Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. Оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка») – говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности».
Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Файлы: 1 файл

курсовая сэз.docx

— 277.68 Кб (Скачать файл)

За участие в конкурсе на право регистрации в качестве резидента свободных экономических  зон взимается плата в размере 30 базовых величин, за регистрацию  в качестве резидента указанных  зон - в размере 50 базовых величин.

Резидент СЭЗ вправе заниматься предпринимательской деятельностью  СЭЗ на территории Республики Беларусь за пределами с соблюдением общих  правил.

СЭЗ имеет самостоятельный  бюджет, входящий в состав республиканского бюджета отдельной строкой.

Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе  производственной, транспортной и иной инфраструктур, осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который  формируется из республиканского бюджета  и других источников.

В целях финансирования инфраструктуры СЭЗ, проведения рекламно-издательской деятельности, стимулирования оплаты труда работников администрации  СЭЗ и других направлений может  создаваться фонд развития СЭЗ, управление которым осуществляется советом  фонда. Источники формирования фонда развития СЭЗ, направления его расходования, структура и полномочия совета фонда определяются в положении о фонде развития СЭЗ.

Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, а также  уполномоченным на то Советом Министров  Республики Беларусь республиканским  органом государственного управления или специальной комиссией в  порядке, установленном Советом  Министров Республики Беларусь.

При ввозе иностранных  и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением  сборов за таможенное оформление, не взимаются  и меры экономической политики не применяются.

При ввозе товаров с  территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.

При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с ее территории, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением  сборов за таможенное оформление, не взимаются  и меры экономической политики не применяются.

Администрации свободных  экономических зон выдают пропуска установленного образца на право  внеочередного въезда (входа) на территорию пунктов пропуска через Государственную  границу Республики Беларусь следующим  лицам:

-руководителям субъектов  хозяйствования и физическим  лицам, зарегистрированным в качестве  резидентов СЭЗ;

-членам иностранных делегаций,  ведущим переговоры с субъектами  хозяйствования Республики Беларусь  и заинтересованным в реализации  инвестиционных проектов на территории  СЭЗ.

Особенности проведения валютных операций на территории СЭЗ, согласно специальному режиму:

Для расчетов в СЭЗ может  использоваться национальная валюта Республики Беларусь и конвертируемая валюта иностранных  государств.

Валютные операции производятся резидентами СЭЗ через уполномоченные банки и предприятия Республики Беларусь, а в разрешенных Национальным банком случаях через банки-нерезиденты.

Резиденты СЭЗ хранят принадлежащую  им иностранную валюту на счетах в  уполномоченных банках и в своих  валютных кассах. Резиденты СЭЗ вправе открыть в Республике Беларусь не более одного текущего счета в  иностранной валюте и не более  одного специального счета в иностранной  валюте.

Расчеты в иностранной  валюте осуществляются резидентами  СЭЗ в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств.

Валютные средства должны иметь легальное происхождение  и могут быть получены законным путем  из следующих источников:

-централизованные валютные средства Республики Беларусь и валютные средства местных органов управления и самоуправления;

-валютная выручка от разрешенной деятельности;

-взносы в уставный капитал;

-кредиты в иностранной валюте, предоставляемые уполномоченными банками, а также банками-нерезидентами, другими юридическими лицами-нерезидентами, либо иные заемные и привлеченные средства в иностранной валюте;

-иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

благотворительные взносы, дары, пожертвования, иные поступления  неторгового характера.

Денежные средства, причитающиеся  к получению резидентами СЭЗ  в результате их деятельности от нерезидентов, подлежат зачислению на счета этих резидентов СЭЗ в уполномоченных банках или банках-нерезидентах.

Направление денежных средств, причитающихся резиденту СЭЗ  от резидента, для оплаты обязательств перед нерезидентами, без зачисления на счета этого резидента СЭЗ  запрещается.

Резидент СЭЗ вправе уплатить денежные средства в валюте Республики Беларусь резиденту или нерезиденту  взамен уплаты последним иностранной  валюты по обязательствам резидента  или нерезидента только при наличии  у него лицензии Национального банка  Республики Беларусь.

Резидент СЭЗ вправе уплатить денежные средства в валюте Республики Беларусь резиденту или нерезиденту  взамен принятия последним обязательств этого резидента СЭЗ в иностранной  валюте перед иным резидентом или  нерезидентом только при наличии  у него лицензии Национального банка

Резидент СЭЗ вправе направить  причитающуюся ему иностранную  валюту резиденту или нерезиденту  взамен уплачиваемой последним резиденту  СЭЗ или иному субъекту валюты Республики Беларусь только при наличии  у него разрешения (лицензии) Национального  банка[6].

Уполномоченные банки  и уполномоченные предприятия осуществляют контроль за соответствием проводимых резидентами СЭЗ валютных операций.

При совершении валютных операций резиденты СЭЗ представляют в  уполномоченные банки и уполномоченные предприятия надлежащим образом  оформленные документы, содержащие необходимую информацию о валютной операции. В случае проведения валютных операций, по которым требуются разрешения или лицензии Национального банка Республики Беларусь, резиденты СЭЗ представляют в уполномоченный банк или уполномоченное предприятие оригиналы и копии таких разрешений.

Уполномоченным банкам запрещается  получение от резидентов СЭЗ иностранной  валюты, процентов в иностранной  валюте по кредитам, предоставленным  в валюте Республики Беларусь.

Погашение основного долга  и процентов по кредитам, выданным в иностранной валюте, может производиться  в валюте Республики Беларусь или  в другой иностранной валюте, если это предусмотрено условиями  кредитного договора.

Резидент СЭЗ не вправе продлевать срок, в течение которого нерезидент обязан оплатить свои обязательства, а также каким-либо способом уменьшать  сумму обязательств нерезидента.

Перевод резидентом СЭЗ иностранной  валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться  как выполнение его обязательств по переводу иностранной валюты в  Республику Беларусь.

Расчеты между резидентами  СЭЗ могут осуществляться в любой  валюте по договоренности сторон, за исключением  иностранных валют, официальный  курс которых не установлен Национальным банком Республики Беларусь.

Уполномоченные банки, зарегистрированные администрацией СЭЗ в качестве резидентов зоны, осуществляют валютные операции в порядке, определенном для всех уполномоченных банков[2].

Все расчеты по операциям  между резидентами СЭЗ и нерезидентами  осуществляются в свободно конвертируемой валюте, расчеты в иных иностранных  валютах производятся, если это предусмотрено  межправительственными соглашениями или соглашениями между Национальными  банками сторон, осуществляющих расчеты.

Расчеты между резидентами  СЭЗ и нерезидентами в валюте Республики Беларусь могут осуществляться, если это предусмотрено межправительственными  соглашениями или соглашениями между  Национальными банками сторон, осуществляющих расчеты[2].

Расчеты в валюте Республики Беларусь с субъектами хозяйствования государств, с которыми не заключены  межправительственные соглашения или  соглашения между Национальными  банками об использовании в расчетах валюты Республики Беларусь, запрещаются.

Расчеты между резидентами  СЭЗ и нерезидентами по операциям  с государственными ценными бумагами Республики Беларусь и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, номинированными в валюте Республики Беларусь, производятся только в валюте Республики Беларусь.

В отношениях между резидентами  СЭЗ, между резидентами СЭЗ и  иными резидентами Республики Беларусь валюта Республики Беларусь принимается  без ограничений в оплату любых  требований и обязательств, в ней  выраженных, а также может приниматься  в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте[2].

Резидент СЭЗ может  использовать для платежа по своим  обязательствам перед иным резидентом, а этот резидент получить от резидента  СЭЗ в оплату своих требований любую иностранную валюту, официальный  курс которой установлен Национальным банком.

Резидент Республики Беларусь, не являющийся резидентом СЭЗ, вправе осуществить оплату требований резидента  СЭЗ иностранной валютой, официальный  курс которой установлен Национальным банком Республики Беларусь. Открытие текущих и иных счетов и совершение по ним операций за границей резидентами  СЭЗ осуществляется только при наличии  разрешения Национального банка[2].

Национальный банк Республики Беларусь рассматривает заявления  на выдачу разрешения на открытие счета  резидентом СЭЗ за границей с учетом специфики проведения конкретных валютных операций и при невозможности  открытия такого счета в уполномоченных банках Республики Беларусь.

Резиденты СЭЗ, которым было разрешено размещать средства на счетах за пределами Республики Беларусь, обязаны представлять отчетность по установленной форме[6].

Все сделки купли-продажи  и конверсии иностранной валюты осуществляются резидентами СЭЗ  только при посредстве уполномоченных банков. Такие сделки заключаются  уполномоченным банком по поручению  резидента СЭЗ на торгах Межбанковской  валютной биржи либо на внебиржевом  рынке.

Для покупки иностранной  валюты резидент СЭЗ представляет в  уполномоченный банк, при посредстве которого; будет проводиться покупка  иностранной валюты, заявку.

Резиденты СЭЗ вправе покупать иностранную валюту без предварительного декларирования целей ее дальнейшего  использования. Купленная валюта подлежит обязательному зачислению на специальный  счет.

Использование купленной  иностранной валюты может осуществляться только на следующие цели:

-для проведения расчетов с нерезидентами Республики Беларусь;

-для осуществления платежей по выплате процентов и основного долга по кредитам;

-для оплаты расходов, связанных с направлением работников в зарубежные командировки и обучением специалистов за пределами Республики Беларусь;

-для формирования за счет чистой прибыли страховыми компаниями-резидентами СЭЗ фонда в иностранной валюте для осуществления страхования в иностранной валюте;

для осуществления дилинговых операций с безналичной иностранной  валютой небанковскими финансовыми организациями-резидентами СЭЗ[2].

Использование приобретенной  иностранной валюты на иные цели допускается  только с разрешения Национального  банка Республики Беларусь.

Для использования купленной  валюты резидент СЭЗ в обязательном порядке представляет в уполномоченный банк копии документов, подтверждающих правомерность использования купленной иностранной валюты[2].

Резидент СЭЗ вправе продать  ранее купленную иностранную  валюту, находящуюся на специальном  счете, на внутреннем валютном рынке  Республики Беларусь.

Валютные операции, связанные  с движением капитала, осуществляются резидентами СЭЗ при наличии  у них разрешения Национального  банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь выдает разрешения резидентам СЭЗ проводить операции по получению отсрочки платежа по импорту и экспорту товаров, работ, услуг на срок, превышающий 180 дней[2].

Таким образом, были освещены все аспекты специального правового  режима СЭЗ, главным образом особенности  деятельности юридических лиц(резидентов СЭЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 2.1 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности резидентов СЭЗ в Беларуси

 

Свободные экономические  зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.

Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся  странах, важное место занимают свободные  экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной  из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных  инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в  Беларуси.

Информация о работе Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах