Оценка стоимости товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
В некоторых случаях целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка гудвилла или деловой репутации компании. Определение стоимости гудвилла производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 163.06 Кб (Скачать файл)

В качестве показателей, характеризующих доходность прав на ТЗ как нематериальных активов, рекомендуется использовать в зависимости от целей оценки и типа определяемой стоимости либо прибыль, либо денежный поток. Каждый из этих показателей доходности обладает определенными преимуществами в конкретных ситуациях.

Денежный поток – это наиболее объективный экономический показатель, характеризующий доходность бизнеса, предприятия или конкретного актива. Обычно этот показатель рассчитывается как сумма чистого дохода и прочих периодических поступлений или выплат, увеличивающих или уменьшающих денежные средства предприятия. В качестве основной составляющей денежного потока обычно рассматривается прибыль после уплаты налогов. Денежный поток может быть рассчитан также на основе экономии затрат.

В процессе оценки стоимости ТЗ используются статистические рыночные данные для определения:

- ключевых факторов стоимости  НМА и ТЗ

- ставок роялти

- ставок капитализации  и мультипликаторов

- ставок дисконтирования.

 

II. Практическая часть.

1. Оценка рыночной стоимости товарного знака «ПроМед»

1.1 Описание объекта оценки.

Описание деятельности компании: Производственное фармацевтическое предприятие «ПроМед» (ООО «Производство Медикаментов») основано в 2008 году. В 2009 г. предприятием было разрешено Министерством Здравоохранения РФ производить, хранить и распространять лекарственные средства. В 2010 г. введен в строй новый производственный комплекс и получена действующая в настоящее время лицензия Федеральной службы в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление деятельности по производству лекарственных средств. Сегодня "ПроМед" - активно развивающийся производитель лекарственных препаратов, различных фармакологических групп, постоянно расширяющий ассортимент выпускаемой продукции. Благодаря высокому качеству и индивидуальному подходу к каждому клиенту, продукция предприятия представлена во многих регионах России. Компания успешно сотрудничает как с крупными национальными, так и с небольшими региональными дистрибьюторами. Система сбыта, построена таким образом, чтобы сделать доступной продукцию предприятия максимально широкому кругу потребителей.

Для осуществления вида деятельности, организован производственный комплекс площадью более двух тысяч квадратных метров. Созданный в соответствии с проектом производственный комплекс прошел экспертизу на соответствие ОСТу 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)».

 

1.2.Оценка рыночной стоимости исключительных прав на товарный знак «ПроМед» методом освобождения от роялти».

Выбор подходов и методов оценки зависит от доступной на момент оценки информации, необходимой для применения каждого из них.

Основываясь на доступной информации, был сделан вывод о возможности и целесообразности применения двух подходов для определения справедливой стоимости товарного знака «ПроМед»:

Доходного подхода в части метода освобождения от роялти;

Затратного подхода в части метода стоимости создания.

Отказ от использования сравнительного подхода обусловлен закрытостью финансовых условий сделок, проведенных в Российской Федерации с товарными знаками в отрасли геодезии и картографии.

При прогнозировании доходов необходимо учитывать и всевозможные риски. Для этого будет применен метод сценариев, чья сущность заключается в количественной оценке влияния рисков на результаты расчетов. Основополагающим в методе сценариев является предположение о том, что возможны три варианта развития событий по отношению к конечному результату: пессимистический (снижение объемов производства и цены на возможный рост стабильных цен на продукцию), наиболее вероятный и оптимистический (растет производство и цены на продукцию).

Для каждого сценария методом экспертных оценок определяются вероятности их осуществления в зависимости от прогнозируемых тенденций изменения ситуации на рынке. Затем на основе анализа динамики независимых переменных величин прогнозируют их значение в случае реализации каждого сценария. В конечном итоге получают три значения искомого конечного результата.

Таблица № 4.

“ Вероятность реализации сценария ”

Сценарий

Вероятность, (d)

Пессимистический

20

Оптимистический

20

Наиболее вероятный

60


 

Определение ставки дисконтирования.

Компанией «Вrand Financе» разработана особая методика расчет ставки дисконта через коэффициент BrandBeta™

Для дисконтирования потока доходов используется ставка дисконта. рассчитанная по формуле:

 

R = Rj+BrandBeta(Rm-Rj)                                      (9)

 

где       Rj – Безрисковая ставка дисконта;

Rm – среднерыночная ставка доходности.

При расчете коэффициента BrandBetaTM оценщик сначала определяет рейтинг товарного знака по специальной таблице экспертным путем.

Таблица № 5.

“ Индексы значимости товарного знака ”

Показатель

Значение, баллы

Время действия на рынке

Уровень сбыта

Доля рынка

Позиция на рынке

Уровень роста продаж

Ценовая надбавка

Эластичность цены

Маркетинговая поддержка

Эффективность рекламы

Узнаваемость товарного знака

Итого

4

6

4

8

7

10

8

6

6

6

65


 

Время действия на рынке данного ТЗ составило 4 года. Поэтому ему присваивается бальное значение равное четырем.

Уровень сбыта продукции определяется согласно двум показателям: методом сбыта продукции и широте географического обхвата. Так как компанией используется экстенсивный метод и национальный масштаб сбыта продукции, было принято решение присвоить ему бальную оценку в размере 6 баллов.

Доля рынка рассчитывается пропорционально, в зависимости от объёмов реализации продукции компании-лидера данной отрасли. Бальная оценка компании составила 4 балла.

Для определения позиции на рынке  использовалась матрица Бостонской консультативной группы. Согласно данной матрице компания была отнесена к группе звезды. Количество баллов принято равным восьми.

Так как оценке подлежит весь пакет акций полностью, ценовая надбавка принята равной 10.

Уровень маркетинговой поддержки определен путем расчета среднего значения из полученных данных таблицы.

Так как индекс значимости товарного знака является существенной величиной и равен 65 баллам, коэффициент BrandBeta был принят равным 2.

Безрисковая ставка дисконта принята на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ и составила 8,25 %.

Среднерыночная ставка доходности принимается на уровне 18,2 %

R=8,25 + 2(18,2- 8,25)=28 %.

Таблица № 6.

“ Прогнозируемая выручка”

Сценарий

Прогнозируемая выручка

2015

2016

2017

2018

2019

Оптимистический

2136000

2264160

2400010

2544010

2696651

Наиболее вероятный

3002000

3152100

3309705

3475190

3648950

Пессимистический

2340200

2433808

2531160

2632407

2737703


Таблица № 7.

“ Предполагаемая ставка роялти ”

Сценарий

Ставка роялти

Оптимистический

6%

Наиболее вероятный

5%

Пессимистический

4%


Размер ставки роялти принят исходя из данных расширенного перечня стандартных ставок роялти - в % от цены единицы продукции или от суммы продаж (объема реализации). Предприятие отнесено к фармацевтической отрасли.

Таблица № 8.

“ Предполагаемая ставка дисконта ”

Сценарий

Ставка дисконта

Оптимистический

23%

Наиболее вероятный

28%

Пессимистический

35%


 

Таблица № 9.

“ Пессимистический вариант ”

 

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Выручка

2340200

2433808

2531160

2632407

2737703

Роялти

4%

4%

4%

4%

4%

Доход

93608

97352

101246

105296

109508

Расходы

1000

1000

1000

1000

1000

ДП

92608

96352

100246

104296

108508

Фактор ТС

0,75

0,57

0,43

0,32

0,24

ТС

69630

54470

42610

33332

26074

Сумма

   

226116

   

 

Таблица № 10.

“ Наиболее вероятный вариант ”

 

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Выручка

3002000

3152100

3309705

3475190

3648950

Роялти

5%

5%

5%

5%

5%

Доход

150100

157605

165485

173760

182447

Расходы

1000

1000

1000

1000

1000

ДП

149100

156605

164485

172760

181447

Фактор ТС

0,78

0,61

0,48

0,37

0,29

ТС

116484

95584

78433

64358

52808

Сумма

   

407667

   

 

Таблица № 11.

“ Оптимистический вариант ”

 

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Выручка

2136000

2264160

2400010

2544010

2696651

Роялти

6%

6%

6%

6%

6%

Доход

128160

135850

144001

152641

161799

Расходы

2000

2000

2000

2000

2000

ДП

126160

133850

142001

150641

159799

Фактор ТС

0,81

0,66

0,54

0,44

0,36

ТС

102569

88472

76309

65815

56761

Сумма

   

389925

   

Информация о работе Оценка стоимости товарного знака