Перспективы развития гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

В современной западной психологии можно различить три главных направления, или течения. Как у течений в океане, между ними нет выразительных границ, однако они разные. Одно течение идентифицируется такими словами, как "лаборатория", "эксперимент", "измерение", "поведение", "статистические данные", "бихевиоризм", "когнитивная психология", "нейропсихология".

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………3
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА……………….…….…....4
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.8
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….19
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ………....21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)
 

 Содержание

     Введение………….…………………………………………………………3

  1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА……………….…….…....4
  2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.8
  3. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….19
  4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ………....21

     Заключение………………………………………………………………..23

     Список  литературы……………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  В современной западной психологии можно  различить три главных направления, или течения. Как у течений в океане, между ними нет выразительных границ, однако они разные. Одно течение идентифицируется такими словами, как "лаборатория", "эксперимент", "измерение", "поведение", "статистические данные", "бихевиоризм", "когнитивная психология", "нейропсихология". Второму течению отвечают сроки "психоанализ", "несознательное", ''возгонка", '"Я", "Сверх-Я", "Оно", "вытеснение", "фрейдизм", "динамическая психология". Третье течение определялось бы такими понятиями, как "самоактуализация", "аутентичность", "экзистенциональный вакуум", "личная автономия", "гуманистическая психология", "поиск смысла", "критическая психология". Наша антология сосредоточивается на третьем течении, что возникшая как реакция ряда выдающихся психологов в Европе и Америке на неадекватный образ человека, неявно присутствующий в двух первых течениях, из-за чего ее и называют "третьей силой" в западной психологии.

  Первое  течение можно условно назвать  естественно-научной психологией. Она явилась в XIX столетии в лабораториях немецких физиологов, таких как Э. Г. Вебер. Ґ. Т. Фехнер, Й. Мюллер, Г. фон Гельмгояц и окончательно сформировалась как отдельная наука в время учреждения немецким философом и психологом Вильгельмом Вундтом С, 1832 —1920) психологической лаборатории при Лейпцигском университете в 1879 г. Знаменательным есть то, что главное произведение Вундта имел название "Основы физиологической психологии" (1873). Отделившись от философии, частью которой она была к тому времени, психология строилась по образцу чрезвычайно успешных в XIX столетии естественных наук и приспосабливала присущий им общий методический подход к изучению предмета своих студий — психических процессов человека.

    1.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

  Одним из основателей гуманистической  психологии считается американский исследователь К. Роджерс (1902— 1990). Центральным звеном личности, по К. Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», что порождается во взаимодействии с другими людьми. Однако формирование самооценки не приходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и тогда возникает дилемма — ли принять оценку других, остаться ли с своей. Ложное представление о себе приводит  к крайностям в перекручивании самооценки. Такие случаи могут вызвать невротические конфликты и нуждаются в помощи психолога в создании гибкой самооценки. Способность к гибкой самооценке, умение под натиском опыта переоценивать систему ценностей, которая возникла раньше, — все это определяется К. Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в разных жизненных ситуациях. Благодаря К. Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.

  Другой  представитель гуманистической  психологии  — Г. Олпорт (1887—1967) — считал личность открытой системой: развитие личности всегда осуществляется в взаимосвязи с другими людьми. Личность, по его определению, — это динамическая организация особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт индивида, которые определяют уникальность его взаимодействия с средой, прежде всего социальной. Однако в этих отношениях нет равновесия между окружающей средой и человеком. Человек должен все время устанавливать новые отношения и развивать имеющиеся, то является постоянно «разрывать» гомеостаз. Ведь» постоянное развитие личности является основной формой ее существования. Социальные отношения конституируют, по Г. Олпорту, личность, «отвязывая» ее от биологических потребностей.

  Как важный механизм развития личности Г. Олпорт признает «черту», под которой  он понимает «черты-мотивы», «черты-интересы», то есть мотивы поведения, которые действуют  в данный момент. Каждый человек  рождается с определенным набором  «черт-мотивов», которые потом трансформируются, подлежат изменению. Существуют два  класса черт — основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение  человека, а инструментальные формируют  ее. Основные черты переплетаются  с инструментальными, что оказывает  содействие формированию личности.

  Каждой  личности присущие главные, кардинальные черты и черты второстепенны. Необыкновенные люди характеризуются  наличием доминирующей, центральной  черты. У обычных же людей таких  признаков может быть несколько. Здоровой личности, по Г.  Олпорту, присущи такие черты, как активная позиция относительно  действительности;  доступность  опыта для  сознания, то является способность видеть события собственной жизни такими, которыми они являются, не применяя «психологической защиты»; самопознание; способность к абстракции; постоянный процесс индивидуализации; функциональная автономия черт; стойкость к фрустрации. Важным условием развития личности признается возможность оказывать сопротивление равновесию. Напряжение может поддерживаться, а не устраняться. При этому ученый базирует свои взгляды на биографиях выдающихся людей, для которых жизнь — это беспрерывное преодоление трудности, большее того — они сами хотят  этого,   искать  и  одолевая  препятствия.   Невротическую личность, по Г. Олпорту, характеризует наличие таких черт, как пассивная позиция относительно мира; применение разных видов психологической защиты — вытеснение, возгонки, проекции, замещение; искривление истинного состояния вещей; ограниченность мышления; «окоченелость» развития.

  Итак, личность конкретного человека характеризуется  определенной системой черт-мотивов, или  диспозиций, которая определяет ее поведение и развитие.

  Американский  психолог, один из основоположников гуманистической  теории А. Маслоу (1907-1970) главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражение, раскрытие потенций к творчеству и любовь, в основе которых лежит гуманистическая потребность приносить людям добро. Он утверждал, что человеку, как и животному, не присущий прирожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд. Наоборот, в них заложенный инстинкт сохранения своей популяции, которая заставляет их помогать одно один. Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присущий здоровому человеку, а наибольшей мерой — выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностей. Поступь общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовлетворением гуманистических потребностей.

  По  А. Маслоу, ядро личности образовывают гуманистические потребности в  добрые, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек  и которые она может реализовать в определенных условиях. Однако эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при условиях удовлетворения других потребностей и прежде всего физиологических. Большинства же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархию потребностей, согласно Маслоу, составляют:

  1) физиологические потребности;

  2) потребности в безопасности;

  3)  потребности в любви и благосклонности;

  4)  потребности в признании и оценке;

  5)  потребности в самоактуализации — реализации способностей и талантов.

  Самоактуализации  достигает лишь небольшое количество людей, которые представляют собой  личности. Маслоу называет такие их особенности, как непринужденность в поведении, деловую направленность, избирательность, глубину и демократичность  в отношениях, независимость, творческие проявления и др.

      Большинство теоретиков – персоналистов работают в двух направлениях: обязательное изучение устойчивых различий между  людьми; опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого  поведения.

      Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

      В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение

      Это течение начало развиваться в 30-е  годы 20 века. Оказало большое влияние  на социальную психологию. Психологи  стали интересоваться личностью  как «эмпирическим Я» и внутренней структурой личности.

      Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХв. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данному направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др.

      Методологические  позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

  • 1. Человек целостен;
  • 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  • 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
  • 4. Человеческая жизнь — единый процесс;
  • 5. Человек открыт к самореализации;
  • 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической  психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

      Личность  рассматривается как некое психологическое  образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого  опыта, усвоения общественных форм поведения.

      Главным предметом Г.п. является личность как  уникальная целостная система, которая  представляет собой не нечто заранее  данное, а «открытую возможность» само актуализации.

      Г.п. в первую очередь сконцентрирована на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи  подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и  самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

      Природа человека, согласно принципов Г.п.

      ·        СВОБОДА. Человеческая свобода и ответственность за свои решения.

      ·        РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Человек разумен и сознательно оценивает свой жизненный опыт.

      ·        ХОЛИЗМ. Целостность индивида, неотделимость физиологии и психики.

      ·        КОНСТУЦИОНАЛИЗМ. Все потребности инстинктоидны. Основной побудительный мотив – реализовать врожденный потенциал.

      ·        СУБЪЕКТИВНОСТЬ.

 

 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

   Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках к-рой эта теория создана. В качестве осн. движущей силы функционирования личн. рассматривается тенденция к  самоактуализации или потребность  чел. реализовать свои врожденные потенциальные  возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологии, и  холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, соответственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

   Фундаментальное понятие теории Роджерса — «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

   В тенденции самоактуализации очень  важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

   В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, к-рая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

Информация о работе Перспективы развития гуманистической психологии