Введение. В Российской
Федерации создание и функционирование
коммерческих банков, правовое регулирование банковской
деятельности основывается на Федеральном
Законе "О банках и банковской деятельности",
Федеральном Законе "О Центральном
банке Российской Федерации", Конституции
РФ и других Федеральных Законах, нормативных
актах Банка России.
В настоящее время коммерческие банки представляют
собой один из важнейших элементов национальной
экономики. Коммерческие банки действуют
на основании Устава, который принимается
его участниками.
Место прохождения производственной
практики – отдел кредитования Саратовского
филиала ОАО КБ «Мастер-Банк».
Основной целью производственной практики
является закрепление, расширение и систематизация
знаний, полученных в процессе обучения,
приобретение профессиональных навыков,
необходимых для последующего выполнения
должностных обязанностей.
1. Общая характеристика предприятия.
ОАО «Мастер-Банк» работает с 1992 года.
На сегодняшний день, Мастер-Банк – это
универсальный банк, который предоставляет
множество услуг при обслуживании и корпоративных
клиентов, и частных лиц. Его уставной
капитал на 17.10. 2011 года составлял 3 392 545
тыс. рублей.
С момента основания банк сформировал
большую сеть дополнительных офисов
и филиалов, сконцентрированных
в самых перспективных и выгодных экономических
регионах России – Центральном, Сибирском,
Северо – Западном и Южном федеральных
округах.
Мастер-Банк имеет очень широкую
сеть банкоматов в стране. Их количество
равняется 3000 штукам, 800 из них — банкоматы
с возможность проведения операций не
только в рублях, но и в валютах других
стран (долларах США, евро, японских иенах
и многих других)
Банк есть членом международных
платежных систем VISA International и MasterCard
International.
Мастер-Банк также сформировал
достаточно обширную корреспондентскую
сеть, состоящую из ведущих банков Америки,
Европы и стран СНГ. О международном признании
говорит и полученная банком престижная
награда International Star for Leadership in Quality за успехи
в бизнесе.
- Предприятие (организация) как открытая система. В данном разделе студент
должен в виде схемы показать модель анализируемого
предприятия (организации) как открытой
системы, т.е. сформировать входы в систему,
преобразовательные процессы и выходы
из системы. Целесообразно оценить экономический
потенциал рассматриваемого предприятия
(организации), т.е. показать состав персонала
(человеческий капитал), структуру основного
и оборотного капитала, информационное
обеспечение предприятия.
При оценке информационной системы
предприятия целесообразно охарактеризовать
внутренние и внешние каналы передачи
информации на предприятии. Виды информации
используемые предприятием: плановая,
контрольная, учетная, аналитическая.
Материально-техническая база информационной
деятельности на предприятии: применяемые
технические средства сбора, накопления,
обработки и передача информации: автоматизированная
обработка и выдача текстовой информации;
программное обеспечение, создание использование
банков данных; обеспечение копировальными
устройствами, телексами, всеми средствами
связи и коммуникацией.
- Организационная структура управления предприятием (организацией).
. Содержание
и структура системы органов
внутреннего контроля.
2.1. Внутренний
контроль в соответствии с
полномочиями, определенными Уставом
и внутренними документами Банка, осуществляют:
2.1.1. органы управления
Банка: Общее собрание акционеров,
Совет директоров Банка, Правление
Банка, Председатель Правления
Банка;
2.1.2. ревизионная комиссия (ревизор);
2.1.3. главный бухгалтер (его заместители);
2.1.4. руководитель (его заместители)
и главный бухгалтер (его заместители)
филиалов Банка;
2.1.5. подразделения
и сотрудники Банка, осуществляющие
внутренний контроль в соответствии
с полномочиями, определяемыми внутренними документами Банка, включая:
2.1.5.1. Управление
внутреннего контроля, осуществляющее
деятельность в соответствии
с утвержденным Советом директоров
Положением об Управлении внутреннего
контроля;
2.1.5.2. ответственного
сотрудника по противодействию
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию
терроризма.
2.1.5.3. иные структурные
подразделения и (или) ответственные
сотрудники Банка, не включенные
в состав Управления внутреннего
контроля, полномочия которых
определены внутренними документами Банка,
к которым относятся:
- контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник, осуществляющий проверку соответствия деятельности Банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- ответственный сотрудник по правовым вопросам – сотрудник, отвечающий за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций при осуществлении Банком деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, Устава и внутренних документов Банка.
- 3. Порядок и процедуры осуществления внутреннего контроля
- 3.1. Процедуры осуществления внутреннего контроля Банка включают в себя реализацию следующих направлений системы внутреннего контроля:
- 3.1.1. контроль со стороны органов управления Банка за организацией деятельности Банка;
- 3.1.2. контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
- 3.1.3. контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
- 3.1.4. контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
- 3.1.5. мониторинг системы внутреннего контроля — постоянное наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности Банка, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля Банка.
- 3.2. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается
внутренними документами Банка.
- 4. Контроль со стороны органов управления Банка за организацией деятельности Банка
- Органы управления Банка обеспечивают принятие внутренних документов по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля, предусмотренным нормативными актами Банка России, а также по иным вопросам, которые Банк сочтет необходимыми с учетом условий деятельности, включая, в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.
- По решению органов управления Банка может быть принято решение о проведении Управлением внутреннего контроля внеплановой проверки структурного подразделения Банка.
- Органы управления Банка обязаны исключить в процессе осуществления своей деятельности принятие правил и/или осуществление практики, которые могут стимулировать совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, целям внутреннего контроля.
- В целях осуществления внутреннего контроля органы управления Банка принимают решения по следующим вопросам:
- 4.1. Совет директоров:
- 4.1.1. создание и обеспечение функционирования эффективного внутреннего контроля;
- 4.1.2. регулярное рассмотрение эффективности внутреннего контроля и обсуждение с Правлением и Председателем Правления вопросов организации
внутреннего контроля и мер по повышению
его эффективности;
- 4.1.3. рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных Правлением и Председателем Правления, Управлением внутреннего контроля, ответственным сотрудником (структурным
подразделением) по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, иными
структурными подразделениями и аудитором
Банка;
- 4.1.4. принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение Правлением
и Председателем Правления рекомендаций
и замечаний Управления внутреннего контроля,
аудитора и надзорных органов;
- 4.1.5. своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности Банка в случае их изменения;
- 4.1.6. установление порядка выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов, проверка должностных обязанности руководителей Банка, главного бухгалтера, их заместителей с тем, чтобы исключить возможность сокрытия ими противоправных
действий;
- 4.1.7. осуществление непосредственного контроля и руководства за деятельностью Управления внутреннего контроля;
- 4.1.8. утверждение планов проверок Управления внутреннего контроля и назначение внеплановых проверок участков деятельности Банка;
- 4.1.9. рассмотрение и утверждение раз в полгода отчета Управления внутреннего контроля;
- 4.1.10. принятие решения о предоставлении в распоряжение независимых аудиторов документов о проведенных проверках и рабочих материалов Управления внутреннего контроля.
. Контроль
за управлением информационными
потоками (получением и передачей
информации) и обеспечением информационной
безопасности.
7.1. Информация по направлениям деятельности
Банка должна быть своевременной, надежной,
доступной и правильно оформленной.
Информация о Банке
состоит из сведений о деятельности
Банка и его результатах, данных
о соблюдении установленных
требований нормативных
правовых актов,
стандартов саморегулируемых организаций
при осуществлении деятельности в качестве
профессионального участника рынка ценных
бумаг, Устава и внутренних документов
Банка, а также из сведений о событиях
и условиях, имеющих отношение к принятию
решений.
Информация представляется
по форме, установленной законодательством с учетом потребностей
конкретного получателя (органов управления
Банка, подразделений, сотрудников Банка).
7.2. Порядок контроля за управлением информационными
потоками (получением и передачей информации)
и обеспечением информационной безопасности
устанавливается внутренними документами
Банка с учетом положений настоящего Порядка
и распространяется на все направления
его деятельности.
7.3. Внутренний контроль
за автоматизированными
информационными системами
и техническими средствами состоит из
общего контроля и программного контроля:
- общий контроль автоматизированных информационных систем предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы;
- общий контроль состоит из осуществляемых Банком процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью
физического доступа;
- программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).
7.4. Банк устанавливает
правила управления информационной деятельностью,
включая порядок защиты от несанкционированного доступа
и распространения конфиденциальной информации,
а также от использования конфиденциальной
информации в личных целях.
7.5. Банк разрабатывает планы
действий на случай
непредвиденных обстоятельств
с использованием дублирующих (резервных)
автоматизированных систем и (или) устройств,
включая восстановление критических
для деятельности
Банка систем, поддерживаемых
внешним поставщиком (провайдером) услуг.
Порядок проверки этих планов в части
их выполнимости в случаях
возникновения непредвиденных
обстоятельств, а также
перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются
планы действий, определены внутренними
документами Банка.
Контроль
за распределением полномочий
при совершении банковских операций и
других сделок.
6.1. Порядок распределения
полномочий между подразделениями
и сотрудниками при совершении банковских
операций и других сделок устанавливается
внутренними документами Банка и включает,
в том числе такие формы (способы) контроля,
как:
- проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
- ежедневный контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им сотрудников;
- материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных бумаг в документарной форме и т.п.), разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;
- поверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок
путем получения соответствующих
отчетов и сверки с
данными первичных документов;
6.1.5. согласование с соответствующими
руководителями структурных подразделений
порядка совершения банковских операций
и других сделок, превышающих
установленные лимиты; доведение
руководителями структурных подразделений указанной информации до сведения органов
управления Банка, а также надлежащее
отражение указанных операций и сделок
в бухгалтерском учете и отчетности;
6.1.6. проверка соблюдения порядка совершения
(процедур) банковских операций и других
сделок, выверка счетов, информирование
соответствующих руководителей
Банка (его подразделений) о
выявленных нарушениях, ошибках и недостатках;
6.1.7. обеспечение распределения
должностных обязанностей
сотрудников Банка таким
образом, чтобы исключить конфликт интересов
(противоречие между имущественными и
иными интересами Банка и (или)
его сотрудников и (или) клиентов,
которое может повлечь за собой неблагоприятные
последствия для Банка и (или) его
клиентов) и условия его возникновения,
совершение преступлений
и осуществление иных
противоправных действий при
совершении банковских операций и других сделок,
а также предоставление одному и тому
же подразделению или сотруднику права:
- совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учете;
- санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;
- проводить операции по счетам клиентов Банка и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность Банка;
- предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам Банка и совершать операции с теми же клиентами;
- оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;
- совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.
6.2. В Банке установлен
порядок выявления и контроля
за областями потенциального
конфликта интересов, проверки
должностных обязанностей сотрудников,
занимающих должности, предусмотренные частью 3
статьи 11.1 Федерального закона «О банках
и банковской деятельности» от 02 декабря
1990г. №395-1, а также иных сотрудников Банка,
с тем, чтобы исключить возможность сокрытия
ими противоправных действий.
7. Контроль
за управлением информационными
потоками (получением и передачей информации)
и обеспечением информационной безопасности.
7.1. Информация по направлениям деятельности
Банка должна быть своевременной, надежной,
доступной и правильно оформленной.
Информация о Банке состоит из сведений о деятельности
Банка и его результатах, данных о соблюдении
установленных требований
нормативных правовых
актов, стандартов саморегулируемых
организаций при осуществлении деятельности
в качестве профессионального участника
рынка ценных бумаг, Устава и внутренних
документов Банка, а также из сведений
о событиях и условиях, имеющих отношение
к принятию решений.