Перспективы развития гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

В современной западной психологии можно различить три главных направления, или течения. Как у течений в океане, между ними нет выразительных границ, однако они разные. Одно течение идентифицируется такими словами, как "лаборатория", "эксперимент", "измерение", "поведение", "статистические данные", "бихевиоризм", "когнитивная психология", "нейропсихология".

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………3
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА……………….…….…....4
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.8
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….19
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ………....21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

   Иерархия  потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Чел. необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

   Удовлетворение  потребностей, расположенных в основании  иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Нек-рые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего», чел. обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

   Все мотивы чел. можно поделить на две  глобальные категории: дефицитарные (или  Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы явл. стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение  неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

   Мотивы  роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные  со стремлением личн. актуализировать  свой потенциал. Они обогащают жизн. опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей явл. потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

   Мотивационный статус здорового чел. состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей  миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы чел. на поверхность, примирение с внутр. самостью, сердцевиной личн., ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальное функционирование».

   Самоактуализация  — чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собств. потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим чел. стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внеш. окружения. Препятствием для самоактуализации явл. также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту.

   Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует  назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личност. росте, благодаря к-рым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей — нормальное явление, а у среднего чел. происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости — одно из тех, ради к-рых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуж дающем, веселом восприятии мира и человеч. существа в их полноте и целостности.  

   ПСИХОЛОГИЯ  СОЗНАНИЯ (У Джемс)

   Среди наиболее продуктивных идей научн. психологии идея «потока сознания», выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

   С т. з. Джемса, «сознание личн. заключается  в осознании потока мысли, в к-ром  каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные  этим частям объекты, сосредоточивает  на нек-рых из них свои заботы как  на своей личн. и присваивает последней  все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».

   Анализируя  сознание и соотнося его с личн., Джемс выделяет три структ. части  личности 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личн. — это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент—это наше эмпирическое «Я», к-рое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент — это наше чистое «Я». В стр-ре эмпирич. «Л» можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное созна-вание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремления и др.). В свою очередь, социальное «Я>,- имеет «столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением к-рых дорожит человек».

   Для понимания разл. душевных состояний  чел. большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, к-рые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джемс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения пр итязаний к нулю. Джемс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «.Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Разл виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личн. внизу, духовной—наверху иразл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и разл. виды самоуважения, присущие им. Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.

 

   

   3. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  

   КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ» (Б. Г. Ананьев)

   Концепция построена на теор и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция — это единый процесс во всей множественности его состояния и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в об-ве.

Индивидуальность  — это продукт слияния социального  и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личн. и  субъекта в общей стр-ре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

   Личн. — составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ, индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность—«вершина» всей стр-ры человеч. свойств, то ин дивидуальность —это «глубина» личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психич. активности

   Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и об-вом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в  личн. с ее социальными связями  и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности — внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, к-рые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

   В личности Ананьев различал интериндивид, стр-ру как то социапьное целое, к  к-рому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями  в деятельности, и интраиндивид. стр-ру, включающую пять иерархически связанных подстр-р (психич. процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками)» как внутр. психич. образование самой личности.

   Стр-ра личн. строится одновременно по субординационному  принципу соподчинения более общих  свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при к-ром взаимодействие коррелируемых свойств

 

  

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

  Рационально-техническое  мышление и его всестороннее технологическое  применение в современной цивилизации  привели к значительному возрастанию  благосостояния в западных странах, однако не оказывали содействие улучшению  удовлетворения жизнью, не породили больше счастливых людей. Произошло в самый  раз наоборот, указывает в своей  новой книжке "Потеря счастья  в странах рыночной демократии" американский политолог Р. Э. Лейн (2000). Хотя граждане тех стран вообще удовлетворенные  своим материальным положением, социологические  опросы показывают, что каждый раз  все меньшее из них чувствуют  себя счастливыми. Значит, если люди находятся  вне границ бедности, дальнейшее нагромождение  материального добра не приносит им счастье. На это еще в 1960-х годах  обратил внимание Эрих Фромм, назвав современного человека Ното сопзитепз и заявив, что ''мы как люди не имеем иной цели в жизни, как. только каждый раз большее вырабатывать и потреблять" (1968). Американский антрополог С. Даймонд называет этот феномен "манией потребления" (1974).

  Факт  неудовольствия жизнью заметил также, в работах с пациентами австрийский психиатр Виктор Франкл. Он назвал этот феномен "екзистенциональным вакуумом", если человек не знает, для чего ему жить. По Франклу, задача психотерапии как раз и состоит в том, чтобы помочь пациенту найти какую-то надличностную цель в жизни (1963).

  Индустриальные  средства производства товаров привели  также к катастрофическому загрязнению  окружающей среды. Производство ядерного, химического и биологического оружия и их потенциальное применение в  третьей мировой войне, что казалось возможным как один из результатов  “холодной войны" между СССР и  США, угрожали полнейшим разрушением  человеческой жизни на нашей планете. Угроза существует, поскольку тенденция  производить это оружие длится, охватывая  каждый раз большее число держав нашей планеты, которые не всегда руководствуются общечеловеческими  принципами мирного сосуществования.

  Наша  технологическая цивилизация, которая  появилась на базе научных достижений рационально-технического мышления, отодвигает на "задний план" человеческие чувства, эмоции, расположения духа, все, что  связанное с метафорой человеческого "сердца". В результате чуть ли не главной психологической характеристикой  человека XX столетия явилась его "бессердечность". Брак "сердца" оказался наиболее ярко и жестоко в сталинских и нацистских концентрационных лагерях, но и в нашей ежедневной жизни можно заметить брак сердечности. Еще в начале XX столетие Б. П. Вышеславцев, один из учеников украинского "философа сердца" Памфила Юркевича, писал, что: “потеря культуры человеческого сердца в современной жизни есть потеря жизненных сил, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, как какой-либо склероз сердца, каким  поражена вся современная цивилизация. Из-за этого ее жизнь так похожа на смерть, ее веселье так похоже на скуку, она преисполненная чувством безысходной тоски" (цдт.  Шикаренко, 1996.—(С. 13-14).

  В ответ на бессердечность и дегуманизацию  современного мира, гуманистические  психологи призывают, как когда-то в дореволюционных временах призывал наш драматург Николай Кулиш  устами героя своей пьесы "Народный Малахай": “Нужна немедленная реформа  человека!" Гуманистическая психология может стать одним из указателей в этом направлении.   
 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Рассматривая  личность как общественное существо, нельзя забывать про его естественную сущность. Естественное «снимается»  в общественному, но не устраняется, оно действует на всех этапах жизни  личности. Следует различать понятие  «индивид» и «личность». Человек  является индивидом на всех этапах онтогенеза и при всех условиях, а личностью становится и может  перестать быть ею. Необходимо одолевать  абсолютное противопоставление естественной и общественной, биологического и  социального в жизни личности. Нет общественного, социального  без естественного, биологического, как нет общества вне взаимодействующими в нем индивидами. Наиболее продуктивным, по мнению Г. С. Костюка, является подход к проблеме структуры личности, которая  опирается на анализ ее деятельности. Ведь общественные условия определяют психические свойства личности лишь через действия самого индивида.

     Связь между деятельностью личности и  ее психическими свойствами сложная  и многозначная. В той же самой  деятельности, например учебной или  трудовой, психические свойства нередко  формируются по-разному. Качества личности, которые возникают в ходе деятельности, заключаются в структуру ее дальнейшей деятельности, испытывают изменения, дифференцируются и интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, которым является структура личности. Последняя выступает при этом как стойкая и динамическая система  психических свойств. Структуру  личности образовывают разные психические  свойства. Это прежде всего сознание и самосознание. Индивид становится личностью, поскольку он сознает  окружающее бытие и себя самого, свое отношение к нему, свои функции  и обязанности.  

Информация о работе Перспективы развития гуманистической психологии