Перспективные направления мотивации работников УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем мотивации и перспектив совершенствования.
Для наиболее успешного решения поставленной цели данной работы – исследования методов мотивации и их особенностей – предстоит решить следующие задачи:
1) формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
2) обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения;
3) формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Мотивация персонала: теоретические основы………………………………...5
1.1 Понятие мотивации……………………………………………………..…………..5
1.2Методы мотивирования персонала…………………………………………………9
1.3 Материальные потребности как основа мотивации…………………….……….14
Глава 2 Анализ УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска………………………………………………………………………………….17
2.1 Общая характеристика…………………………………………………………….17
2.2 Анализ персонала УПФ РФ в городе Иркутске ……………………..................23
2.3 Анализ эффективности мотивации труда…………...…………………………...25
Глава 3 Перспективные направления мотивации работников УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска…………………………..28
3.1 Мотивационные факторы в работе государственного служащего..................28
3.2 Мои предложения по совершенствованию мотивирования в организации….33
Заключение………………………………………………………………………………38
Список нормативно-правовых актов и литературы………

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ И ПРАВОБЕРЕЖНОМ ОКРУГАХ Г.ИРКУТСКА (Восстановлен).doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность премирования во многом определяется правильностью  выбора показателей, их дифференциацией  в зависимости от роли и характера  подразделений, уровня должностей, ориентацией  на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.

Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых  работников.

Хотя труд в нашей  стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.[3]

Конечно, ни одна система  материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.

Потребности постоянно  меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Как отмечалось, кроме  экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.

Организационные способы  мотивации (мотивирования) включают в  себя:

  • участие в делах организации (как правило, социальных);
  • перспектива приобрести новые знания и навыки;
  • обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).

          Морально-психологические методы  мотивирования включают в себя:

  • создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
  • присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
  • признание (личное и публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными  знаками, присвоение почетных званий и др.);
  • высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
  • атмосфера взаимного уважения, доверия.[11]

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов  управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной экономической системы. В  условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов,  что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.[26]

Приведенная схема классификации  методов мотивирования является классической.  В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования.

Методы мотивирования  можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида:

  • Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
  • Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
  • Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
  • Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).[10]

В рамках этих групп методов  сегодня разрабатываются  отдельные  методики и системы мотивирования  персонала.

В современном обществе мотивация основывается на знаниях  и механизмах психологии.

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Первоначальная концепция. Метод «Кнута и пряника»       
Метод «Кнута и пряника» является сомой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности,  и  просуществовала  на  протяжении  всей истории развития человека. Основной смысл этого метода  раскрывается  в  его названии:  за  выполненную  работу  человек   получает   вознаграждение   (в древности еду, в настоящее время зарплату),  за  невыполненную  -  наказание(телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот  метод малоэффективен в современных условия, так как:

1) не  предполагает саморазвития  работника,  увеличения   производительности   по   собственной инициативе, повышение квалификации; 

2) моральное  и  социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник  не  будет  терпеть морального, а тем более материального  ущемления  своих  потребностей,  и  в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и  давно устарел  он  широко  использовался  на  рутинных,  однообразных,  монотонных операциях в Советское время. В  настоящее  время  метод  «Кнута  и  пряника» можно проследить в  следующей  схеме  оплаты  труда:  это  оплата  труда  по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный  процент  от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.[27]

Содержательные  теории  мотивации. 
       В процессе развития правители и  управленцы  стали  замечать,  что материальные факторы уже  не  так  сильно  мотивируют  работников.  Изучение потребностей человека привело к появлению  теорий  в  основе  которых  лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не  материальный,  а 
психологический. Первая такая теория связана с  именем  Элтона  Мэйо  (1880- 1945), американским  социологом,  одним   из   основателей   индустриальной социологии.   Он    выдвинул    доктрину «человеческих    отношений»    в капиталистическом  производстве,  выделил  противоречия  предпринимателей  и рабочих и обосновал их через личные отношения,  в  улучшении  которых  видел 
путь к установлению «мира в промышленности».[27]

Современные содержательные теории мотивации  основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.

Процессуальные теории мотивации  считаются наиболее современными  теориями мотивации,  они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается  в них с  точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия  на достижение различных целей.

  • 1.3 Материальные потребности, как основа мотивации

  • Человек, как и мир, который его окружает, материален. И только этот факт предопределяет достаточно большое количество проблем, которыми озабочен человек. В совокупности эти проблемы называются проблемами существования и жизнедеятельности. Человеку, чтобы сохранить свою жизнь, приходится противостоять природным катаклизмам, общественным рядовым и чрезвычайным происшествиям, естественному ходу процессов, и т.д.

    Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными  в материальной форме. Даже нематериальные блага ценятся людьми лишь в том  случае, если они потенциально способны конвертироваться в материальные блага (почет – в льготы на получение материальных благ, свободное время, результаты интеллектуального труда – в деньги, звания, должности – в возможности получения благ, и т.д.).

    Давайте представим себе такую гиперболу: что мы получим, если человека лишить всех материальных благ, которые ему необходимы для поддержания своей жизнедеятельности? Больной, умирающий от нужды и голода человек, по всей видимости, не способен на полет мысли, на творческий порыв, на развитие. У него объективно нет для этого физических сил, и противостоять внешним разрушающим силам он не сможет. Тем самым ставится под вопрос само дальнейшее существование человека.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что материальные потребности являются базовыми, и  именно вокруг них должно строиться  сложное здание мотивационного комплекса.

    В терминах теории мотивации  вознаграждение – это все, что  человек считает ценным для себя.

    Понятия «ценности» для  людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

    Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот будет восприниматься подавляющим большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги. Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.[17]

    • Внутреннее вознаграждение

    Руководитель имеет  дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие во время работы, тоже рассматриваются как внутреннее вознаграждение.

    Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий  работы и точная постановка задачи.

    • Внешнее вознаграждение

    Это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в  голову, когда слышишь само слово «вознаграждение».[28]

    В конце XIX в. под внешним вознаграждением понималось то, что позволяло выжить. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельской местности были так тяжелы, что крестьяне наводняли города и буквально выпрашивали, как милостыню возможность работать по 14 часов в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках почти бесплатно.

    На современном этапе  понятие вознаграждения несколько  модернизировалось. Внешнее вознаграждение возникает уже не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений для наемных работников конца двадцатого века – зарплата, продвижение по службе, символ служебного статуса и престижа, похвала и признание, а так же дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, страховка).

    Деньги – это наиболее простой способ, которым организация  может вознаградить сотрудников. Противоречивые оценки количества денег, необходимых  для мотивации эффективных действий, восходят еще ко времени зарождения теории человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей, в то время как сторонники научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-экономического характера ведут к усилению мотивации.[29]

    Некоторые теоретики  относят оплату только к факторам, которые обеспечивают отсутствие неудовлетворенности, но многие практики считают, что деньги в определенных ситуациях могут  служить мотивирующим фактором. Ведь наличие достаточно большой суммы денег может удовлетворять для конкретного человека потребности различного типа: физиологические, потребности уверенности в будущем и признании. Конечно, это верно, если зарплата правильно связана с результатами труда.

     

     

    Информация о работе Перспективные направления мотивации работников УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска