Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. Оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка») – говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности».
Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Файлы: 1 файл

курсовая сэз.docx

— 277.68 Кб (Скачать файл)

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ  В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

1.1 Экономическое содержание  свободных экономических зон

В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных  формирований есть и такие хозяйственные  структуры, которые известны как  свободные экономические зоны (СЭЗ).

СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось  недавно. Весной 1973 г. Оно было впервые  официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной  экономической зоной (или «зоной франка») – говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся за пределами  национальной таможенной территории и  потому не подвергающиеся обычному таможенному  контролю и налогообложению. Иными  словами, территория, где соблюдается  принцип «таможенной экстерриториальности».

Свободные экономические  зоны – интернациональные экономические  формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все  страны мира, включая богатые и  бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых  регионов в систему мирохозяйственных  связей.

Свободные экономические  зоны – области очень высокой  концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и  управленческого механизма[1].

Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности[2].

В общем плане функционирование СЭЗ способствует социально-экономическому развитию регионов: росту объемов  промышленной, в том числе импортозамещающей  продукции, внешней торговли; внедрению  новых и высоких технологий, привлечению  иностранных инвестиций; повышению  уровня заработной платы; увеличению занятости; формированию социальной инфраструктуры, расширению сферы услуг. Кроме того, зоны оказывают косвенное воздействие на качество и организованность труда, передаваемые из СЭЗ смежным производствам как на начальной (поставка сырья и материалов), так и заключительной стадиях производственного цикла (доработка и переработка продукта, производимого в зонах, комплектация и сборка этого продукта за пределами СЭЗ). Такое влияние тем ощутимее, чем шире деловые связи предприятий СЭЗ с предприятиями, находящимися за их пределами.

Свободные экономические  зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных  единиц, привлечения инвестиций в  создание и развитие экспортно-ориентированных  и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких  технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической  зоны[2].

Помимо названных целей  и причин создание СЭЗ увязывается  с тремя основными задачами: стимулированием  промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов  хозяйствования, полюс роста национального  хозяйства.

В то же время образование  СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или  повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную  открытость в виде специальных зон.

Все цели организации СЭЗ  могут быть реализованы при целой  системе условий, создаваемых, для  зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

- политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

- наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

-наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

-очень важным условием является природно-географическая среда;

-благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора[3, стр.13]

Важнейшим стимулятором для  развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот  или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные  льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

внешнеторговые  льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин[3, стр 14].

Свободные экономические  зоны, как весьма своеобразные экономические  образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования. К ним относятся:

Принцип управленческого  и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

Принцип конкурентных преимуществ – создание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

Принцип равноправного  партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного  поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

Принцип информативной  достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения[4, ст. 96].

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, прединвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, так как их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

 

1.2 Финансовые особенности деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах

На территории СЭЗ действует  специальный правовой режим в  СЭЗ - совокупность правовых норм, устанавливающих  особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного регулирования[2].

Специальный правовой режим  в СЭЗ устанавливается в целях:

-создания благоприятных  условий для инвестиций и развития  отдельных регионов и экономики  Республики Беларусь;

-внедрения наиболее прогрессивных  ресурсосберегающих малоотходных  и безотходных технологий;

-содействия международной  интеграции и сотрудничеству;

-гармоничного сочетания  республиканских и местных интересов,  интересов субъектов хозяйствования  и граждан.

 Основные преференции в СЭЗ:

-освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока – резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

-обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.

-освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.

-освобождены от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012, и с 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);

-освобождены от земельного налога земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 года, вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 года и не более пяти лет с указанной даты;

-финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке[7].

Особенности налогообложения  в СЭЗ не распространяются на:

-общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

-реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

-банки и страховые  организации[5].

Главными объектами функционирования СЭЗ являются резиденты СЭЗ. Резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ, и которое в своей деятельности руководствуется положением о СЭЗ, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ.

Решение о регистрации  резидента СЭЗ принимается администрацией СЭЗ. Зарегистрированному резиденту  администрация СЭЗ выдает свидетельство  о регистрации установленной  формы.

Информация о работе Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах