Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем мотивации и перспектив совершенствования.
Для наиболее успешного решения поставленной цели данной работы – исследования методов мотивации и их особенностей – предстоит решить следующие задачи:
1) формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
2) обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения;
3) формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Мотивация персонала: теоретические основы………………………………...5
1.1 Понятие мотивации……………………………………………………..…………..5
1.2Методы мотивирования персонала…………………………………………………9
1.3 Материальные потребности как основа мотивации…………………….……….14
Глава 2 Анализ УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска………………………………………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика…………………………………………………………….17
2.2 Анализ персонала УПФ РФ в городе Иркутске ……………………..................23
2.3 Анализ эффективности мотивации труда…………...…………………………...25
Глава 3 Перспективные направления мотивации работников УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска…………………………..28
3.1 Мотивационные факторы в работе государственного служащего..................28
3.2 Мои предложения по совершенствованию мотивирования в организации….33
Заключение………………………………………………………………………………38
Список нормативно-правовых актов и литературы………
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.[3]
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось, кроме
экономических (материальных) способов
мотивации существуют не экономические,
а именно: организационные и морально-
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
Морально-психологические
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов,
рост роли экономических методов
управления в России связан, прежде
всего, с формированием и
Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования.
Методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Первоначальная концепция. Метод «Кнута
и пряника»
Метод «Кнута и пряника» является сомой
первой концепцией мотивации, она возникла
в глубокой древности, и просуществовала
на протяжении всей истории развития человека.
Основной смысл этого метода раскрывается
в его названии: за выполненную работу
человек получает вознаграждение (в древности
еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную
- наказание(телесные наказания, выговор,
лишение премии, лишение зарплаты). Этот
метод малоэффективен в современных условия,
так как:
1) не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации;
2) моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.[27]
Содержательные теории мотивации.
В процессе развития правители и управленцы
стали замечать, что материальные факторы
уже не так сильно мотивируют работников.
Изучение потребностей человека привело
к появлению теорий в основе которых лежит
утверждение, что главным мотивирующим
фактором является не материальный, а
психологический. Первая такая теория
связана с именем Элтона Мэйо (1880- 1945), американским социолого
путь к установлению «мира в промышленности».[27]
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Человек, как и мир, который его окружает, материален. И только этот факт предопределяет достаточно большое количество проблем, которыми озабочен человек. В совокупности эти проблемы называются проблемами существования и жизнедеятельности. Человеку, чтобы сохранить свою жизнь, приходится противостоять природным катаклизмам, общественным рядовым и чрезвычайным происшествиям, естественному ходу процессов, и т.д.
Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными в материальной форме. Даже нематериальные блага ценятся людьми лишь в том случае, если они потенциально способны конвертироваться в материальные блага (почет – в льготы на получение материальных благ, свободное время, результаты интеллектуального труда – в деньги, звания, должности – в возможности получения благ, и т.д.).
Давайте представим себе такую гиперболу: что мы получим, если человека лишить всех материальных благ, которые ему необходимы для поддержания своей жизнедеятельности? Больной, умирающий от нужды и голода человек, по всей видимости, не способен на полет мысли, на творческий порыв, на развитие. У него объективно нет для этого физических сил, и противостоять внешним разрушающим силам он не сможет. Тем самым ставится под вопрос само дальнейшее существование человека.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что материальные потребности являются базовыми, и именно вокруг них должно строиться сложное здание мотивационного комплекса.
В терминах теории мотивации вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя.
Понятия «ценности» для людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.
Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот будет восприниматься подавляющим большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги. Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.[17]
Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие во время работы, тоже рассматриваются как внутреннее вознаграждение.
Наиболее простой способ
обеспечения внутреннего
Это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение».[28]
В конце XIX в. под внешним вознаграждением понималось то, что позволяло выжить. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельской местности были так тяжелы, что крестьяне наводняли города и буквально выпрашивали, как милостыню возможность работать по 14 часов в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках почти бесплатно.
На современном этапе понятие вознаграждения несколько модернизировалось. Внешнее вознаграждение возникает уже не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений для наемных работников конца двадцатого века – зарплата, продвижение по службе, символ служебного статуса и престижа, похвала и признание, а так же дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, страховка).
Деньги – это наиболее
простой способ, которым организация
может вознаградить сотрудников. Противоречивые
оценки количества денег, необходимых
для мотивации эффективных
Некоторые теоретики относят оплату только к факторам, которые обеспечивают отсутствие неудовлетворенности, но многие практики считают, что деньги в определенных ситуациях могут служить мотивирующим фактором. Ведь наличие достаточно большой суммы денег может удовлетворять для конкретного человека потребности различного типа: физиологические, потребности уверенности в будущем и признании. Конечно, это верно, если зарплата правильно связана с результатами труда.