, в соответствии с которыми банки определяет кредитоспособность клиента и ставку, под которую ему будут ссужены средства.
Таблица № 2.
“Рейтинг товарного знака”
Оценка |
Рейтинг |
Оценка |
Рейтинг |
91-100 |
ААА |
41-50 |
В |
81-90 |
АА |
31-40 |
CCC |
71-80 |
А |
21-30 |
CC |
61-70 |
ВВВ |
11-20 |
C |
51-60 |
ВВ |
0-10 |
D |
Соответственно, средний товарный
знак, то есть получивший рейтинг в 50 баллов,
получит и среднюю составную ставку дисконта
для данного сектора рынка на данном национальном
рынке. В то время как знак, получивший
100 баллов, теоретически является безрисковым
и должен дисконтироваться по безрисковой
ставке. Однако в реальности существование
такого товарного знака практически невозможно.
Оценка 0 означает наивысшую ставку дисконта
с удвоением той надбавки, что была сделана
к безрисковой ставке заимствования.
Рисунок № 1.”Зависимость значения коэффициента brendbeta и индекса значимости товарного знака”.
Чем сильнее товарный знак, тем выше индекс значимости товарного знака brendbeta определяется по следующей формуле:
2-0,02 х балл индекса
значимости товарного знака
Таким образом, к безрисковой ставке дисконтирования прибавляется премия за риск, рассчитанная путем умножения премии за риск на коэффициент brendbeta™, соответствующий оценке (рейтингу) товарного знака.
2) метод избыточной прибыли,
основанный на предпосылке о
том, что избыточные прибыли
3) метод освобождения от роялти. При использовании данного метода делается гипотетическое допущение, какой поток дохода мог бы генерировать оцениваемый товарный знак правообладателю, если бы был заключен лицензионный договор, или в другой трактовке - от каких платежей освобождается правообладатель в связи с тем, что ему как собственнику оцениваемого товарного знака не нужно платить роялти за право использования данного товарного знака. Роялти - это регулярные выплаты, рассчитываемые в виде процентов от выручки, получаемой в результате реализации лицензионной продукции. Владелец товарного знака может заключить лицензионный договор на его уступку, согласно которому лицензиат будет перечислять ему роялти. Построив прогноз объема выпуска продукции, защищенной товарным знаком, и применив ставку роялти, можно рассчитать доходы, которые получит в будущем владелец оцениваемого товарного знака. Текущая стоимость этих доходов будет равна стоимости оцениваемого товарного знака.
4) метод преимущества
в прибыли. Под преимуществом
в прибыли понимается
Выгоды от использования оцениваемого ТЗ определяются на основе прямого сопоставления величины, риска и времени получения денежного потока от его использования с аналогичными показателями без учета ТЗ. Ниже приведена общая формула определения стоимости ТЗ с использованием доходного подхода:
(5)
где VТЗд – стоимость ТЗ, рассчитанная на основе доходного подхода;
ΔPMi – дополнительная маржа прибыли, обусловленная наличием ТЗ, ожидаемая в i-м году;
ΔVi – дополнительный объем продаж, связанный с использованием ТЗ,
i – порядковый номер
года получения дохода от
d – ставка дисконтирования.
Одним из параметров этой формулы является ставка дисконтирования – мера стоимости денег во времени с учетом возможных рисков их неполучения. Определение рыночной стоимости ТЗ с использованием доходного подхода осуществляется при помощи дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования или владения ТЗ. В этом случае ставка дисконтирования может оцениваться различными способами, лучшим из которых является метод рыночной экстракции. Если его применение невозможно, расчеты производятся следующим образом: