Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 04:48, курсовая работа
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
В некоторых случаях целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка гудвилла или деловой репутации компании. Определение стоимости гудвилла производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.
Стоимость товарного знака методом сценариев определяется по формуле:
Стз=Стз(пес)*dпес+ Стз(нв)*dнв+ Стз(опт)*dопт (10)
где Стз(пес)-стоимость товарного знака при расчете по пессимистическому сценарию.
dпес - вероятность реализации пессимистического сценария.
Также были рассчитаны границы доверительного интервала.
Рыночная стоимость товарного знака компании «ПроМед» в рамках метода освобождения от роялти составляет 367809 руб. (+/- 71179 руб.)
1.3.Оценка рыночной стоимости товарного знака «ПроМед» методом стоимости создания.
Ввиду отсутствия информации о фактически понесенных затратах на оплату услуг дизайнеров по разработке товарного знака, в расчетах использована информация о ставках оплаты услуг дизайнеров за данные работы в соответствии с текущими расценками.
Величина затрат на дизайн товарного знака зависти, главным образом от репутации и известности дизайнерского агентства.
В данном случае затраты на дизайн принимаются равными 130000 руб, затраты на маркетинг составили 125000 руб.
Затраты на правовую охрану товарного знака определялись в соответствии с действующими ставками оплаты услуг патентных поверенных и Положением «О пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков. Знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров», утвержденным постановлением СМ РФ от 12 августа 1993 года №793.
Затраты на оплату услуг патентного поверенного определялись на основании анализа цен на данные услуги следующих компаний:
1. Патентно-правовая компания “Велл”;
2. Патентное бюро “Бренд Альянс”;
3. Патентное бюро “Dr. Logo”;
4. Патентное бюро “RUSSIAN PATENT”;
5. Патентное бюро “GlobalPatent”;
Таблица № 12.
“ Затраты на правовую охрану (стоимость услуг патентного поверенного)”
Юридическое действие |
Гонорар |
Гос. пошлина / тариф ФИПС |
1. Проведение предварительного поиска с использованием базы данных зарегистрированных товарных знаков ФИПС Роспатента в отношении одного словесного обозначения (от количества классов не зависит) |
600 |
|
2. Проведение поиска
на тождество и сходство (7 дней): - по каждому классу свыше трех |
|
|
3. Регистрация товарного
знака по стандартной - по одному классу МКТУ* - по каждому классу свыше одного |
|
|
4. Комплекс работ по проведению ускоренной экспертизы: -ускорениеформальной экспертизы - ускорение экспертизы по существу (в зависимости от вида товарного знака и количества классов МКТУ) - ускорение выдачи свидетельства |
|
|
5. Регистрация в
Государственном реестре |
- |
10000 |
6. Продление срока ответа на запрос экспертизы, за каждый месяц: - до 6-ти месяцев с даты истечения - свыше 6-ти месяцев |
|
|
7. Внесение изменений
в материалы заявки до |
3000 |
1500 |
8. Внесение изменений в свидетельство на товарный знак |
3000 |
1500 |
9. Продление срока действия регистрации товарного знака |
5000 |
15000 |
10. Подготовка и подача заявки по Мадридскому соглашению и Протоколу |
от 15000 |
от 726 шв. фр. |
11. Регистрация лицензионного договора: - по одному товарному знаку - за каждый знак, свыше одного |
|
|
12. Регистрация договора уступки товарного знака - по одному товарному знаку - за каждый знак, свыше одного |
|
|
13.Участие в заседании Палаты по патентным спорам |
от 15000 |
от 5000 |
14. Иные услуги: повременная оплата (в час) |
2700 |
|
Итого: |
76300 |
80900 |
Итого затраты на правовую охрану: |
157200 |
Если оценка производится не в момент создания товарного знака, то все затраты необходимо привести к текущей стоимости:
ТМ Value = ∑ [Expi * FV factorI ] * (1 + d) * М * К, (11)
где ТМ Value - стоимость товарного знака;
Expi - затраты на создание и продвижение товарного знака в i-ом году;
FV factor - фактор будущей стоимости затрат, осуществленных в момент времени i в прошлом. Затраты на создание и правовую охрану товарного знака выражены в текущих ценах, в связи с чем нет необходимости рассчитывать их приведенную стоимость;
d - требуемая инвесторами
ставка доходности на
М – коэффициент масштабности использования товарного знака в зависимости от величины товарооборота.
Таблица № 13.
“ Коэффициент масштабности ”
Величина товарооборота |
Коэффициент масштабности |
до 10 тыс. долл. в месяц |
М = 1.0 |
10–50 тыс. долл. в месяц |
М = 1.2 |
50–100 тыс. долл. в месяц |
М = 1.4 |
100–500 тыс. долл. в месяц |
М = 1.6 |
500–1000 тыс. долл. в месяц |
М = 1.8 |
до 10 тыс. долл. в месяц |
М = 1.0 |
более 1 млн. долл. в месяц |
М = 2.0 |
В данном случае коэффициент масштабности принят на уровне = 1,2
КЭВ – коэффициент эстетического восприятия, его рекомендовано принимать согласно значениям, приведенным в таблице ниже.
Таблица № 14.
“ Коэффициент эстетического восприятия ”
Величина коэффициента |
Время использования, лет. |
Рейтинг |
1.3 |
При использовании более 10 лет |
Мировая известность у потребителей |
1.2 |
При использовании более 5 лет |
Широкая узнаваемость |
1.1 |
При использовании менее 5 лет |
Устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1.05 |
При использовании не менее 3 лет |
|
1 |
При использовании в течение 1 года |
Таблица № 14.
“ Расчет стоимости товарного знака методом стоимости создания ”.
Показатели |
Ед. измерения |
Значение |
Затраты |
||
Дизайн |
Руб. |
130 000 |
Правовая охрана |
Руб. |
157 200 |
Продвижение |
Руб. |
125000 |
Итого |
Руб. |
412 200 |
Корректирующие коэффициенты |
||
Эстетическое восприятие |
1,1 | |
Масштабность использования |
1,2 | |
Требуемая ставка доходности |
% |
1,28 |
Итого стоимость товарного знака |
Руб. |
696453 |
Рыночная стоимость товарного знака в рамках метода стоимости создания составляет 696453 руб.
1.4. Согласование полученных результатов.
Таблица № 15.
“ Расчет рыночной стоимости товарного знака «ПроМед».”.
Подход |
Стоимость объекта, руб. |
Весовая доля |
Рыночная стоимость |
Затратный |
696453 |
0,3 |
208936 |
Сравнительный |
- |
- |
- |
Доходный |
367809 |
0,7 |
257466 |
Итого |
466400 |
Рыночная стоимость товарного знака «ПроМед» составила 466402 рублей (четыреста шестьдесят шесть тысяч четыреста рублей).
Заключение.
По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака неуклонно растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Рыночная стоимость товарного знака может значительно превысить стоимость производственных и материальных ресурсов предприятия.
В этой связи оценка товарного знака играет все более важную роль.
Оставаясь в рамках того или иного подхода, профессиональные оценщики могут использовать один или несколько методов оценки стоимости ТЗ. Целью использования более одного приема является достижение наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения.
Любой метод определения стоимости ТЗ должен раскрывать следующие аспекты.
1.Прогнозирование денежных потоков. Стоимость активов определяется чистой приведенной стоимостью генерируемых будущих денежных потоков. Следовательно, необходимы прогнозы объема продаж, операционной прибыли, фактических сумм выплачиваемых налогов и чистых вложений в оборотный капитал и основные средства. Важно, чтобы в прогнозе учитывались только продажи с использованием оцениваемого ТЗ. Если компания имеет другие ТЗ или выпускает также однородные продукты без использования оцениваемого ТЗ, их показатели учитываться не должны.
2.Определение доли доходов, приходящихся на ТЗ. Это двухступенчатый процесс: при котором сначала определяются денежные потоки, создаваемые всеми нематериальными активами фирмы, а затем из них выделяется часть, которая может быть отнесена на долю оцениваемого ТЗ.
3.Определение ставки дисконтирования. Будущие денежные потоки необходимо дисконтировать к их текущей стоимости. За основу берется норма дисконтирования, используемая для оценки стоимости компании в целом, с учетом корректировок на дополнительные риски.
Список литературы.
1) ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ
2) Налоговый Кодекс Российской Федерации
3) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
4) Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Отчет об оценке интеллектуальной собственности. - М.: ИПО – МАОК, 2000.
5) Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Учебное пособие, 2001.
6) Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Некоторые вопросы оценки интеллектуальной собственности. 2001.
7) Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление: учебно-методическое пособие. М., 2007. - 192 с.
8) Андреев Г. И., Витчинка В.В., Смирнов С.А. Практикум по оценке интеллектуальной собственности Учебное пособие. М. 2003. 176 с.
9) Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учебное пособие. - М., 2006. -144 с.
10) Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности. М.: Экономика, 2009. – 472 с.
11) Козырев А. Н. Оценка интеллектуальной собственности. – М.: Экспертное бюро,2006.
12) Леонтьев Б.Б, Мамаджанов Х.А. Основы оценки интеллектуальной собственности в России. 2-е изд., перераб. и доп.- М, 2007. - 175 с.
13) Леонтьев Ю.Б. Техника профессиональной оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов.- М. 2005.
14) Попеско А.И. Стоимостная оценка и управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие. – М., 2004. - 384 с.
15) Пузыня Н. Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. – СПб., 2005. - 352 с.
16) Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби : Проспект, 2007.
17) Смирнов С.А. Оценка интеллектуальной
18) Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Основы оценки стоимости нематериальных активов. - М.: Феникс, 2011. -224 с.
19) Хитчнер Р. Джеймс, под научной редакцией Рутгайзера В.М. «Оценка стоимости нематериальных активов» (Главы из монографии – James R. Hitchner "Financial Valuation: Applications and Models”, 2nd edition, Inc., Hoboken, New Jersey – 2006), Изд-во ЗАО «Маросейка», М. – 2008.
20) Статья «Оценка стоимости товарного знака доходным подходом»; Журнал "Московский оценщик" №5 (30), октябрь 2004 .г