Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. Оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка») – говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности».
Свободные экономические зоны – интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Файлы: 1 файл

курсовая сэз.docx

— 277.68 Кб (Скачать файл)

Резиденты СЭЗ привлекли  иностранных инвестиций на сумму  около $11 млн., в том числе $7,1 млн. прямых инвестиций. В структуре прямых инвестиций почти 72% приходится на реинвестирование прибыли иностранных инвесторов в развитие действующих производств.

Объем производства промышленной продукции на предприятиях-резидентах составил Br220 млрд. Около 50% общего объема производства составила импортозамещающая  продукция, всего в программу  импортозамещения включены 14 предприятий-резидентов СЭЗ "Витебск". Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила Br222,6 млрд. Резидентами получена чистая прибыль в размере Br11,4 млрд., в бюджет и внебюджетные фонды перечислено Br17 млрд. налогов, сборов и платежей.

Как мы видим на диаграмме и как уже оговаривалось выше, в 2011 объемы экспорта  импорта значительно увеличились.

    

            Рисунок 4-Внешнеторговые операции

  Источник: собственная разработка на основе источника[11]

 

Следует перевести данные в сопоставимый вид и проанализировать темп роста и прироста.

 

        Таблица 2.3-Темп роста и прироста экспорта и импорта 

 

Темп роста 2011г. по сравнению с 2010г.(млрд руб)*

%

Темп прироста 2011г. по сранению с 2010г.(млрд руб)*

%

 

Экспорт

76

-24

Импорт

81

-19


 

          Примечание. Источник : собственная разработка

 

В случае с внешнеторговыми  операциями(экспортом и импортом) динамика более положительная. Темп роста экспорта СЭЗ «Витебск» в 2011 году по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах составил 76%,но доля импорта все же выше и составляет 81%.Это не плохо, но тем не менее нужно увеличивать доля экспорта.

Далее рассмотрим структуру  реализации продукции. Наглядно структура  представлена на диаграмме.


 

         

 

 

 

 

 

 

 

         Рисунок 5-Структура реализации продукции, работ услуг

           Источник: собственная разработка на основе источника[11]

 

Как мы видим на диаграмме, абсолютное изменение структуры  реализации продукции, работ, услуг  в период с 2010 по 2011 год составило 1391,3 млрд.,это в 2,6 раза больше чем в 2010 году. Несмотря на очень значительное увеличение объема реализации, уменьшился удельный вес объема реализации за пределы Республики Беларусь на 2,5%. 
Рассмотрим эти показатели в сопоставимом виде.

 

Таблица 2.4-Темп роста и  прироста объема реализации продукции, работ, услуг

 

 

Темп роста 2011г. по сравнению с 2010г.(млрд руб)*

%

Темп прироста 2011г. по сранению с 2010г.(млрд руб)*

%

 

Объем реализации продукции, работ ,услуг

127

27


   

         Примечание. Источник: собственная разработка

Как мы видим, даже в сопоставимом виде темп роста объема реализации составил 127%, тем прироста, соответственно, 27%.Это говорит о том, что в 2011 году произошел большой скачек. 
Как итог анализа, следует сделать вывод что работа СЭЗ «Витебск» с даты ее основания значительно прогрессирует, и уже к нашему времени достигает высоких показателей. Об этом свидетельствуют высокое количество инвестиционных проектов с такими странами как Россия, Польша, США, Великобритания, Израиль, Болгария и многими другими. Как уже упоминалось ранее, количество вложений с каждый годом растет, так как наблюдается благоприятный инвестиционный климат для инвесторов. Так же в экспорте и импорте наблюдается положительная динамика, но нужно стремится к повышению экспорта. Что касается реализации продукции, работ, услуг, наблюдается огромный скачек вверх, в 2011 году объем реализации вырос в 2,6 раза , и это достаточно существенный показатель в деятельности СЭЗ. Хотя СЭЗ не до конца развиты и успешны в Республике Беларусь, их дальнейшее развитие  непременно приведет к решению, большей части проблем, а, значит, и к улучшению экономического положения в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Свободны экономические  зоны являются одним из способов вовлечения национальной экономики в систему международного разделения труда и мировых торгово-финансовых потоков[12].

Создание СЭЗ способствуют благоприятным условиям экономического развития региона, привлечению в  хозяйственный процесс дополнительных иностранных инвестиций, развитию экспортной и импортозамещающей базы на основе новейших технологий. Актуальность этих вопросов для Республики Беларусь связана  с тем, что экономика СЭЗ имеет  высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и  инвестиционный режимы благоприятны для  внутренних и внешних инвестиций.

Приоритетным направлением развития СЭЗ на ближайшее время  является создание предприятий в  сфере высоких технологий, фармацевтической, автомобильной, электронной и машиностроительной отраслях промышленности. Наиболее перспективным  считается привлечение инвестиций для организации экспортного  и импортозамещающего производства[13].

Республика Беларусь привлекательная  для иностранных инвесторов:

-высокий уровень производственного  потенциала;

-высокий уровень образованности  и квалификации рабочей силы;

-научно-технический потенциал  страны;

-выгодное географическое  положение;

Приоритетные инвестиционные направления  Республики Беларусь представлены на рисунке 6:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6-Приоритетные инвестиционные направления

Источник: собственная разработка на основе источника[11]

 

Как мы видим из рисунка, самыми приоритетными направлениями для инвестирования являются машиностроение, стройматериалы, химическая промышленность, деревообработка.

Для повышения эффективности  функционирования СЭЗ, а также их привлекательности для инвесторов, упорядочения предоставляемых льгот  предлогаюся следующие меры:

1.  Формирование на  республиканском уровне чёткой  концепции в области развития  СЭЗ, учитывающей как общегосударственные  интересы, так и региональные  позволит определить приоритетные  виды деятельности (например, выпуск  экологически чистой продукции,  развитие высокотехнологичных производств,  переработка техногенных и твёрдых  бытовых отходов и др.);

2.  Разработка в каждой  СЭЗ Комплексных программ развития, в которых были бы четко  указаны задачи и цели, этапы  становления, приоритетные отрасли,  объем инвестиций и источники  их привлечения в свободные  зоны, с учетом специфики развития  региона

3.  Разработка механизма  защиты внутреннего рынка позволит  не допустить использование резидентами  зоны льготного статуса в конкурентной  борьбе с национальными производителями;

4.  Создание условий  для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых  компаний и других финансовых  посредников. Данная мера позволит  обеспечить доступ резидентов  к финансовому (в том числе  и иностранному) капиталу. К таким  условиям можно отнести решение  вопросов создания обязательных  резервов банков, минимального размера  уставного капитала, соотношение  собственных и привлеченных средств  банков и т. д

Так же для эффективного функционирования СЭЗ в Республике Беларусь необходимы постоянные наблюдения в режиме мониторинга и комплексный анализ СЭЗ, позволяющие выявлять особенности функционирования СЭЗ на каждом из этапов жизненного цикла, вырабатывать методические положения по совершенствованию деятельности СЭЗ и рекомендации по их реализации .

Методика комплексного анализа СЭЗ включает оценку эффективности создания СЭЗ и рисков, возникающих при ее проектировании, создании и функционировании, проверку соблюдения производственного, инвестиционного, налогового и таможенного режимов в зоне, расчет эффективности функционирования резидентов СЭЗ.

 

 


Информация о работе Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в свободных экономических зонах