Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 11:44, отчет по практике
В данной работе будет рассматриваться деятельность потребительских кооперативов (потребительских обществ).
Введение 2
1 Среда функционирования организаций системы потребительской кооперации 5
1.1 Понятие внешней и внутренней среды деятельности кооперативных организаций 5
1.2 Социально – экономические показатели района деятельности кооперативных организаций и их характеристика (маркетинговые исследования) 9
1.3 Причины снижения конкурентоспособности 13
2 Экономическая характеристика предприятия 18
2.1 Общая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ финансового состояния организации 20
2.3 Анализ конкурентоспособности Оршанского Райпо 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Покупателями является обслуживаемое население, которое постоянно или временно проживает в зоне деятельности торговых организаций. Основными характеристиками покупателей являются географическое местоположение, пол, возраст, образование, сфера деятельности их статус стиль поведения, привычки, традиции и т.п.
Конкуренты, это те субъекты хозяйствования с которыми торговые организации борются за ресурсы внешней среды. К ним относятся:
-внутрисистемные конкуренты – торговые объекты системы потребительской кооперации, реализующие аналогичный товар;
-внутриотраслевые конкуренты – субъекты хозяйствования, которые осуществляют аналогичную деятельность (торговые объекты других торговых систем), индивидуальные предприниматели и др.);
-потенциальные конкуренты, то есть те, которые могут выйти на потребительский рынок.
Кроме внешней среды результативность деятельности потребительского общества зависит от внутренней организации, то есть внутренней среды.
Внутренняя среда – это совокупность условий и системы взаимосвязи подразделений субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды торговых организаций являются структура, материальные ресурсы, которые преимущественно поступают из внешней среды для последующего преобразования в товары и услуги. Каждая организация потребительской кооперации самостоятельно определяет оптимальную потребность в совокупных ресурсах, а разрезе отдельных их видов, а также решает задачи по эффективному их использованию.
1.2. Социально – экономические показатели района деятельности кооперативных организаций и их характеристика (маркетинговые исследования)
Состояние внешней и внутренней среды характеризуется рядом социально – экономических показателей, которые широко используются в ходе принятия решений, а также при анализе и планировании кооперативными организациями своей хозяйственной деятельности.
Исходя из предназначения торговых организаций системы потребительской кооперации и выполняемых функций, одним из важных показателей, характеризующих внешнюю среду, является численность обслуживаемого населения.
Численный состав отдельных населенных пунктов предопределяет размещение розничной торговой сети и предприятий общественного питания, является основой для расчета потребности товаров, а данные о половозрастном составе используются для составления заказов по внутригрупповому ассортименту. Изменения численности и состава обслуживаемого населения отражаются на общем объеме розничного товарооборота, а также обусловливают существенные сдвиги в его структуре.
Как и всякая сложная система, обслуживаемое население – политструктурно. Оно может быть описано несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. Наиболее важными с точки зрения формирования спроса представляются следующие структуры обслуживаемого населения:
поселенческая структура (урбанистическая), которая отражает распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров, в первую очередь по городским и сельским поселениям;
демографическая структура, характеризующая распределение обслуживаемого населения по полу и возрасту (половозрастная структура), а также по семьям разного состава и размера (семейная структура);
социальная структура, предполагающая распределение населения по социальным группам (слоям);
образовательно – квалификационная структура, представляющая собой распределение населения по национальностям (по этнической принадлежности).
Целесообразно выделять и такую характеристику населения, как рыночный менталитет, который в полной мере присущ жителям стран с развитой рыночной экономикой и характеризует круг их интересов и норм поведения, что является факторами распределения спроса.
Вторым важным показателем, определяющим объем и структуру товарооборота и тесно связанным с численностью обслуживаемого населения, являются денежные доходы. Их рост влечет существенные изменения покупательского спроса. Так, в условиях стабильного развития экономики с ростом денежных доходов населения увеличивается доля расходов на покупку непродовольственных товаров и соответственно уменьшается доля расходов на покупку продовольственных товаров. Кроме того, рост денежных доходов приводит к существенным структурным сдвигам внутри продовольственных и непродовольственных товарных групп. Как правило, с ростом денежных доходов увеличивается реализация более дорогих продуктов питания (мяса и мясопродуктов, молочных продуктов, кондитерских изделий и т.д.) при одновременном снижении объемов продажи хлеба, картофеля и т.д. В группе непродовольственных товаров растет доля расходов на электротовары, сложную бытовую технику, мебель и др.
Из общей суммы денежных доходов население оплачивает коммунальные услуги, бытовые транспортные, образовательные услуги, услуги связи, путевки в оздоровительные учреждения и др. Поэтому особый интерес для торговых организаций системы потребительской кооперации представляет информация о покупательных фондах населения, то есть, той части денежных доходов, которая используется непосредственно на покупку товаров. Данный показатель расчетный и определяется на основе баланса денежных доходов и расходов населения.
С развитием многообразия форм собственности в районе деятельности организации потребительской кооперации торговое обслуживание населения осуществляется и через торговые объекты других торговых систем, индивидуальных предпринимателей и т.д. Поэтому для определения своих конкурентных позиций на рынке кооперативные организации должны систематически изучать и обобщать данные о развитии торговли в регионе (количество торговых объектов, численности индивидуальных предпринимателей, розничном товарообороте района деятельности, его структуре и др.).
На развитие торговых организаций потребительской кооперации в значительной степени оказывает влияние промышленный потенциал региона. В этой связи объектом постоянного внимания экономических служб кооперативных организаций должна стать деятельность местной промышленности. Объемы производства товаров народного потребления, их номенклатура и ассортимент, перспективы развития должны учитываться при расчете товарного обеспечения плана розничного товарооборота. С учетом того, что система потребительской кооперации обслуживает преимущественно сельское население, деятельность кооперативных организаций во многом зависит от состояния, направлений и перспектив развития сельского хозяйства района. Размер посевных площадей в целом и по видам сельскохозяйственных культур, урожайность, поголовье скота по видам и его продуктивность – основные показатели, характеризующие деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), коллективных сельскохозяйственных унитарных предприятий (КСУП), фермерских крестьянских хозяйств. Изучение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции позволяет рассчитать товарные ресурсы региона, определить возможность ее продажи через потребительскую кооперацию на территории района и за его пределами.
Для результативного изучения основных социально – экономических показателей района деятельности в кооперативных организациях должна быть создана специальная система их отслеживания (мониторинг).
На практике данные функции возложены на экономистов, которые обеспечивают необходимыми данными все заинтересованные службы райпо. Постоянное изучение и систематизация отчетных данных, а также знание перспектив развития экономики района позволит кооперативным организациям учитывать влияние факторов внешней среды и повысить обоснованность расчетов плановых заданий.
1.3 Причины снижения конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации в настоящее время очень низок. Особенно это видно по предприятиям потребительской кооперации государственной формы собственности, то есть райпо.
Если ранее эти предприятия были монополистами на этом рынке по приему сельскохозяйственной продукции, то теперь на рынке присутствуют предприятия частные, которые оттесняют государственные с их неповоротливой и затратной системой обслуживания населения на селе. Торговые точки в сельской местности зачастую не окупают своих затрат, что приводит к общей убыточности предприятий потребительской кооперации. Исследования показали, что причины убыточной деятельности потребительских обществ и их союзов заключаются в следующем:
1. Некомпетентность руководителей.
2. Слабая экономическая подготовка специалистов.
3. Неэффективная организационная структура.
4. Недостаточно эффективное управление финансами.
5. Низкий уровень маркетинга.
6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.
Далее мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
1. Некомпетентность руководителей.
За 166 лет своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения их квалификации. Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем умение управлять коллективом.
С возникновением конкурентной среды выяснилось, что многие руководители оказались неспособны экономически грамотно управлять сложным кооперативным хозяйством.
2. Слабая экономическая подготовка специалистов.
Слабая экономическая подготовка специалистов в отдельных кооперативных организациях и предприятиях часто не позволяет наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятия на внутренний хозрасчет, обеспечить финансовую устойчивость.
Аналитическая работа, особенно маркетинговый анализ внешней среды, как основного фактора, действующего на эффективность работы предприятия должна проводиться грамотно и постоянно. Тогда своевременно выявленные резервы повышения эффективности роста работы предприятия могут быть вовремя обнаружены и задействованы.
3. Неэффективная организационная структура.
Одна из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.
Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.
4. Недостаточно эффективное управление финансами.
Многие причины убыточности кооперативных организаций и предприятий кроются в неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Перечислим основные из них:
-несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами;
-бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами;
-ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребсоюзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции;
-наличие дебиторской задолженности в больших объемах.
Это прямое отвлечение финансовых ресурсов, что при недостатке собственных оборотных средств значительно снижает эффективность хозяйственно-финансовой деятельности;
-завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала (более 90% практически во всех обследованных потребсоюзах).
Рост добавочного капитала произошел в результате проведенной переоценки основных фондов, при которой в большинстве предприятий применялись среднегрупповые коэффициенты пересчета. Завышение стоимости основных фондов не только повлекло за собой искажения в оценке в финансового состояния предприятий, но и увеличение налогооблагаемой базы.
-отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.
-неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. В сельской местности эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах. Неравновыгодные отношения выражаются и в том, что банки, жестко наказывая клиентов за просрочку платежей, сами не несут материальной ответственности за нарушение сроков оборота денег, задержку расчетов. Все это и главное — высокая стоимость кредитов, привели к сокращению спроса на них, оседанию в торговой сети наличных денег, взаимному кредитованию, закупкам товаров за наличный расчет.
Информация о работе Отчет по производственной практике в Оршанском Райпо